Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить влияние монополии на общество, роль государства, какие задачи возлагаются на антимонопольные службы, как они исполняются и раскрыть направления антимонопольной политики, направленные на регулирование экономической ситуации на рынке в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Антимонопольное законодательство 4
1.1. Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения 4
1.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой 9
2. Общественные издержки монопольной власти, необходимость государственного регулирования, роль государства 13
2.1 Влияние монополии на благосостояние общества 13
2.2. Регулирование цен 16
2.3. Необходимость государственной антимонопольной политики 19
3. Антимонопольная политика в Республике Беларусь 22
3.1. Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 22
3.2. Меры по демонополизации экономики Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

     Государство стремится не допустить превращения  крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

     Противоречивость  такого явления, как монополизм отражается и на специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное  законодательство направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Антимонопольная политика в Республике Беларусь

3.1. Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

     Монополизм  в Республике Беларусь отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку его  истоки лежат в структуре хозяйствования СССР, где конкуренция считалась  ненужным дублированием, а централизация и укрупнение производства обосновывались положительным эффектом масштаба.

     Основными направлениями государственной  антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе являются:

     • совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные монополии;

     • противодействие созданию новых  монопольных образований;

     • содействие развитию конкуренции на рынках с монополистический и олигополистической структурой;

     • демонополизация деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, в том числе в процессе приватизации, и формирование внутриотраслевой конкуренции;

     • создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных.

     Реализация  первого из названных направлений  осуществлялась на основе дифференцированного подхода к монополиям, с учетом их роли в народном хозяйстве, финансового состояния, поведения на рынке, экспортного потенциала. Для противодействия созданию новых монопольных образований проводится экспертиза проектов создания новых интеграционных структур (концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и т.п.). Экономическая целесообразность, организационно-технические возможности разукрупнения, отраслевые особенности определены как основные критерии при демонополизации деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, а также субъектов хозяйствования, доминирующих на товарных рынках. Устранение организационных и экономических барьеров вхождения на рынок, предоставление временных преференций - таковы основные пути создания благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки и рынки с низким коэффициентом концентрации новых производителей, в том числе и зарубежных.

     Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь начало развиваться с 1991 г., когда  республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление  осуществлялось в условиях глубокого  кризиса экономики и необходимости  реализации комплекса мер по стратегически важным направлениям: трансформации отношений собственности, демонополизации экономики, развитию конкурентной среды. Необходимо было выделить и учесть причины высокого уровня монополизации экономики, решать проблемы, связанные с доминированием хозяйствующих субъектов на рынке не в силу успешного удовлетворения ими потребительского спроса, а в силу их недавнего положения как государственных монополий.

     Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода - как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.

     Система и органы антимонопольного регулирования  сформировались на фоне ряда факторов, обусловивших высокий уровень монополизации экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были:

     • разработка и осуществление совместно  с органами государственного управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической  деятельности;

     • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь;

     • содействие созданию конкурентной среды  и развитию предпринимательства.

     В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет  был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций, подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи: противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции; регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности.

     В последствии функции управления, связанные с противодействием монополистической деятельности и развитием конкуренции были возложены на Министерство экономики Республики Беларусь. В настоящее время оно обеспечивает координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности; развитие конкуренции и предпринимательства; является органом, обеспечивающим реализацию государственной антимонопольной политики в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Меры по демонополизации экономики Республики Беларусь

     Важнейшей проблемой антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе остается демонополизация. Монопольная сущность экономической системы делает невозможным формирование конкурентной среды. Но монополии как экономическое явление характерны для всех экономических систем. Государственное воздействие на экономику способно преодолеть и сам монополизм, и порождающие его причины, и негативные последствия монополизма. В условиях национальной экономики Беларуси переходного к рынку периода со стороны государства требуется комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства и управления, разукрупнение хозяйствующих субъектов, формирование конкурентных рынков по большинству видов товаров и услуг. Для становления рыночных отношений необходимы соответствующие предпосылки: максимальная свобода хозяйствующих субъектов, их полная ответственность за результаты хозяйственной деятельности, равноправие всех форм собственности, развитие конкуренции между производителями, а не между потребителями. Демонополизация экономики направлена, прежде всего, на изменение монопольной структуры рынков, создание правовых и экономических условий для выхода на рынки новых товаропроизводителей, на развитие конкуренции.

     Цель  демонополизации - формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках; устранение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам.

     Демонополизация должна проводиться как акция, предшествующая или сопутствующая приватизации. В противном случае могут развиваться негативные процессы, возрастает сопротивление новым предпринимателям, а приватизация будет затруднена перспективой последующей демонополизации. Демонополизация является длительным процессом создания условий для развития конкуренции. Она многопланова и включает в себя:

     • снижение чрезмерной концентрации производства;

     • устранение административных и экономических барьеров для развития свободного предпринимательства;

     • создание равных возможностей хозяйствования и выхода на рынок новых конкурирующих структур;

     • совершенствование законодательной  и нормативно-правовой базы в области  антимонопольного регулирования и др.

     В рамках концепции построения экономики  рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация, наряду с приватизацией и структурной перестройкой, - важнейшая составляющая рыночных реформ.

     Основной  формой реализации государственной антимонопольной политики Республики Беларусь и содействия развитию конкуренции является программирование – разработка программ по демонополизации народного хозяйства. В этих программах отражены цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации экономики Республики Беларусь в условиях переходного к рынку периода. За период с 1991 по 1999 г. в республике были разработаны три программы: Комплексная программа демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь (1993г.), Программа демонополизации экономики Республики Беларусь на 1996-1997 гг., Программа демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 1998-1999 годы.

     В результате реализации этих программ наметились позитивные тенденции в преодолении монополизма белорусской экономики. Улучшилось положение в сфере торговли и общественного питания, большинство действовавших на местных товарных рынках крупных торговых конгломератов было демонополизировано и коммерциализировано, многие государственные предприятия утратили монопольное положение на рынке оптовой торговли и т.д.

     Однако  демонополизация экономики Республики Беларусь требует решения еще множества проблем. Усложняет ситуацию и то, что реализация мер антимонопольной политики с целью формирования конкурентной среды и перехода к эффективной экономике взаимосвязана с финансовой стабильностью, антиинфляционными мерами, ценовой, инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Антимонопольная политика требует совершенствования деятельности в сферах права, перераспределения прав собственности, деконцентрации производства, государственного воздействия на условия возникновения и развития конкурентных рыночных отношений.

     Реализация  комплекса мер в области демонополизации  экономики Республики Беларусь позволяет  формировать полноценную конкурентную среду на товарных рынках республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Изучив  данную тему, следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Необходимо разработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих коренную перестройку отношений собственности, производства, обмена и управления.

     Однако  в некоторых существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

     В отечественной экономике до настоящего времени остается прежней природа  формирования монопольных структур, т.е. они создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива в  условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой