Анализ затрат на производство и себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить и целью любого коммерческого предприятия является максимизация прибыли при минимальных совокупных затратах. Прибыль предприятия, фирмы зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство.
Себестоимость продукции представляет собой совокупность расходов в стоимостной оценке, относимых только к данному периоду времени, связанных с осуществлением обычных видов деятельности и отражаемых в финансовой отчетности предприятия.

Работа содержит 1 файл

АФХД.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

 

Как видим, повышение фактической себестоимости товарной продукции по сравнению с плановой вызвано перерасходом сырья и материалов, дополнительной заработной платы производственных рабочих, увеличением против плана прочих производственных расходов и наличием потерь от брака. По остальным же статьям калькуляции имеет место экономия.

Мы рассмотрели группировку себестоимости продукции по статьям калькуляции (статьям затрат). Эта группировка характеризует целевое назначение затрат и место их возникновения. Применяется также и другая группировка — по однородным экономическим элементам. Здесь затраты группируются по экономическому содержанию, т.е. независимо от их целевого назначения и места, где они израсходованы. Элементы эти следующие:

                    материальные затраты;

                    затраты на оплату труда;

                    отчисления на страхование;

                    амортизация основных средств (фондов);

                    прочие затраты (амортизация нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по банковским кредитам, налоги, входящие в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды, командировочные расходы и др.).

При анализе необходимо определить отклонения фактических затрат на производство по элементам от плановых, которые содержатся в смете затрат на производство.

Итак, анализ себестоимости продукции в разрезе калькуляционных статей и однородных экономических элементов позволяет определить величины экономии и перерасхода по отдельным видам затрат и содействует поиску резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

 

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции

Затраты на 1 рубль товарной продукции — относительный показатель, характеризующий долю себестоимости в составе оптовой цены продукции. Он исчисляется по следующей формуле:

Затраты на 1 рубль товарной продукции это полная себестоимость товарной продукции деленная на стоимость товарной продукции в оптовых ценах (без налога на добавленную стоимость).

Этот показатель выражается в копейках. Он дает представление о том, сколько копеек затрат, т.е. себестоимости, приходится на каждый рубль оптовой цены продукции.

Исходные данные для анализа.

Затраты на 1 рубль товарной продукции по плану: 85,92 коп.

Затраты на 1 рубль фактически выпущенной товарной продукции:

                    а) по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент продукции: 85,23 коп.

                    б) фактически в ценах, действовавших в отчетном году: 85,53 коп.

                    в) фактически в ценах, принятых в плане: 85,14 коп.

На основе этих данных определим отклонение фактических затрат на 1 рубль товарной продукции в ценах, действовавших в отчетном году, от затрат по плану. Для этого вычитаем из строки 2б строку 1:

85,53 — 85,92 = — 0,39 коп.

Итак, фактический показатель меньше планового на 0,39 коп. Найдем влияние отдельных факторов на это отклонение.

Чтобы определить влияние изменения структуры выпущенной продукции, сравним затраты по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент продукции, и затраты по плану, т.е. строки 2а и 1:

85,23 — 85,92 = — 0,69 коп.

Это означает, что за счет изменения структуры продукции анализируемый показатель сократился. Это является результатом увеличения удельного веса более рентабельных видов продукции, имеющих сравнительно низкий уровень затрат на рубль продукции.

Влияние изменения себестоимости отдельных видов продукции определим, сравнив фактические затраты в ценах, принятых в плане, с плановыми затратами, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент продукции, т.е. строки 2в и 2а:

85,14 — 85,23 = -0,09 коп.

Итак, за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции показатель затрат на 1 рубль товарной продукции снизился на 0,09 коп.

Для расчета влияния изменения цен на материалы и тарифов разделим величину изменения себестоимости за счет изменения этих цен на фактическую товарную продукцию в оптовых ценах, принятых в плане. В рассматриваемом примере за счет повышения цен на материалы и тарифов себестоимость товарной продукции увеличилась на сумму + 79 тыс. руб. Следовательно, затраты на 1 рубль товарной продукции за счет этого фактора возросли на:

(23335 тыс. руб. — фактическая товарная продукция в оптовых ценах, принятых в плане).

Влияние изменения оптовых цен на продукцию данного предприятия на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции определим следующим образом. Вначале определим общее влияние 3 и 4 факторов,. Для этого сравним фактические затраты на 1 рубль товарной продукции соответственно в ценах действовавших в отчетном году и в ценах, принятых в плане, т.е. строки 2б и 2в, определим влияние изменения цен как на материалы, так и на продукцию:

85,53 — 85,14 = + 0,39 коп.

Из этой величины влияние цен на материалы, составляет + 0,33 коп. Следовательно, на влияние цен на продукцию приходится + 0,39 — (+ 0,33) = + 0,06 коп. Это означает, что снижение оптовых цен на продукцию данного предприятия увеличило затраты на 1 рубль товарной продукции на + 0,06 коп. Общее влияние всех факторов (баланс факторов) составляет:

- 0,69 коп. — 0,09 коп. + 0,33 коп. + 0,06 коп. = — 0,39 коп.

Таким образом, снижение показателя затрат на 1 рубль товарной продукции имело место в основном за счет изменения структуры выпущенной продукции, а также за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции. В то же время повышение цен на материалы и тарифов, а также снижение оптовых цен на продукцию данного предприятия увеличили затраты на 1 рубль товарной продукции.

 

 

 

Анализ материальных затрат

Основное место в себестоимости промышленной продукции занимают материальные затраты, т.е. затраты на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергию, приравненную к материальным затратам.

Удельный вес материальных затрат составляет около трех четвертей затрат на производство продукции. Отсюда следует, что экономия материальных затрат в решающей степени обеспечивает снижение себестоимости продукции, а значит, увеличение прибыли и повышение рентабельности.

Важнейшим источником информации для анализа является калькуляция себестоимости продукции, а также калькуляции отдельных изделий.

Анализ начинают со сравнения фактических материальных затрат с запланированными, скорректированными на фактический объем продукции.

Материальные затраты на предприятии повысились по сравнению с их предусмотренной величиной на сумму 94 тыс. руб. Это увеличило себестоимость продукции на ту же сумму.

На величину материальных затрат оказывают влияние три основных фактора:

                    изменение удельного расхода материалов на единицу продукции;

                    изменение заготовительной себестоимости единицы материала;

                    замена одного материала другим материалом.

1) Изменение (снижение) удельного расхода материалов на единицу продукции достигается путем уменьшения материалоемкости продукции, а также за счет уменьшения отходов материалов в процессе производства продукции.

Материалоемкость продукции, представляющая собой удельный вес материальных затрат в цене продукции, определяется на стадии конструирования изделий. Непосредственно же в процессе текущей деятельности предприятия снижение удельного расхода материалов зависит от уменьшения величины отходов в процессе производства.

Различают два вида отходов: возвратные и безвозвратные. Возвратные отходы материалов в дальнейшем используются в производстве, либо реализуются на сторону. Безвозвратные отходы дальнейшему использованию не подлежат. Возвратные отходы исключаются из затрат на производство, так как вновь приходуются на складе как материалы, однако приходуются отходы не по цене полноценных, т.е. исходных материалов, а по цене их возможного использования, которая значительно меньше.

Следовательно, нарушение предусмотренного удельного расхода материалов, вызвавшее наличие сверхплановых отходов, повысило себестоимость продукции на сумму:

57,4 тыс. руб. — 7 тыс. руб. = 50,4 тыс. руб.

Основными причинами изменения удельного расхода материалов являются:

                    а) изменение технологии обработки материалов;

                    б) изменение качества материалов;

                    в) замена отсутствующих материалов другими материалами.

2. Изменение заготовительной себестоимости единицы материала. Заготовительная себестоимость материалов включает в себя следующие основные элементы:

                    а) оптовую цену поставщика (покупную цену);

                    б) транспортно-заготовительные расходы. Величина покупных цен на материалы непосредственно не зависит от текущей деятельности предприятия, а величина транспортно-заготовительных расходов — зависит, так как эти расходы обычно осуществляет покупатель. Они находятся под влиянием следующих факторов: а) изменения состава поставщиков, удаленных от покупателя на разные расстояния; б) изменения способа доставки материалов;

                    в) изменения степени механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Оптовые цены поставщиков на материалы возросли против предусмотренных планом на 79 тыс. руб. Итак, общее повышение заготовительной себестоимости материалов за счет роста оптовых цен поставщиков на материалы и увеличения транспортно-заготовительных расходов составляет 79 + 19 = 98 тыс. руб.

3) замена одного материала другим материалом также приводит к изменению затрат материалов на производство. Это может вызываться как различным удельным расходом, так и различной заготовительной себестоимостью заменяемого и заменяющего материалов. Влияние фактора замены определим сальдовым методом, как разность между общей суммой отклонения фактических материальных затрат от плановых и влиянием уже известных факторов, т.е. удельного расхода и заготовительной себестоимости:

+ 94 — 50,4 — 98 = — 54,4 тыс. руб.

Итак, замена материалов привела к экономии затрат материалов на производство в сумме 54,4 тыс. руб. Замены материалов могут быть двух видов: 1) вынужденные замены, невыгодные для предприятия.

После рассмотрения общей суммы материальных затрат следует детализировать анализ по отдельным видам материалов и по отдельным изготавливаемым из них изделиям, чтобы конкретно выявить пути экономии различных видов материалов.

Определим способом разниц влияние отдельных факторов на затраты материала (стали) на изделие А:

Таблица №2 (тыс. руб.)

 

Показатели

По плану

Фактически

Отклонение от плана

1

Сумма затрат материала (стали) на единицу изделия А (в рублях)

50,0

59,8

+9,8

2

Удельный расход материала (стали) на единицу изделия А (в килограммах)

10,0

11,5

+1,5

3

Заготовительная себестоимость 1 кг материала (в рублях)

5,0

5,2

+0,2

Информация о работе Анализ затрат на производство и себестоимости продукции