Анализ особенностей структурной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы. Исследовать особенность государственной структурной политики Российской Федерации в условиях глобализации.
Задачи данной работы. Определить цели и задачи структурной политики России в наши дни. Отразить влияние глобализации на экономику других стран. Исследовать влияние глобализации на структурную политику современной России.

Содержание

Введение
1. Цели и задачи государственной структурной политики России в наши дни
2. Понятие глобализации и её влияние на экономику разных стран
3. Влияние глобализации на структурную экономику современной России
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 36.66 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Цели и задачи государственной  структурной политики России  в наши дни

2. Понятие глобализации  и её влияние на экономику  разных стран

3. Влияние глобализации  на структурную экономику современной  России

Заключение

Литература

 Введение

Актуальность. На сегодняшний  день практически каждого человека волнует вопрос мирового финансового  кризиса, а точнее его влияние  на самого человека, его семью и  страну. Мировой финансовый кризис, зародившись в США, быстро стал распространятся  на другие страны и, выйдя за рамки  финансового рынка, перекинулся  на экономику всех стран. Однако в  зависимости от степени интегрированности  в мировую экономику, каждая из стран  ощутила влияние кризиса по-разному, но большая часть населения всех стран почувствовала влияние  кризиса на себе: безработица, снижение заработной платы, закрытие предприятий  и т.д. Поэтому не только экономисты и политические деятели, но и простой  человек задается вопросами: "Нужна  ли нам глобализация? Каковы её влияния  на нас и нашу страну?". По этому, считаю, необходимым рассмотреть  влияние мировых глобальных процессов  на нашу страну, а именно на структурную  политику нашей страны, которая претерпевает постоянные изменения на протяжении десятилетий. Именно изменения в  структуре экономической системы  может стать залогом успеха или  провала для всей страны в сфере  социальной защищенности граждан, стабильности экономической системы, отлаженного  функционирования всех отраслей производства в условиях общемировой финансовой, экономической и социальной интеграций.

Цель данной работы. Исследовать  особенность государственной структурной  политики Российской Федерации в  условиях глобализации.

Задачи данной работы. Определить цели и задачи структурной политики России в наши дни. Отразить влияние  глобализации на экономику других стран. Исследовать влияние глобализации на структурную политику современной  России.

Объект данной работы. Влияние  глобализации на структурную политику современной России.

Предмет данной работы. Структурная  политика современной России.

Методы исследования, использованные при написании данной работы. Основные методы использованные при написании  данной работы - аналитический и  статистический.

При написании работы использовались работы следующих авторов: Кудров В., Коташов В.,Ершов М, Гохберг Л., Сажина М.А, Чибриков Г.Г., Забелин С., Кортен Д., Медоуз Д., Норберг-Ходж Х., Шуберт К., Кох Р., Иохин В.Я., Николаева  И.П., Долгов С.И. , Малышева Д, Долгов С.И., Богомолов О.Т . и других, а так  же материалы выступлений политических деятелей и отчеты правительства.

 

1. Цели и задачи государственной  структурной политики России  в наши дни

 

Под структурной политикой  понимается система мер, направленных на планомерную перестройку структуры  общественного производства в соответствии с прогрессивными сдвигами в науке, технике и технологии с учетом общественных и индивидуальных потребностей [10, C.451]

 

Цель данного направления  политики -- стимулирование научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности  национальной экономики, решение ряда социальных проблем, а так же обновление инфраструктуры. Конкретные формы реализации этой политики проявляются в селективной  поддержке государством определенных отраслей и видов производства.

 

Структурную политику можно  рассматривать в широком и  узком смысле. В первом случае имеется  в виду воздействие на всю совокупность структурных элементов в экономике. Речь идет о влиянии государства  на отраслевые, территориальные и  организационно-институциональные  пропорции. Ко второму случаю относятся  действия государства по косвенному регулированию соотношения размеров фирм, нахождению наиболее оптимальной  пропорции между их размерами. Государственные  меры по формированию инфраструктуры также относятся в широком  смысле к понятию "структурная  политика".

 

При более узкой трактовке  данного термина принято понимать воздействие лишь на изменения отраслевых и производственных пропорций. Региональные аспекты деятельности государства  получают самостоятельное лексическое  обозначение "региональная политика". Меры по отношению к организационно-институциональным  пропорциям не получили в литературе специального термина.

 

Смысл структурной политики государства состоит, естественно, не в том, чтобы заменить или продублировать роль частной экономики. Основная побуждающая  сила структурных сдвигов -- рынок. Однако государство оказывает ему поддержку, поскольку процесс формирования новых пропорций порой необходимо интенсифицировать (например, под влиянием внешней конкуренции) или обеспечить ликвидацию социальных издержек, вызванных  структурными переменами.

 

Общеэкономическая задача структурной  политики - поддержание макроэкономического  равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства  является формирование оптимальной  структуры хозяйственного комплекса  для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.

 

При разработки структурной  политики России важное значение имеет  выявление особенностей отраслевой и воспроизводственной структур национальной экономики и мировых  тенденций изменения этих структур в процессе экономического развития.[12, C. 403]

 

В настоящее время структура  российской экономики не позволяет  в полной мере обеспечить высокие  и устойчивые темпы роста. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации [2], в отраслях, доминирующих в структуре производства (топливно-энергетический комплекс, металлургия), наблюдается тенденция снижения темпов роста и в связи с  этим указанные отрасли не смогут расти в долгосрочной перспективе  темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые  могут развиваться темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая, лесная, производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли  промышленности, а также строительство  и связь), занимают в структуре  экономики менее одной трети. Все эти тенденции наблюдались  с 2005 по 2008 год, однако стоит так же отметить, что мировой финансовый кризис оказал значительное влияние  на структурную экономику России и в настоящее время в доминирующих отраслях российской экономики наблюдается  снижение, а именно добыча основных первичных топливно-энергетических ресурсов сократилась на 5,6 % в сравнении  с 2008 годом, в прочих отраслях так  же наблюдается снижение производства (химическая промышленность на 5,4%, производство машин и оборудования на 28,4%. [3]

 

В связи с вышеизложенным, основным направлением структурной  политики России является повышение  конкурентных преимуществ экономики  страны через достижение четырех  взаимосвязанных целей:

 

1. Повышение конкурентоспособности  отечественных производителей товаров  и услуг на внутреннем и  мировом рынках, а так же увеличение  доли отраслей, производящих изделия  с высокой степенью переработки  и сферы услуг.

 

2. Устранение структурных  дефектов, накопленных за последние  годы, а именно: реструктуризация  убыточного сектора экономики,  поддерживаемого государственными  субсидиями, реорганизация монопрофильных  городов и т.д.

 

3. Завершение трансформации  существующих малоэффективных институтов  экономики "переходного типа" (структуры государственной собственности,  товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы  государственного регулирования  и ряда других) в институты,  отвечающие требованиям современной  рыночной экономики [1].

 

4. Увеличение темпов перестройки  и развития экономической системы,  предприятий и рынков в процессе  общемировой экономической трансформации,  проходящей на базе новых информационных  технологий, усиления глобальных  и региональных интеграционных  процессов.

 

Основными факторами, сдерживающими  развитие потенциально конкурентоспособных  предприятий, помимо мирового финансового  кризиса, и вышеуказанных структурных  дефектов являются:

 

1. Низкий уровень управления  на предприятиях, что можно объяснить  недостаточным опытом функционирования  в условиях рыночной экономики,  а так же слабым развитием  консалтинговых услуг и системы  подготовки управляющего персонала;

 

2. Минимальный уровень  интеграции отечественной экономики  в мировую экономическую систему,  определяемый не только низкой  конкурентоспособностью, но и институциональными  факторами (недостаточно активным  участием России в деятельности  международных экономических организаций,  неразвитостью инфраструктуры содействия  экспорту) [1]

 

3. Слаборазвитые инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций  и т.п.;

 

4. Недостаточное финансирование  и управление инфраструктуры, обеспечивающей  освоение инноваций;

 

5. Недостаточная гибкость  рынка труда, связанная с барьерами  на пути межрегиональной миграции  рабочей силы и недостатками  системы профессионального образования  и переквалификации.

 

В этих условиях первоочередными  задачами структурной политики становятся[1]:

 

1. Повышение инновационной  активности и опережающее развитие  высокотехнологичного сектора экономики;

 

2. Стимулирование экономического  роста и повышение эффективности  производства на микроуровне  через поддержку формирующихся  цепочек импортозамещения, экспортных  контрактов и использование других  косвенных инструментов;

 

3. Снижение транзакционных  издержек деятельности предприятий  за счет развития институтов  рынков товаров, услуг, труда  и капитала, формирования инфраструктуры  обеспечения предпринимательской  деятельности;

 

4. Прекращение прямого  и косвенного субсидирования  неэффективных предприятий, эффективная  селекция работоспособных предприятий,  повышение действенности института  банкротств, реструктуризация неэффективного  сектора экономики, решение проблем  монопрофильных городов;

 

5. Стимулирование процессов  реструктуризации и реформирования  предприятий, повышения их эффективности,  в том числе через развитие  рынка консалтинговых услуг, содействие  процессам интеграции и образования  крупных эффективных и конкурентоспособных  компаний при всемерном содействии  развитию малого и среднего  бизнеса;

 

6. Окончательное снятие  с предприятий бремени содержания  некоммерческих звеньев;

 

7. Сокращение и оптимизация  государственного сектора при  росте эффективности управления  государственным имуществом;

 

8. Повышение эффективности  естественных монополий путем  обеспечения большей информационной  прозрачности и ужесточения контроля  за их издержеками; организационного  разделения естественно-монопольных  и немонопольных сегментов; формирования  конкурентной среды в немонопольных  сегментах; обеспечения равного  доступа к сетям; обеспечения  контроля за поддержанием необходимого  уровня инвестиций;

 

9. Реализация целевых программ  развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование  конкурентной среды, создание  равных и предсказуемых условий  экономической деятельности в  России, как в масштабе всей  экономики, так и на конкретных  отраслевых рынках.

 

В целом можно сделать  вывод, что для реализации современной  структурной политики, необходимо применить  следующие базовые принципы:

 

1. Главный регулятор экономического  развития страны - конкурентоспособный  рынок;

 

2. Минимальное и оптимальное  вмешательство государства в  экономику;

 

3. Открытость экономики;

 

4. Максимальная свобода  и открытость экономической деятельности  на микроуровне.

хозяйственный ресурс глобализация экономика

2. Понятие глобализации  и её влияние на экономику  разных стран

 

 

Глобализация - это процессы влияния различных объективных  условий и факторов международного характера (например, становление многоуровневых экономических и политических связей и отношений, высокие темпы развития техники и научно-технического прогресса, интенсификация культурного обмена, ускоренное развитие средств информации и массовой коммуникации, устранившее  многие пространственно-временные  ограничения контактов, и др.) на современную социальную реальность и развитие отдельных стран, и, безусловно, самый мощный ее фактор - экономический, проявляющийся в интернационализации  хозяйственных систем, в формировании международного производства и наличии  транснациональных корпораций, действующих  одновременно во многих странах и  использующих новые исторические реалии в своих интересах, в становлении  гигантских финансовых потоков и  т.д. Это объективный процесс, демонстрирующий  мировому сообществу возрастание взаимосвязанности  и взаимообусловленности отдельных  государств и культурных миров [5, C. 11].

Информация о работе Анализ особенностей структурной политики