Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование антимонопольной политики государства.
-Исследование сущности и последствий монополизма;
-Изучение опыта антимонопольного регулирования в развитых странах;
-Исследование антимонопольной политики в переходной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ 5
2 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ 12
3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа содержит 1 файл

АнтиМонопольная политика.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Важнейшими приоритетами демонополизации товарных рынков должны быть:

1) формирование благоприятного  инвестиционного климата и условий для развития малого и среднего бизнеса в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, что предполагает снижение или ликвидацию экономических, в том числе финансовых, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов. Средствами осуществления политики содействия конкуренции являются также налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки.

С целью формирования и развития конкурентной среды, повышения заинтересованности предпринимательских структур в организации бизнеса представляются необходимыми такие меры, как упрощение процедур организации бизнеса, сокращение числа разрешающих инстанций: сокращение лицензируемых видов деятельности, законное запрещение любых способов явного или неявного введения лицензирования, сертификации и т.п.: осуществление структурных реформ в естественных монополиях; обеспечение «прозрачности» предприятий для кредиторов, а также процедур исполнения административных функций, размещения госзаказов:

2) разгосударствление  и приватизация государственного имущества [13, с. 111].

Демонополизация в сфере управления означает устранение государственного монополизма, что предполагает сокращение прямого государственного участия в экономике, осуществление перехода к экономическим методам государственного регулирования, а также:

сокращение государственного сектора экономики в процессе разгосударствления и приватизации республиканской и коммунальной собственности;

изменение структуры органов управления, в том числе недопущение совмещения функций органов управления и хозяйствующих субъектов у одного субъекта права;

ограничение сферы прямого  государственного воздействия регулированием цен на товары и услуги предприятий-монополистов, а также товары и услуги, имеющие важное социальное и стратегическое значение;

преобразование объединений (концернов) с созданием на их основе самостоятельных, конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов;

участие антимонопольных  органов в разработке и согласовании проектов законодательных и нормативных правовых органов государственного управления.

Пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольных органов обусловлена, прежде всего, построением в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью политики антимонопольных органов при этом является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок продукции и услуг [1, с. 26].

Правовые нормы в  области недобросовестной конкуренции направлены на охрану интересов конкурентов, защиту интересов потребителей, сохранение конкуренции в интересах общества в целом.

Основную роль в становлении  нормальных, непротивоправных конкурентных отношений должно сыграть совершенствование действующей и создание новой правовой базы, обеспечивающей развитие честных приемов ведения конкуренции субъектами хозяйствования на товарных рынках.

В дальнейшем деятельность антимонопольных органов в этой области будет направлена на обеспечение постоянного взаимодействия государственных структур, уполномоченных обеспечивать охрану интеллектуальной собственности и пресекать незаконное использование товарных знаков, патентов, иных объектов.

Контроль за экономической  концентрацией - одна из важнейших составляющих антимонопольной политики. Считается, что при переходе к рынку гипертрофированно высокий уровень концентрации и специализации производства перестает быть экономически оправданным, а многие гигантские производственные объединения, в рамках которых сосредоточивались технологически не связанные и территориально обособленные производители однородной продукции, могут быть разукрупнены без потерь в экономической эффективности. Нынешний этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки концентрации как заведомо неэффективной, и формальные нормы конкурентного права к ней неприменимы. По нашему мнению, антимонопольные органы должны способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые имеют позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей.

Проведение демонополизации  экономики должно проходить с учетом обозначившейся тенденции в мировой экономики - смены транснационализации глобализацией. Последняя характеризуется не только формированием «глобальных компаний», но и возрастанием численности и роли различных форм международного совместного производства. Становление новой мировой экономики связано теперь не только с деятельностью ТНК, но и с их переходом к операциям глобального, планетарного масштаба. Главной целью этих гигантов является максимизация рынка, т.е. объема продаж. В результате формируется глобальная сеть производства и сбыта, характеризующаяся мобильностью производственных факторов и предприятий, перемещающихся в те страны, где доходы выше, а условия деятельности наиболее благоприятны.

В настоящее время  усложняется развитие рыночной системы хозяйствования. При «эффективной» конкуренции преобладают неценовые методы. Фирма, производя дешевый товар, стремится не столько устранить конкурента, сколько найти свое место (товарную нишу), своего потребителя. Это должно стать одной из основных «дач белорусского товаропроизводителя.

Основой государственного контроля экономической концентрации являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развит ин конкуренции» принята новая редакция Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (с изм. и доп. от 4 января 2010 г. № 109-З).

Закон предусматривает конкретизацию применяемых основных понятий и ил определений. Так, понятия «республиканский товарный рынок» и «местный товарный рынок», связанные преимущественно с административно-территориальным делением Беларуси и тем самым ограничивающие возможности анализа товарных рынков при выявлении злоупотреблений хозяйствующих субъектов и осуществлении антимонопольного регулирования, заменены унифицированным понятием «товарный рынок», в котором объединены критерии определения как географических, так и  экономических границ рынка [1, с. 27].

В Законе расширен перечень неправомерных деяний хозяйствующего субъекта, которые могут быть классифицированы как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и. следовательно, запрещаются Законом. Так, в частности, Закон запрещает заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений в определении цены либо условий предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров из-за невозможности принять названные условия потенциальными контрагентами.

В соответствии с Законом  хозяйствующие субъекты вправе (но не обязаны) запросить заключение антимонопольного органа (в настоящее время таковым является Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь) о соответствии антимонопольном; законодательству положений заключаемых ими соглашений, которые могут привести к ограничению конкуренции. В случае признания заключенных соглашений не соответствующими антимонопольному законодательству такие сделки по Закон) будут признаны недействительными. В Законе отсутствует четкий механизм признания ограничивающих конкуренцию соглашений недействительными, в том случае если хозяйствующие субъекты не воспользуются своим правом на обращение за заключением в антимонопольный орган [11, с. 30].

Закон запрещает государственным органам, если иное не установлено законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, принятыми (изданными) в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, принимать (издавать) акты, заключать соглашения, совершать иные действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности для отдельных  субъектов. 

Итак, в Республике Беларусь особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Рассмотрим признаки монополии и условия ее возникновения.

За рубежом, в развитых странах накоплен обширный опыт по антимонопольному регулированию. Согласно рыночному подходу к регулированию цен, инвесторы будут вкладывать средства в осуществление тех инвестиционных проектов, которые обеспечивают норму отдачи на вложенный капитал, покрывающую альтернативную стоимость капитала (процент). Следовательно, в отраслях, где цены регулируются, они должны обеспечивать норму отдачи на капитал, равную стоимости используемого капитала. Регулирование цен при этом как бы имитирует действие рыночного механизма конкуренции, который через влияние на норму отдачи на капитал направляет средства на капиталовложения.

В соответствии с традиционным подходом регулируемые цены должны предприятию приносить прибыль, достаточную для финансирования всех капиталовложений или значительной их части. Другими словами, считается, что годовая прибыль должна создать источник прироста капитала, обеспечивающий необходимый его объем в данном году, а не только покрыть годовую стоимость пользования капиталом.

За рубежом в регулируемых отраслях широко используется метод   нормирования рентабельности по отношению к использованному капиталу. Суть метода заключается в том, что прибыльность компании должна быть достаточной, чтобы обеспечивать ее инвесторам тот уровень отдачи на вложенный капитал, какого они могли бы достичь, инвестируя капитал в другие направления со сравнимым риском.

Сегодня известны вполне определенные, совместимые с естественной монополией типы рыночных сред, которые порождают стимулы «хорошего» поведения, т.е. дисциплинируют ее работу в социально желаемых направлениях. К таким типам рыночных сред относятся, прежде всего, конкуренция на рынках типа Демсеца, конкуренция на рынках типа contestable и монополистическая конкуренция по Чемберлину.

В Республике Беларусь сохраняется  наследие административно-командной  системы - ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.

Государственный монополизм проявляется, прежде всего, в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.

Особенности антимонопольного регулирования в РБ состоят в том, что

1) его становление  происходит в нерыночной экономике,  находящейся в кризисном состоянии;

2) оно осуществляется при высоком удельном весе государственной собственности и незначительных размерах частного капитала;

3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений;

4) формально заимствует  основные подходы американского  и западноевропейского антимонопольных законодательств.

 Целями антимонопольного  регулирования объявлены: изменение  монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условии для прихода на них новых товаропроизводителей (поставщиков), снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции, повышение эффективности экономических процессов

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Абраменко, А.Н. Демонополизация  экономики и развитие конкуренции в Республике Беларусь / А.Н. Абраменко // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование – 2008. - № 12 – С. 24-27.

2. Ахрамчук, А. Н.  Направления совершенствования конкурентного законодательства с точки зрения практики его применения: Антимонопольная и конкурентная политика в Республике Беларусь / А.Н. Ахрамчук // Предпринимательство в Белоруссии. - 2007.-№4.- С. 10-13.

Информация о работе Антимонопольная политика