Ассиметричная информация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

В микроэкономической теории предполагалось, что потребители и производители имеют полную информацию обо всем, что определяет их выбор. То есть информация распределена между участниками рынка симметрично. В действительности же, как правило, информация распределена ассиметрично, т.е. имеет место ассиметричная информация.
Ассиметричная информация – это неполная, неравномерно распределенная, некачественная информация.

Работа содержит 1 файл

5 Ассиметричная информация.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Тема 5. АССИМЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

5.1. Сущность  и формы ассиметричной информации

В микроэкономической теории предполагалось, что потребители  и производители имеют полную информацию обо всем, что определяет их выбор. То есть информация распределена между участниками рынка симметрично. В действительности же, как правило, информация распределена ассиметрично, т.е. имеет место ассиметричная информация.

Ассиметричная информация – это неполная, неравномерно распределенная, некачественная информация.

Ассиметричная информация возникает тогда, когда индивидуум или организация знает что-то, чего не знают другие индивидуумы и организации. Можно сказать, что некоторые участники рыночных отношений знают больше других.

В условиях ассиметричной информации, существующей на рынке, возникает диктат производителя. Это приводит к тому, что поставку услуг бреет на себя государство. Предполагается, что государственный сектор в условиях политической демократии подвержен контролю со стороны общества.

Можно выделить следующие направления государственного регулирования в рамках проблемы АИ:

  • законодательство о защите прав потребителя;
  • закон о рекламе;
  • законодательство об охране труда;
  • страховое законодательство;
  • законодательство о санитарии и гигиене в производстве продуктов питания;
  • закон о страховании банковских депозитов;
  • регулирование общественного здравоохранения;
  • регулирование общественного образования;
  • законы о мошенничестве;
  • акционерное законодательство.

В целом различают  несколько форм ассиметричной информации. Так, ассиметричную информацию как недостаточную информацию можно рассматривать с позиции покупателя или продавца. В этом смысле выделяются:

  • недостаточная информация о продавцах;
  • недостаточная информация о покупателях.

Кроме того, ассиметричная информация выступает либо в форме скрытых (скрываемых) действий, либо в форме скрытых (скрываемых) знаний. С этой точки зрения различная ассиметричная информация приобретает следующие формы:

  • моральный риск;
  • неблагоприятный отбор.

Моральный риск (moral hazard) – это форма ассиметричной информации, имеющей место тогда, когда одна из сторон рыночной сделки скрывает информацию о своих действиях.

В этом случае одна из договаривающихся сторон изменяет свое поведение после подписания контракта и тем самым наносит ущерб другой стороне.

Неблагоприятный отбор (adverse selection) – это форма ассиметричной информации, имеющей место тогда, когда одна из сторон рыночной сделки скрывает какие-то знания, какие-то характеристики сделки и тем самым наносит ущерб другой стороне.

 

5.2. Неэффективность  рынка в условиях ассиметричной информации.

Асимметричная информация охватывает различные сферы  деятельности:

  • рынок подержанных вещей (перепродажа автомобилей, техники и т.д.)
  • рынок продуктов;
  • рынок страхования;
  • рынок кредитов;
  • рынок труда.

Роль асимметричной информации в определении качества продуктов впервые установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф (р. 1940) в статье "Рынок лимонов", опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. американского экономиста Уильяма Спенсера Викри (1914-1996) и английского экономиста Джеймса Миррлиса (р. 1936) "Рынок подержанных автомобилей". Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле. В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили и в конце концов он рухнет.

Такая ситуация характерна для товарных рынков, но не только для  них. Подобные явления наблюдаются  на рынках труда. Нанимающийся на работу (продавец трудовых услуг) имеет конкретное представление о своей профессиональной подготовленности, о своих умениях, физических возможностях и т. д., словом, о качестве располагаемого им человеческого капитала. Работодатель (покупатель трудовых услуг) имеет статистическое представление о категории работников, к которой может быть отнесен данный человек: ему известны пол, возраст, образование и, возможно, еще некоторые характеристики. Ставка заработной платы устанавливается работодателем на основе его представлений о статистической структуре предложения труда. Она может вполне устроить работников с низкими деловыми данными, но может показаться недостаточной для работника с высоким профессиональным уровнем. Следствием явится соответствующее изменение структуры предложения, и равновесие на рынке.

Но возможна и противоположная  ситуация, когда покупатель обладает более полной информацией об объекте  сделки, чем продавец.

В качестве примера рассмотрим рынок страховых услуг. Пусть  для определенности речь идет о страховании строений от пожара. Страховая фирма (продавец услуги) знает, что на 1000 одноэтажных деревянных строений в течение года в среднем приходится один пожар. Пренебрежем рискофобией страховой фирмы, ее трансакционными затратами и т. д. и будем считать, что она устанавливает годовой страховой взнос в размере 1/1000 стоимости строения. Таким образом, собираемая фирмой сумма страховых взносов окажется как раз достаточной для выплаты погорельцам - при условии, что страхуются все строения такого рода.

 

5.3. Проблема принципал-агента.

Ассиметричная информация возникает также в случае агентских отношений.

Агентские отношения существуют тогда, когда индивидуум или организация (агент )действует от лица другого индивидуума или организации (принципал).

Такого рода отношения  возникают всегда, когда отношения  найма ставят благосостояние одного лица в зависимость от деятельности другого.

Агент – это лицо, которое действует от имени принципала.

Принципал – это та сторона, на которую влияет действие агента.

Врач является агентом  пациента, главный управляющий компании – это агент собственников  компании, ее акционеров, депутат парламента и государственный служащий являются агентами избирателей.

Проблема рыночного  сбоя в виде ассиметричной информации возникает тогда, когда агентские отношения характеризуются следующими чертами:

  • принципал и агент имеют противоречащие друг другу цели;
  • о деятельности агента нельзя непосредственно судить по каким-то явным признакам, например по прибыли или объему производства;
  • непосредственный контроль над деятельностью агента требует больших затрат.

Являются агентские  отношения источником неэффективности  или нет, зависит в первую очередь  от того, в какой степени принципал  и агент разделяют общие цели деятельности компании или организации. В принципе ассиметричная информация  может быть источником как неэффективности рынка, так и неэффективности государства.




Информация о работе Ассиметричная информация