Анализ влияния земельной ренты на формирование доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма по образованию и распределению земельной ренты в сельскохозяйственных предприятиях агропромышленного комплекса поселения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить основные процессы организационно-экономического характера происходящие в агропромышленном комплексе поселений влияющие на образование земельной ренты;
рассмотреть механизмы действия организационного и экономического характера по образованию и распределению земельной ренты;
выяснить объективные возможности совершенствования организационно-экономического механизма изъятия земельной ренты;

Содержание

Введение_____________________________________________________2
Глава 1. Земельная рента как экономическая категория
История возникновения и развития земельной ренты ___________________________________________________________4

1.2. Экономическое содержание земельной ренты___________________________________________________________8
Глава 2. Анализ влияния земельной ренты на формирование доходов бюджета
2.1.Эволюция нормативно-правового порядка исчисления и взимания земельной ренты в РФ_____________________________________________________________9
2.2.Порядок изъятия и перераспределения земельной ренты .
Совершенствование экономического механизма перераспределения земельной ренты _______________________________________________________________15
2.3 Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц _______________________________________________________________25

Заключение____________________________________________________27
Список использованной литературы____________________________________________________30

Приложения

Работа содержит 1 файл

зем рента.docx

— 134.17 Кб (Скачать)

Налоговой базой признается сопоставимая по кадастровой  стоимости площадь сельскохозяйственных угодий. Определение налоговой ставки ЕСХН с точки зрения арифметических расчетов не представляет сложности. Поскольку налоговым периодом признается квартал, то для определения налоговой ставки закон (ст. 346) предписывает делить квартальную величину налогов и сборов, подлежащих уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней в соответствии с общим режимом налогообложения за предшествующий календарный год. Изменить рассчитанную таким образом ставку законодатели могут для отдельных налогоплательщиков только в пределах 25%.15 Сумма налога исчисляется налогоплательщиком как произведение налоговой ставки и налоговой базы. На данном этапе решение справедливо и вызвано тем, что в современных условиях нужны методы расчета налоговой ставки ЕСХН в условиях спада и убыточности сельскохозяйственного производства и сохраняющегося диспаритета цен. В странах с развитой рыночной экономикой земельный налог стал существенным источником пополнения государственных и местных бюджетов, достигая в отдельных случаях более 40% от их доходной части. Как правило, от цены земли он составляет 1,5–2%. Как известно, существует 2 подхода для определения экономической оценки земли: 1)на основе рентного дохода; 2) на основе совокупного дохода. При выработке современной методики определения кадастровой стоимости земли в России за основу был взят первый подход. Но выше нами показано, что в современных условиях он недостаточен, так как налоговая система, основанная на нем, приведет к еще более пагубным последствиям в аграрной сфере экономики. Следовательно, необходимо совершенствовать ЕСХН путем совмещения двух выше названных подходов. Величина кадастровой стоимости на основе возможного расчетного рентного дохода может быть использована для установления цен земельных участков и реально полученной прибыли, но не может служить единственной базой для определения величины ЕСХН.  
 

2.2 Порядок изъятия земельной ренты. Совершенствование экономического  механизма перераспределения земельной ренты.

  Извлечение земельной ренты представляло болезненную тему, поскольку затрагивала интересы всех слоёв общества. Классики экономической теории писали, что первопричина многих экономических проблем кроется в земельном рынке, то есть в способе, какими делится или не делится доход от земли между людьми.

 По их мнению рентный доход, быстро возрастает в силу естественного хода событий и прогресса общества. Не изъятый налогообложением становится источником богатства даже во сне, без труда, без риска и без затрат.

А. Смит писал: «  раз рента создается трудом природы, она по справедливости должна принадлежать обществу, а не владельцам земли, изыматься  в доход государства и расходоваться  на общественные нужды». Подобной точки зрения придерживался Милль, который отмечал, что «если исходить из принципа всеобщей социальной справедливости то постоянное повышение стоимости земли вследствие труда и общественного развития должны принадлежать обществу, а не владеющему землей и недрами, а потому государство имеет право облагать стихийный рост ренты налогом по самой высокой ставке диктуемой финансовыми потребностями.

     Подобный  подход уже принимается в ряде  стран: Норвегия(создан так называемый фонд «Будущих поколений», в который перечисляются определенные суммы за использование природных ресурсов), штат Аляска(США).

  Можно выделить  три уровня на которых развертывается борьба за ренту.

  • первый уровень составляют производители, которые инвестируют средства в приобретение для себя льготных условий производства;
  • второй уровень-наличие производителей, готовых платить за получение исключительных прав.
  • третий уровень связан с распределением средств, собранных государством в результате той или иной деятельности.

Основные проблемы извлечения ренты можно представить  следующими направлениями:

  • характеристика извлечения ренты, как растрачивание ресурсов;
  • включение в термин «извлечение ренты» явлений и факторов, связанных с рыночной деятельностью организаций.

Исходя из вышеизложенных теоретических положений можно  заключить , что основной целью земельной политики органов местного самоуправления в поселениях  является рациональное и эффективное использование земель и прочно связанной с ней недвижимостью.

   Под рациональным  и эффективным использованием  земель и недвижимости поселений  мы понимаем такое использование,  которое обеспечивает получение  максимального возможного дохода( земельной ренты) от использования земель и недвижимости основанного на полном и всестороннем учете качественных свойств земель и объектов недвижимости при сохранении и развитии всех потребностей граждан города, общества.

Действующая в  настоящее время система налогообложения  земли формировалась в 1991 году и  основывается на нормативно закреплённых нормативных ставках устанавливаемых  в рублях на единицу площади, которые  с тех пор индексировались  путем внесения законодательных  поправок. Например, суммарная величина индексации за земли поселений 1992 года увеличилась более чем в 8400 раз. В результате эта система характеризуется ярко выраженным несправедливым распределением налогового бремени. Налоговое бремя ( отношение действующих ставок земельного налога к величине земельной ренты и нормативной цены земли) на земли сельскохозяйственных товаропроизводителей выше, чем на земли поселений. Ставки налога на пашню учитывая сложное экономическое положение хозяйств были приняты в размере 10-25% от земельной ренты. К тому же необоснованное количество льготников привела к тому что земельный налог фактически уплачивали лишь только 25% землепользователей, что сразу отражалось на доли земельных платежей в бюджетах. Ежегодная индексация ставок земельного налога, арендной платы привела к тому, что ставки земельного налога  для одного колебались в пределах 29-54 раз. Неустойчивость системы налогообложения увеличивает риски собственников и инвесторов , лишая город дополнительных поступлений.

   Начиная с 1995 года Правительство России ежегодно индексирует ставки налога и арендной платы. Индексация ставок земельного налога и арендной платы носила в основном антиинфляционный характер и не была связана с рыночными ценами. Несмотря на собираемые суммы (свыше 3 трлн. руб.) не удалось достичь желаемого результата, как в фискальной так и в части регулирования земельных отношений. Основная причина такого положения- низкий уровень налога и огромное число льготников. Так или иначе в Москве взымается налог с 20% земель.

  А.П. Оверчук и Н.П. Фомин16 в своей работе  отмечают, что действующий земельный налог не побуждает собственника земельного налога к более рациональному и эффективному использованию. Практика ежегодных индексаций исчерпала себя. Прирост земельных платежей в 2000-2001 годах составила 112%. Однако индексация 2002 года не привела к желаемому результату. Фактическое поступление земельных платеже составила 77%. Этот свидетельствует о том что решение об уровне налогообложения не могут приниматься без учета состояния экономики страны. Другой причиной реформирования системы налогообложения земельной ренты авторы отмечают  неравномерное распределение налогового бремени ( отношение земельного налога и арендной платы к нормативной цене земли.

В 1989 году в стране была выполнена оценка земель по земельно-оценочным  районам с учетом продуктивности и доходности земель. На основании  полученных расчетных данных определены средние ставки земельного налога. В понятие «доходность» вкладывалось понятие рентной части дохода с земель , но земельно-оценочный район это огромнейший участок территории региона.

Поэтому говорить о размере ренты можно говорить приближенно, поскольку полученная сумма не отражает особенностей отдельных  частей района. Такой подход был  обоснован для переходной экономики. Далее полученные ставки, для не сельскохозяйственных  земель дифференцировались местоположению и градостроительной ценности. На основании коэффициента дифференциации  получались дифференцированные ставки, которые ежегодно индексировались17

 В сложившихся  экономических условиях Россия, с начала нынешнего века ведется глубокий спор о методах учета и изъятия земельной ренты. Отечественные ученые выделяют два метода учета земельной ренты.

  • Исходя из получаемого дохода по ежегодным отчетным данным. (земельный налог изымается через подоходный налог или часть прибыли)
  • Кадастровый метод, основанный на экономико-статистических методах.

Для обоих методов  следует отметить общий недостаток. Эти методы не отражают той доли, которая связана с разнокачественностью земель, организаторской деятельностью хозяйств.

Существующее  распределение земельной ренты  также можно представить двумя  методами:

  • Ценовой (косвенный) метод( По мнению Р. Яркулина    в условиях нестабильной экономической ситуации данный метод не позволяет учитывать действительную величину изымаемого дохода рентного характера)18;
  • Финансовый (прямой) метод ( по сравнению с ценовым методом находится в более тесной взаимосвязи с производством и представленными открытыми формами изъятия -земельными рентными платежами)

                                                                    

  • Порядок системы перераспределения земельной ренты

Региональный  закон « О плате за землю» 19, Федеральные нормативные акты о бюджете страны и индексации ставок земельных платежей установлены следующие пропорции разделения собираемых земельных платежей в федеральный бюджет 30%(платежи от сельскохозяйсвенных земель 50%), в региональный бюджет- 20(от с/х земель -10%), в бюджет местного самоуправления. Собранные суммы используются для следующих целей и в следующих пропорциях. Для регионального бюджета:

  • Финансирование мероприятий по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу-30%
  • Освоение новых земель-50%
  • Инженерное обустройство территории-20%

    Для федерального бюджета :

    • Финансирование мероприятий по землеустройству, земельному кадастру, мониторинга-30%
    • Освоение новых земель-50%
    • Инженерное обустройство территории-20%

Совершенствование методов распределения земельной  ренты. Как было отмечено, существующая система распределения земельной ренты оставляет в распоряжении местного самоуправления незначительные суммы.

Профессором Будаговым А.Г. предлагается следующая схема:

Каждое муниципальное  образование оставляет у себя 75% собранных сумм земельных платежей,  оставшуюся сумму в региональный бюджет.

Все  земельные  платежи аккумулируемые в региональном бюджете делятся в пропорции 75%-остаётся в регионе, а 25 % направляются в федеральный бюджет.

Использование собранных денежных средств предусматривается в следующем виде:

Бюджет МО:

  • Разработка мероприятий по использованию и охране земель-25%
  • Проведение мероприятий по охране земель-25%
  • Вложение в повышение качества-25%
  • Вложение в ценные земельные бумаги-25%    

Региональный  бюджет:

  • Разработка мероприятий по использованию и охране земель(на уровне регионального бюджета)-25%
  • Проведение мероприятий по охране земель-25%
  • Вложение в повышение качества-25%
  • Вложение в ценные земельные бумаги-25%    

Федеральный бюджет:

  • Разработка мероприятий по использованию и охране земель(на уровне федерального финансирования)-25%
  • Проведение мероприятий по охране земель-25%
  • Вложение в повышение качества-25%
  • Вложение в ценные земельные бумаги-25% -50%(от сельскохозяйственных земель-40%)

      Однако  возникает вопрос, а каким должен  быть максимальный размер ставок  земельного налога , чтобы не происходило нарушение процесса производства? Законодательно прописаны лишь верхние и нижние пределы ставок в зависимости от величины населенного пункта. Введение максимальных ставок земельного налога приведет к увеличению налоговой нагрузки на предприятие до 54%. Снижая налоги оборотные, а вводя налоги имущественные государство увеличивает ставки земельного налога ( за последние 2 года в  3,6 раза). Государство чтобы стимулировать установление максимальных ставок разрешило муниципальным образованиям оставлять до 85% доходов от продажи земель.

    По мнению профессора А. Будагова20 подобное распределение недопустимо поскольку значительная сумма земельных платежей уходит из региона непосредственного сбора.

    Следует отметить единственное проявление дифференциальной ренты и это вложение денежных средств, в создание улучшений земельных  участков, в инженерное обустройство территорий.

    • Совершенствование экономического механизма изъятия и перераспределения земельной ренты.

    Определение одного из особых свойств земли гласит, что земля является пространственным базисом для бытия человека. В  условиях рыночной экономики земля  при умелом использовании может  служить базисом для финансовой стороны города, его финансовой самодостаточности  и независимости. Основой формирования финансовой системы являются  земельные  платежи , а точнее использование земельной ренты для общественных целей.

Информация о работе Анализ влияния земельной ренты на формирование доходов бюджета