Антимонопольная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

Антимонопольная политика – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы.

Содержание

I.Теоретические вопросы:

1.Антимонопольная политика государства. 3

2.Сущность и функции налогов. Кривая Лаффера. 7



II. Тестовые задания. 10

III. Задача. 12

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная ЭТ.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Вариант №19 

План  работы: 
 

I.Теоретические вопросы: 

 1.Антимонопольная политика государства.                                      3                

 2.Сущность  и функции налогов. Кривая Лаффера.                           7 
 
 

II. Тестовые задания.                                                                                10 

III. Задача.                                                                                                  12 

Список используемой литературы.                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I. Теоретические вопросы: 

1.Антимонопольная политика государства.

      Антимонопольная политика – комплекс мер государственной  власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы.

      Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, имеющее два направления:

      - запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;

      - формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически.

     В основе антимонопольной политики государства может быть заложено два подхода.

     1. Подход, связанный с правилом per se, согласно которому монополистическая  практика является незаконной  независимо от того, можно ли  доказать ее антисоциальный характер.

     2. Подход, который на основе правила целесообразности заключается в признании действий фирм незаконными только тогда, когда предполагаемое действие противоречит общественным интересам. Данный подход требует квалифицированного анализа рыночной ситуации антимонопольными органами.

     Основы  антимонопольного законодательства были заложены в США и Канаде. В основе их лежит пакет законов, включающих законодательные акты Шермана (1890) и  Клейтона (1914).

     Закон Шермана был направлен в основном против монополизации торговли и  коммерческой деятельности, запрещая монополизацию рынка, признавая незаконным любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли, на устранение конкурентов. В качестве мер наказания предлагались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение расформирование фирм.

     Закон Клейтона был предназначен для того, чтобы объявить вне закона те действия крупных фирм, которые не были охвачены законом Шермана. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, приобретение акций конкурирующих фирм и т.д.

     В целом антимонопольное законодательство, основанное на данных законах (с поправками) совершенствуется в соответствии с  развитием экономики.

     Конкретный  характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют специфику, общим же являются его основы, такие, как:

     охрана  и поощрение конкуренции;

     контроль  над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

     - контроль над ценами;

     - защита интересов потребителей;

     - защита среднего и малого бизнеса. 

     Конечной  целью любого антимонопольного законодательства является эффективное противодействие  попыткам фирм поставить под контроль определенный сегмент рынка. Однако в экономической практике не всегда возможно избежать доминирования на рынке какого-либо предприятия, как это бывает в случае с естественной монополией. Естественная монополия минимизирует суммарные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок (например, телефонные компании, службы по обеспечению коммунальными услугами).

     Основной  задачей антимонопольного регулирования  в этом случае является создание барьеров на пути повышения цен или ограничение  выпуска продукции со стороны  фирм, стремящихся использовать преимущества естественных монополии во вред потребителям.

     В основе регулирования естественных монополий лежат следующие правила:

     - цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;

     - прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли;

     - производство должно быть эффективным.

     Исходным  началом деятельности по антимонопольному регулированию в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений правительства.

     В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара составляет 65% и более. В некоторых случаях доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.

     В настоящее время антимонопольным  законодательством запрещены любые соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка.

     Кроме запрещения и ограничения определенных форм поведения фирмы, антимонопольное законодательство ограничивает существование или образование определенной структуры рынка, при которой наиболее вероятно злоупотребление монопольной силой. Рыночная структура отрасли определяется количеством фирм в данной отрасли и их объемами продаж. При этом обобщающим понятием является уровень концентрации производства в отрасли. Существует несколько способов измерения концентрации, из которых в практике антимонопольного законодательства применяются два – степень концентрации и Н-индекс. Степень концентрации измеряется суммарной долей продаж четырех наиболее крупных фирм в данной отрасли. Отрасли, в которых степень концентрации (по 4 фирмам) составляет 75% и более, считаются сильно концентрированными, менее 75% – средне- и малоконцентрированными.

     Более точным измерителем уровня концентрации является так называемый Н-индекс или Herfindahl Index.

     Один  из элементов в любой системе  антимонопольного регулирования –  перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не должны иметь место. В России к ним относятся:

     - распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

     - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;

     - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

     - получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца;

     - самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта.

     Важное  значение имеет закон «О защите конкуренции». Основополагающие положения закона – о контроле за коллективным доминированием, о снижении порога экономической концентрации, о контроле за сговорами. 

    2.Сущность  и функции налогов.  Кривая Лаффера.

    Налогом называется обязательный платеж, поступающий  в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные  сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

    Рассматривая  современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную, контрольную, поощрительную, регулирующую.

    1) Фискальная – она состоит в том, что налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Важно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определенной высоты налоговой ставки:

    - начинают сдерживать экономическую активность людей;

    - больше подталкивают к уклонению от налогов;

    - делают более предпочтительной жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности.

    В результате налоговая база сокращается, соответственно, уменьшается объем  налоговых поступлений в государственный  бюджет. Эту зависимость отражает кривая А. Лаффера (рис.1).

    
     
          
 

  

 
 
 
 
 

    Рис.1 – Кривая Лаффера

    Пониженная  ставка налогообложения в точке  Н целесообразнее, так как будет  выше экономическая активность людей, больше объем производства и занятости, выше уровень благосостояния общества. Таким образом, в долговременном плане снижение налогов может обеспечить стране увеличение инвестиций, производства и занятости, а значит, и возрастание доходов государственного бюджета, сокращение его дефицита, ослабление инфляции;

    2) Распределительная – заключающаяся в том, что государство перераспределяет собранные в государственный бюджет налоговые поступления в пользу требующих финансирования программ  (например, на развитие сельского хозяйства, науки, социальной сферы, на защиту окружающей среды).

    3) Контрольная - через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

    4) Поощрительная - налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.)

    5) Регулирующая функция – заключается в том, что снижая или повышая налоги, государство стимулирует или сдерживает развитие определенных сфер экономики. С помощью налоговых скидок и льгот и даже временного освобождения от налогов государство может стимулировать инвестиции и экономический рост, поощрять развитие важных для общества сфер и отстающих регионов, ускорять модернизацию производства и малый бизнес. Кроме того, поимущественный налог и прогрессивное налогообложение регулируют распределение доходов в обществе и сглаживают социальное неравенство. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Антимонопольная политика государства