Безработиц и инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

По признанию западных экономистов, безработица – центральная проблема стран с развитой экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. В 70-80-е годы в США они составили 1 трлн. долл. К тому же потеря работы – это психологический стресс, уступающий по уровню только вызванному смертью ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни.

Содержание

Введение
Сущность и виды безработицы
Сущность и причины инфляции
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Пути решения данных проблем
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Безработица и инфляция.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

В-пятых, инфляция приобретает  самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и  в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление  инфляционных ожиданий населения и  производителей — важнейшая задача антиинфляционной политики.

Каков механизм воздействия  на экономику инфляционных ожиданий? Дело в том, что люди, сталкиваясь  с повышением цен на товары и услуги в течение длительного периода  времени и теряя надежду на их снижение, начинают приобретать  товары сверх своих текущих потребностей. Одновременно они требуют повышения  номинальной заработной платы и  тем самым подталкивают текущий  потребительский спрос к расширению. Производители устанавливают все  более высокие цены на свою продукцию, ожидая, что в скором времени сырье, материалы и комплектующие изделия  еще больше подорожают. Начинается бегство от денег. Пример из нашей  российской экономики (январь—апрель 1992 г.) в условиях высоких темпов инфляции каждый производитель боялся, что его поставщик сильно поднимет цены на свою продукцию. Поэтому, заранее  желая себя обезопасить, он многократно  завышал цену на свою продукцию. В  результате цены (после их либерализации) подскочили не только на уровень неудовлетворенного ранее платежеспособного спроса, но и на величину инфляционных ожиданий.

Итак, очевидно, что расширение вследствие инфляционных ожиданий текущего спроса стимулирует дальнейший рост цен. Одновременно сокращаются сбережения и уменьшаются кредитные ресурсы, что сдерживает рост производственных инвестиций и, следовательно, предложение  товаров и услуг. Экономическая  ситуация в этом случае характеризуется  медленным увеличением совокупного  предложения и быстрым ростом совокупного спроса. Результат —  общее повышение цен.

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу  после Второй мировой войны в  Западной Европе инфляция была связана  с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную  роль в раскручивании инфляционного  процесса стали играть государственные  расходы, соотношение «цены —  заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы. Что касается бывшего СССР, то наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние  годы можно считать уникальную диспропорциональность  в экономике, возникшую как следствие  командно-административной системы. Советской  экономике присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма  накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15—20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП высокая  степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной  системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе, и  другие особенности.  

 

Взаимосвязь инфляции и безработицы. Пути решения данных проблем.

Безработица и инфляция находятся  в определенной количественной зависимости. Профессор Лондонской экономической  школы А. Филипс в конце 50-х годов  установил такую закономерность: чем ниже уровень инфляции, тем  выше уровень безработицы, и наоборот. И это объяснимо. С повышением уровня безработицы уменьшается  покупательная способность населения. Безработица отрицательно сказывается  на уровне оплаты труда. В итоге уровень  инфляции снижается. Этот процесс наглядно представлен в виде кривой Филипса.

Исходя из кривой Филипса, возникают  два варианта для разного практического  сочетания взаимосвязанных величин:

Или низкая безработица и  высокая инфляция (точка А на графике); или низкая инфляция и высокая безработица (точка Б на графике). Так, при президенте США Р. Рейгане удалось обуздать инфляцию путем повышения уровня безработицы до рекордной величины.

Между тем кривая Филипса  отражает взаимосвязь инфляции и  безработицы только в краткосрочном  периоде. Если взять длительные периоды (5-10) лет, то при высоком уровне безработицы  цены продолжают повышаться. Так обстояло дело в США в 70-е и 80-е годы.

То, что кривая Филипса  не срабатывает в долгосрочном периоде, объясняется следующими обстоятельствами. Во второй половине 20 века заработная плата, а тем самым и пособия  по безработице, систематически повышались даже во время спада производства, что обусловлено ростом квалификации и стоимости рабочей силы. Как  правило, предприниматели и работники  заключают долгосрочные договоры о  величине заработной платы. Более того, из-за инфляционных ожиданий предприниматели  увеличивают оплату труда в порядке  компенсации будущего роста цен.

В итоге возникает такое  явление, как инфляция издержек.

Инфляция издержек – рост цен, который вызван повышением производственных расходов (увеличением оплаты труда  и удорожанием сырья, энергоносителей  и др.). Стало быть, при инфляции издержек цены повышаются вместе с  увеличением безработицы.

В таком случае цена борьбы с инфляцией путем увеличения уровня безработицы становится очень  высокой. По расчетам зарубежных экономистов, чтобы инфляция могла снизиться  на 1%, безработица должна превысить  свой «естественный уровень» на 2%. Но от этого реальный валовой национальный продукт уменьшится на 4% по сравнению  с потенциальной его величиной (в 1985 г. в США такие потери дохода страны составили бы 160 млрд. долл.).

Однако общество вынуждено  платить за инфляцию и другую цену.

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую  политику. При этом в первую очередь  экономисты пытаются найти ответ  на такой важный вопрос — ликвидировать  инфляцию путем радикальных мер  или адаптироваться к ней. Эта  дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических  обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают  комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства) предусматривается  активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложении и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко  воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству  Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении  и ставки ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика  инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах  показывает целесообразность сочетания  долговременной и краткосрочной  политики. Схематично комплекс мер  антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом.

Долговременная политика включает в себя, во-первых, задачу погасить инфляционные ожидания населения, которые  нагнетают текущий спрос. Для  этого правительство должно проводить  четкую последовательную антиинфляционную политику, завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать  своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен, ослабление административного  таможенного контроля и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии.

Во-вторых, меры по сокращению бюджетного дефицита (так как его  финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к  инфляции) за счет повышения налогов  и снижения расходов государства.

В-третьих, мероприятия в  области денежного обращения, в  частности, установление жестких лимитов  на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень  инфляции.

В-четвертых, ослабление влияния  внешних факторов. В частности, задача состоит в уменьшении инфляционного  воздействия на экономику переливов  иностранного капитала (при положительном  сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных  кредитов и займов правительства  за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного  предложения без увеличения совокупного  спроса. В этих целях государство  предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к  основному производству побочные товары и услуги. Оно может приватизировать  часть своей собственности и  таким образом увеличить поступления  в государственный бюджет и облегчить  решение проблемы его дефицита, а  также понизить инфляционный спрос  за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения  массированный импорт потребительских  товаров.

Определенное воздействие  на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую  норму сбережения.

Итак,  мы рассмотрели  пути решения проблемы инфляции. Какие  же пути решения проблемы безработицы?

В странах Запада за последние 30 с лишним лет действует система  социальных амортизаторов (защитных устройств), который государство применяет  для обеспечения экономической  безопасности трудящихся. В эту систему входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд

Первым элементом такой  системы является регулирование  занятости. Государство предпринимает  следующие действия:

·        сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели в период массовой безработицы;

·        рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);

·        досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;

·        создает новые рабочие места и организует общественные работы (в области инфраструктуры – для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;

·        сокращает предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивает иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулирует репатриацию (возвращение на родину) иностранных рабочих и др.

Другим элементом системы  социальных амортизаторов служат биржи  труда, созданные еще в первой половине 19 века. Биржи труда –  учреждения, которые посредничают между  предпринимателями и рабочими при  трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют  желающим переменить работу, изучают  состояние рынка рабочей силы и представляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами труда, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают принимать  на работу собственные отделы кадров. Отказ от работы, предложенной биржей труда обычно, влечет за собой лишения  пособия по безработице.

Следующим элементом системы  экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в  значительной мере за счет вычетов  из заработной платы работающих. В  связи со многими ограничениями  фондами страхования по безработице  может пользоваться меньше половины безработных.

При законодательном определении  размеров пособий по безработице  и продолжительности их выплат возникают  серьезные проблемы. Одна из них  состоит в том, чтобы правильно  определить, на каком уровне установить пособие безработному. Здесь могут  быть допущены крайние случаи. Чем  выше такое пособие (по сравнению  с наибольшим размером заработной платы), тем меньше стимул искать работу. Однако чем меньше величина пособия, тем  больше у безработных лишений  и страданий, в которых нет  их собственной вины. Выход состоит, очевидно, в том, чтобы найти компромисс  между поддержанием стимул к поиску нового места труда и избавлением  людей от жестокой экономической  нужды.

Не менее сложной является и другая проблема: на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице? Чем короче время получения материальной помощи, тем меньше возможностей у безработного найти новую работу (особенно при структурной безработице) или приобрести иную профессию. Вместе с тем, чем длительнее срок выплаты пособий по безработице, тем менее активно человек стремится сменить профессию и ищет другую работу. По-видимому, срок материальной помощи должен быть достаточным для того, чтобы безработный вышел из своего кризисного состояния.  

Информация о работе Безработиц и инфляция