Антимонопольная политика в разных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:14, реферат

Описание работы

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики каждой страны. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Работа содержит 1 файл

Aнтимонопольная политика в развитых странах.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 5. Недопустимость недобросовестной конкуренции

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространение ложных, неточных сведений (представление точных сведений в ложном свете), способных нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта;
- введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа и места изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товаров;
- самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, самовольное копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров других хозяйствующих субъектов;
- реклама товаров, не отвечающих требованиям качества;
- самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или торговой информации.

Статья 6. Недопустимость создания доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке

1. Запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих объектов или граждан, в том числе такие действия, как:

- изъятие товаров из обращения с целью создания и поддержания дефицита на рынке либо повышения цен;

- навязывание контрагенту условий, невыгодных для него, а также ставящих контрагента в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

- создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

2. В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта, могут быть признаны государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что его действия способствовали или будут способствовать насыщению товарных рынков.

Статья 7. Недействительность соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию

1. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), занимающих в совокупности доминирующее положение, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
- раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
- отказ от заключения договора с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

2. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один их которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции.

3. В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, могут быть признаны государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики правомерными, если хозяйствующие субъекты, докажут, что их соглашения (согласованные действия) способствовали или будут способствовать насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке.

Статья 8. Неправомерность актов и действий органов исполнительной власти, направленных на ограничение конкуренции:

1. Признаются неправомерными акты органов исполнительной власти, направленные на ограничение прав хозяйствующих субъектов в сфере реализации товаров на рынке, за исключением случаев, прямо предусмотренных законами Кыргызской Республики.

2. Органы исполнительной власти не вправе устанавливать дискриминирующие или исключительные условия для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие условия ограничивают конкуренцию, в том числе:

- препятствовать созданию предприятий и организаций в какой-либо сфере деятельности;
- устанавливать необоснованные запреты на осуществление конкретных видов деятельности хозяйствующих субъектов или производство определенных товаров, а также ограничения доступа экономических субъектов к импорту товаров.

3. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики соглашения органа исполнительной власти с другим органом управления либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе:

- повышение, снижение или поддержание на одном и том же уровне цен (тарифов) или доходов;
- раздел рынка по территориальному принципу, объему продажи, закупок, ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

ЗАДАЧИ, ПОЛНОМОЧИЯ И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЬЛНОГО ОРГАНА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 9. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

   Государственный контроль за развитием конкуренции и ограничением монополистической деятельности в сфере республиканского оборота товаров осуществляется государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики. Функции и порядок организации работы государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики регулируются Положением, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.

Задачи государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики

  К основным задачам государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики относятся:

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
- разработка и осуществление мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности недобросовестной конкуренции;
- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
- защита законных интересов граждан и других потребителей от проявлений монополизма и недобросовестной конкуренции.

Полномочия государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики

Государственный антимонопольный орган Кыргызской Республики имеет право:

- разрабатывать по согласованию с заинтересованными сторонами и утверждать в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам антимонопольного законодательства, обязательные для исполнения всеми министерствами, госкомитетами, административными ведомствами, предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, расположенными на территории республики;

- давать хозяйствующим субъектам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Закона, восстановлении первоначального положения, их принудительном разделении, расторжении или изменении заключаемых ими договоров, противоречащих настоящему Закону;

- давать органам управления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих настоящему Закону, а также о прекращении других неправомерных действий;

- принимать решения о наложении штрафов на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц, а также на должностных лиц органов исполнительной власти за нарушение настоящего Закона и неисполнение предписаний государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики;

- участвовать в суде и арбитражном суде при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;

- направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушением антимонопольного законодательства. Государственный антимонопольный орган Кыргызской Республики имеет право вносить в соответствующие органы исполнительной власти предложения:

- о введении обязательного лицензирования, запрещении или приостановлении экспортно-импортных операций хозяйствующих субъектов в случае нарушения ими антимонопольного законодательства;

- по предоставлению льготных кредитов, а также уменьшению налогов или освобождению от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на товарные рынки, где отсутствует конкуренция, либо малых предприятий;

- по расширению сферы применения свободных и регулируемых цен;

- по финансированию мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров для устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- по привлечению иностранного капитала и созданию совместных предприятий;

- по лицензированию экспортно-импортных операций и изменению таможенных тарифов;

- по перечню видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Обязанности хозяйствующих субъектов и органов управления в отношении
представления информации государственному антимонопольному органу Кыргызской Республики

     Хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны по требованию государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики (территориального управления) представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики (территориальным управлением) функций, предусмотренных Законом.

Обязанности государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики по соблюдению коммерческой тайны

    Сведения, составляющие коммерческую тайну, которые получены государственным антимонопольным органом (территориальным управлением), не подлежат разглашению. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

Государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов

    1. В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов осуществляется предварительный государственный контроль за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений, предприятий, преобразованием органов управления и хозяйствующих субъектов в указанные объединения, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, также за созданием, слиянием, присоединением и ликвидацией акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и других хозяйствующих субъектов.

2. Для получения согласия на создание союза, ассоциации, концерна, межотраслевого, регионального или другого объединения предприятий, учредители помимо документов, предусмотренных Законом Кыргызской Республик “О предприятиях в Кыргызской Республике”, для регистрации объединения представляют в государственный антимонопольный орган Кыргызской Республики (территориальное управление) ходатайство о даче согласия, сведения об основных видах деятельности каждого из объединяющихся хозяйствующих субъектов, их доля на соответствующем товарном рынке и согласии на вхождение в объединение. Государственный антимонопольный орган Кыргызской Республики (территориальное управление) не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.

3. Государственный антимонопольный орган Кыргызской Республики (территориальное управление) вправе отказать в даче согласия на создание упомянутых выше объединений, если это может привести к их доминирующему положению и (или) существенному ограничению конкуренции. В то же время, государственный антимонопольный орган Кыргызской Республики (территориальное управление) имеет право дать согласие на создание объединения даже при возможности возникновения указанных неблагоприятных последствий в случае, если создание объединения может существенно способствовать насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке.

4. Государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики осуществляется предварительный контроль за:

- слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, а также преобразованием в указанные объединения органов управления или хозяйствующих субъектов;

Информация о работе Антимонопольная политика в разных странах