Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в экономической теории общепринятой является неоклассическая теория монополии (или теория несовершенной конкуренции). Согласно этой теории достаточным основанием для государственного антимонопольного регулирования являются общественные потери (неэффективность), обусловленные существованием монополии.
Антимонопольное регулирование (антитрестовское законодательство и административные структуры) появилось независимо от экономической теории и прикладной экономической науки. Разработка теории монополии (теории несовершенной конкуренции) относится к 1920–1930 гг., в то время как государственное регулирование в этой сфере стало применяться в конце XIX века.

Содержание

Содержание……………………………………………………………………………3
Введение
1. Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики
2. Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения
3. Регулирование естественных монополий: основные задачи и принципы
4.Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта
Заключение
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

      порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

      порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

      порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

      порядок выявления монопольных цен;

      порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

      порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

      порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства. [11]

  Из существующего опыта  западного антимонопольного регулирования можно заимствовать  лишь   общую   идею   необходимости   борьбы   с   негативными проявлениями монополии, деформирующей  рыночные  отношения,  препятствующими развитию конкуренции,  а  также  некоторые  технические  приемы.  Республике Беларусь  необходима  своя  концепция,  призванная  не  столько  спасать   и защищать  конкуренцию,  сколько  создавать  условия  для  ее  возникновения, способствовать  формированию  новых  производственных   структур,   лишенных возможности  злоупотреблять  монопольным  положением  на  рынке;   а   также предотвращать   сговоры   между   предприятиями,   выпускающими   однородную продукцию  с  целью  навязывания  своей  воли  потребителям,   стимулировать диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса.[7, c. 261 - 262] .

Сотрудничество Республики Беларусь с международными организациями и межгосударственными образованиями предполагает координацию и сближение национального законодательства прежде всего с законодательствами Российской Федерации, государств - участников Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, а затем - и со странами Европы. Кроме того, формируя национальное законодательство, необходимо учитывать процессы мировой экономической интеграции. При этом сближение законодательства производится на основе принципов равенства сторон, взаимности, неуклонного соблюдения суверенитета и национальных интересов.
[13]


Заключение

 

 

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что любое отклонение от условий модели совершенной конкуренции приводит к монополизму, а следовательно, к снижению  благосостояния. К числу таких отклонений относятся, например, уменьшение численности фирм, слияния и поглощения, дифференциация товаров, асимметрия информации в результате рекламы и других приемов маркетинга и т. д. Данный факт объявляется достаточным основанием для государственного вмешательства с целью увеличения экономической эффективности. Таким образом антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Главная задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен.

На данном этапе экономического развития Республике Беларусь  необходима  своя  концепция,  призванная  не  столько  спасать   и защищать  конкуренцию,  сколько  создавать  условия  для  ее  возникновения, способствовать формированию новых производственных   структур,  лишенных возможности  злоупотреблять  монопольным  положением  на  рынке;  а также предотвращать сговоры  между предприятиями,   выпускающими   однородную продукцию  с  целью  навязывания  своей  воли  потребителям,   стимулировать диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса. Поэтому основной задачей антимонопольной политики в Республике Беларсь является реализация мер по демонополизации экономики и формированию конкурентной среды во всех отраслях народного хозяйства Республики Беларусь. Предполагается совершенствование антимонопольного законодательства и соответствующей правореализующей системы, которая должна обеспечить предупреждение и пресечение проявлений монополизма.[4, с. 44]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Артемьев И. Сушкевич А. Основания антимонопольной политики государства // Экономическая политика- 2007.-№ 4- с. 200-206.

2. Экономика: учебн. пособие / Гуськова М.Ф.-М; ВЛАДОС, 1999.-356с.

3. Экономика. Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги / Казаков А.П., Минаева Н.В.- М.; Изд-во ЦИПКК АП, 1996. – 392с.

4. Комплексный прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. // Под редакцией Крюкова Л. М., Шимова В. Н., Александрович Я. М.;- Мн., 1993. – 162 с.

5. Кузнецов Ю.В. Критика теоретических основ антимонопольного регулирования  //Экономический Вестник- 2002-№ 4- с.595-613.

6. Курс экономики: Учебник // Под редакцией Б. А. Райзберга.-М.; ИНФРА,

   1997г. –720 с.

7. “Монополия и конкуренция” // Санько Г.Г.;- Мн.,1999 г.- 237 c.

8. Новиков В., Лузан С. А. Цели антимонопольных законов в России и в других странах мира // Вопросы экономики-2003- N 9-с. 33-48.

9. Основы рыночной экономики/ Рузавин. Г.И.-  М.: ЮНИТИ. 1996.-364с.

10. Юридическая энциклопедия / Тихомиров М.Ю. - М., Юнивес, 1995.-300с.

11. Антимонопольное законодательство / Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://belaruschina.by/ru/business/belarus/investment/legislation. -  Дата доступа: 21.11.2009.

12. О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и конкуренции / [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http:// law.sb.by/doctype/1/. – Дата доступа: 21.11.2009

13. Либерализация цен и антимонопольная политика [Электронный документ]/Режим доступа: http:// export.by/bel_info/o_belarusi. – Дата доступа: 21.11.2009.

14. С. Л. Ермакович, Монополистическая деятельность: понятие и признаки признаки. [Электронный документ]/Режим доступа: www.kaznachey.com – Дата доступа: 25.10.2009.

 

 

 

 

 

 

Приложения:

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А:

Таблица 1. Список стран, не применявших антидемпинговое законодательство в 1981-2001 гг.

Барбадос

Морокко

Болгария

Норвегия

Боливия

Пакистан

Венгрия

Румыния

Гондурас

Сальвадор

Гренада

Санта-Люсия

Доминика

Сенегал

Замбия

Словакия

Зимбабве

Тунис

Исландия

Уганда

Кипр

Узбекистан

Киргизия

Фиджи

Куба

Хорватия

Латвия

 

 

Примечание. Источник: [http://www.gla.ac.uk/Acad/PolEcon/pdf02/2002_15.pdf]

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б:

Таблица 2. Антимонопольные органы государств - участников СНГ

Азербайджанская республика

Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Республика Армения

Министерство промышленности и торговли

Республика Беларусь

Министерство экономики Республики Беларусь

Грузия

Государственная антимонопольная служба при Министерстве экономики

Республика Казахстан

Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса

Киргизская Республика

Национальная комиссия по защите и развитию конкуренции при Президенте

Республика Молдова

Министерство экономики и реформ

Российская Федерация

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Республика Таджикистан

Министерство экономики и внешних экономических связей

Республика Узбекистан

Комитет по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов

Украина

Антимонопольный комитет

Примечание. Источник: [http://www.gla.ac.uk/Acad/PolEcon/pdf02/2002_15.pdf]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В:

Таблица 3. Страны, где отсутствует антимонопольное законодательство

Азия

Африка

Европа

Океания

Северная Америка

Южная Америка

Афганистан

Ангола

Андорра

Папуа-Новая Гвинея

Антигуа и Барбуда

Гайана

Бангладеш

Ботсвана

Фарерские острова

 

Багамские острова

Курасао

Бруней

Габон

 

 

Белиз

Парагвай

Гонконг

Гвинея

 

 

Бермудские острова

Суринам

Иран

Камерун

 

 

Гондурас

 

Катар

Конго

 

 

Гренландия

 

Непал

Лесото

 

 

Доминика

 

Саудовская Аравия

Либерия

 

 

Каймановы острова

 

 

Ливия

 

 

Куба

 

 

Мавритания

 

 

Никарагуа

 

 

Мадагаскар

 

 

 

 

 

Намибия

 

 

 

 

 

Нигерия

 

 

 

 

 

Свазиленд

 

 

 

 

 

Центрально-Африканская Республика

 

 

 

 

 

Эритрея

 

 

 

 

 

Эфиопия

 

 

 

 

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой