Антимонопольное регулирование Российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:45, реферат

Описание работы

Цель этого реферата – определить пути повышения экономической эффективности антимонопольного регулирования экономики в России и сравнить их с антимонопольным регулированием в зарубежных странах.

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Содержание

Введение 1

1.Социально-экономическая сущность и виды монополий 2

2.Монополизм и формы его проявления. Особенности Российского рынка 5

3.Зарубежный опыт 8

Заключение 13

Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Антимонопольное+законодательств.docx

— 36.45 Кб (Скачать)

Содержание

 
Введение           1

1.Социально-экономическая сущность и виды монополий   2

2.Монополизм и формы его проявления. Особенности Российского рынка           5

3.Зарубежный опыт         8

Заключение          13

Список использованной литературы      15

Приложение 1          16

Приложение 2          29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Развитие  антимонопольного регулирования очень  актуально для развития российской экономики, где степень монополизации  рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий  уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью  обладают естественные монополии, функционирующие  в базовых сферах экономики - электроэнергетике  и транспорте.

     Цель  этого реферата – определить пути повышения экономической эффективности  антимонопольного регулирования экономики  в России и сравнить их с антимонопольным  регулированием в зарубежных странах.

     Антимонопольное регулирование в сочетании с  поддержкой отечественного предпринимательства  и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий  успешного социально-экономического развития России.

      Задачи, преследуемые в этом реферате направлены на изучение социально-экономической  сущности антимонопольного регулирования,  на анализ состояния антимонопольной  политики на данный момент в России и за рубежом и на сравнение  Российского опыта проведения кампаний по борьбе с монополизмом с опытом зарубежных стран.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социально-экономическая  сущность и виды монополий

Для возникновения  монополии необходимы следующие  условия:

    • товар производится единственной фирмой и потребитель ничем не может его заменить;
    • цена товара полностью контролируется продавцом;
    • вход новых фирм в отрасль крайне затруднен посредством технических, финансовых, юридических и экономических преград.

     Существующие  качественные разновидности монополий  связаны с объективными причинами экономического характера:

    • сырьевая монополия - наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса;
    • государственная или административная монополия - государственное регулирование в интересах общества экономического спроса на некоторые товары: табак, алкоголь, оружие, наркотические и психотропные вещества и др.;
    • естественная монополия - экономическая нецелесообразность конкуренции, когда одна фирма обеспечивает весь рыночный спрос на какой-либо товар или услугу с меньшими средними издержками, чем несколько фирм; естественная монополия эффективна в отраслях коммунального хозяйства и технической инфраструктуры территорий, в общественном транспорте, снабжении электроэнергией, водой, газом, услугами связи и т.д.1

    1 - «Основы экономической теории» Т.И. Корниенко

 

     Важнейший признак любой монополии - получение  сверхдохода (ренты), достигнутое посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке, что приводит к формированию монопольной цены, обеспечивающей прибыль сверх нормальной. Для ее возникновения и последующего присвоения фирмы стремятся специально создавать необходимые условия. В итоге наряду с естественными монополиями возникают и искусственные, существующие за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний, поглощений фирм, раздела рынков и др.

     Монополии, появляющиеся в результате слияния  нескольких компаний, могут иметь  следующие организационные формы:

  • Картель - монопольное соглашение нескольких фирм о квоте (количестве) выпускаемой продукции, разделе рынков сбыта, условиях продаж, ценах, сроках и формах расчетов, предполагающее при этом сохранение производственной и коммерческой самостоятельности фирм, входящих в картель.
  • Синдикат - монопольное объединение нескольких фирм с целью организации совместного сбыта производимой однородной продукции через единую торговую сеть при сохранении производственной и юридической самостоятельности объединившихся фирм, утрачивающих, однако, коммерческую независимость.
  • Трест - монопольное объединение нескольких фирм на основе создания единых собственности, производства и сбыта продукции, при котором все участники полностью теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность. Для треста характерно объединение предприятий, не обязательно производящих однородную продукцию, но связанных между собой технологическим циклом производства.
  • Концерн - монопольное объединение нескольких промышленных, финансовых и торговых фирм, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных единому финансовому контролю господствующей в объединении группы.
  • Конгломерат - монопольное объединение нескольких фирм, осуществляющее единый финансовый контроль над компаниями разных отраслей, не имеющих между собой производственной и технологической связи, создающееся на временной основе для достижения определенных целей или реализации какого-либо проекта.2

     Роль  монополии в экономике неоднозначна. Положительная сторона заключается в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масщтабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

     Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, может ограничить выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия в долгосрочном временном интервале теряет стимулы к повышению эффективности производства за счет технического прогресса.

     Учитывая  эти обстоятельства, государство  старается противостоять монополизации экономики, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством достижения этого служит антимонопольное законодательство, позволяющее государству поддерживать равновесие между конкуренцией и монополией.2

2 - «Экономическая теория. Учебник для вузов» А.И. Попов

  1. Монополизм и формы его проявления. Особенности Российского рынка
 

     Классическая  монополия в экономике - это рынок  одного продавца, обладающего рыночной властью. Обладание рыночной властью  дает ее владельцу возможность единолично управлять процессом ценообразования, определять параметры товара, диктовать  свои условия потребителям и иным контрагентам.

     В настоящее время термин "монополия" стал использоваться и в более  широком смысле. Очень часто любое  недобросовестное экономическое действие на товарных рынках, имеющее антиконкурентный характер, именуют монополистическим, хотя, по сути, это может быть негативным результатом, как действий хозяйствующего субъекта обладающего рыночной властью, так и не обладающего ею.

     В общем, монополию в экономике можно определить как ситуацию на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль других фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством, либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии или управленческом know-how, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли.3

3 - Анализ  статьи, стр.18

 

     В российском антимонопольном законодательстве различают понятия доминирования  хозяйствующего субъекта на товарном рынке и монополистическую деятельность, как таковую. Под последней понимается злоупотребление хозяйствующим  субъектом своим доминирующим положением на рынке, а также соглашения и  действия хозяйствующих субъектов  и органов власти, направленные на ограничение конкуренции. Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (от 22.03.91) установлены следующие определения, имеющие правовое значение: "Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции".4

   Доминирующее  положение определяется как "исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов  на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения  товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок  другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара составляет 65% и более, за исключением  тех случаев, когда хозяйствующий  субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение  на рынке не является доминирующим. Не может быть признано доминирующими положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного

4 - Анализ  статьи, стр. 19-21

товара  не превышает 35%" [редакция от 02.01.2000].

   Большое предприятие, не обладающее доминирующим положением ни на одном товарном рынке, еще не означает монополию. Наоборот, малое предприятие, обладающее полной рыночной властью на каком-либо товарном рынке, является монополией. Показатели и критерии монополизации однозначно не связаны только с размером предприятия  и концентрацией производства.

   Отсутствие  конкурентной среды делает неэффективным  использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Иные принципы лежат в основе регулирования предпринимательских монополий, действующих на конкурентных рынках, например в отраслях с олигополистической структурой. Здесь государственное регулирование призвано не заменить, а защитить конкурентный рыночной механизм. В этих целях антимонопольное законодательство направлено на запрет действия предпринимательских монополий, занимающих доминирующее положение на рынке и ограничивающих конкуренцию. Запрещаются, в частности, любые формы дискриминации контрагентов и потребителей, навязывание им условий сделки, не относящихся к предмету договора, создание препятствий для доступа на рынок других фирм, изъятия товаров из обращения с целью повышения цен.5

5 –  Анализ статьи, стр. 23-24

 
  1. Зарубежный  опыт проведения антимонопольной политики
 

   Необходимо  отметить, что до Первой мировой  войны антимонопольные законы в  различных странах вводились  редко. Однако с конца 1930-х годов  активное использование антитрестовского законодательства стало обычной  нормой в странах с развитой рыночной экономикой. Антитрестовское законодательство того времени было основным рычагом, позволяющим воздействовать на бизнес и процессы организации промышленности.

   Рассмотрим  эволюцию антимонопольного законодательства и практики регулирования деятельности монополий в США.

   Основу  знаменитой системы американского  антитрестовского законодательства представляют три нормативных правовых акта США: закон Шермана, закон Клейтона и закон "О Федеральной торговой комиссии". Закон Шермана (" Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий") был принят Конгрессом США 2 июля 1890 г. Ко времени его принятия в 14 штатах уже существовали и действовали местные законы, направленные против негативного воздействия на рынок промышленных монополий.

   В 1914 г. в Конгрессе США членом палаты представителей Г. Клейтоном были представлены проекты четырех "биллей", где:

  • давалось определение незаконных сделок;
  • предусматривались меры, препятствующие слиянию совета директоров трестов;
  • вводилось понятие нечестных методов конкуренции;
  • запрещалась дискриминация в ценах и предполагалось образование межпалатной торговой комиссии в качестве органа, который отвечает за исполнение и применение антитрестовских законов.

   В итоге, 15 октября 1914 г. был принят Закон  Клейтона, дополняющий существующие законы, направленные против незаконных ограничений рынка и развития на нем монополий.

   26 сентября 1914 г. был принят закон  США об образовании Федеральной  торговой комиссии. Этим законом  была утверждена Федеральная  торговая комиссия США, а также  были определены ее полномочия  и обязанности. ФТК США была  создана для контроля и пресечения  действий, нарушающих антитрестовское  законодательство. Комиссию представляют  пять человек, которые назначаются  президентом США по рекомендации  и с одобрения сената сроком  на семь лет. Не менее трех  членов ФТК США должны принадлежать  той же политической партии, что  и президент. Председатель комиссии  назначается президентом США.

Информация о работе Антимонопольное регулирование Российской экономики