Безработица ее виды. Уровень безработицы и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить причины и виды безработицы, исследовать специфику проблемы занятости в РФ.

Объект исследования – российский рынок труда. Предмет исследования – безработица.

Основными задачами исследования являются:

◦рассмотрение понятия, причин и видов безработицы;
◦выявление проблемы регулирования уровня безработицы;
◦анализ уровня безработицы в Калужской области;
◦рассмотрение областной целевой программы содействия занятости населения.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общее понятие безработицы 5

1.1. Показатели безработицы 5

1.2. Сущность безработицы 6

1.3. Виды безработицы 9

1.4. Положительные и отрицательные стороны безработицы 14

Глава 2. Политика государства в области занятости населения 17

2.1. Понятие и формы занятости 17

2.2. Основные направления политики РФ в сфере содействия занятости 21

2.3. Государственные органы, осуществляющие нормативное и ненормативное регулирование занятости 25

Глава 3. Уровень безработицы и методы борьбы с ней на примере Калужской области…………………………………………..………………….30

3.1. Уровень безработицы 30

3.2. Областная целевая программа содействия занятости населения..............................…………………………………………….............31

Заключение 41

Литература 44

Работа содержит 1 файл

БЕЗРАБОТИЦА -ЭК.ТЕОР.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

     В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:

     1) активную государственную политику  в сфере занятости;

     2) пассивную государственную политику  в сфере занятости. 

     Активной  политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

     Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы. 17

     В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

     В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых  рынках труда. 18

     Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в  разработке государственной политики в области содействия занятости  населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

     Примечательно, что в отношении отдельных  категорий граждан, особо нуждающихся  в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства  по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения.19

     Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости – это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.  
 

     2.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НОРМАТИВНОЕ И НЕНОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ. 

     В основе государственной системы  занятости лежит сеть служб и  фондов занятости различных уровней.  В качестве трудоустраивающих органов  на сегодняшний день могут выступать  государственные органы и негосударственные организации. 

     К государственным трудоустраивающим  органам относятся органы по вопросам занятости (органы службы занятости), а  также специальные органы, занимающиеся трудоустройством отдельных категорий  граждан (например, учреждения и предприятия социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.). Нужно отметить, что необходимость создания специальных органов, осуществляющих посредничество в трудоустройстве, предусмотрена и международными актами о труде. В частности, Конвенция МОТ № 88 «Об организации службы занятости» (1948г.) 20обязывает государства создать бесплатные бюро занятости, основная цель которых – обеспечить воздействие на рынок труда для достижения  поддержания полной занятости.

     На  федеральном уровне - это Федеральная  служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские  службы занятости, а в городах  и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости.

     Федеральная служба по труду и занятости находится  в ведении Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации,  осуществляет функции  по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

     - анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;

     - вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

     - информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

     - оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

     - организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях; а также выплачивается стипендия за период учебы;

     - оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работником и другим категориям населения;

     - регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

     - разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;

     - подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

     - выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

     - публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

     В конце января 2004 года, по оценке статистиков, в России 5,8 миллиона человек не имели доходного занятия, но активно искали его и были готовы приступить к работе. В органах государственной службы занятости состояло на учете 1,9 миллиона человек незанятых трудовой деятельностью граждан, из которых 1,6 миллиона человек имели статус безработного. Пособие по безработице было назначено почти 1,3 миллиона человек.21

     Все услуги федеральной государственной  службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются  бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета.22

     Видное  место на сегодняшний день в регулировании  занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

     К негосударственным органам по трудоустройству  можно отнести разного рода агентства  по трудоустройству (кадровые агентства, общества занятости, а также негосударственные организации социального обслуживания и ряд других). В 1997 г. на 85-й сессии МОТ были одобрены Конвенция № 181 и Рекомендация № 188, посвященные частным агентствам занятости. 23 Рассматриваемые акты допускают и легализуют деятельность различных по характеру частных бирж труда и одновременно предусматривают меры, направленные на обеспечение социальной защиты работников, пользующихся услугами этих бирж. Конвенция №181 дает широкое определение агентствам занятости. Таковым является любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных властей, которое осуществляет: посредничество при устройстве на работу, содействие в поисках работы, наем работника с целью предоставления его третьим лицам, иные услуги (информационные, консультативные), оказываемые лицам, ищущим работу.24

     Правовой  статус частных агентств занятости  определяется в соответствии с национальным законодательством. Государства сами определяют условия функционирования указанных агентств, используя, в  частности, систему лицензирования или сертификации.

     В конечном счете, государственные органы выступают на рынке труда в  целях обеспечения социальной политики государства, реализации социально-экономических  прав граждан. На сегодняшний день функции  Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения. Одним из резервов повышения эффективности работы ГСЗ является налаживание оперативного обновления банка вакансий за счет совершенствование механизмов взаимодействия с работодателями.  А основная цель государственных органов осуществляющих регулирование занятости сводится к возможности полного и продуктивного трудоустройства граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве как к государственным органам (службе) занятости, так и к частным негосударственным (кадровым) агентствам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 3. УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ.

      3.1. УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ.

      С мая 2010 года Росстат начал выпуск ежемесячного статистического бюллетеня «Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации». В нем указаны важнейшие экономические показатели регионов. В том числе, данные о безработице, среднем доходе, положении в сельском хозяйстве и на производстве.

      Согласно  этому бюллетеню, безработица в  Калужской области составляет 1,19 % от численности экономически активного населения (от 15 до 72 лет). В ЦФО она ниже только в Белгородской, Московской, Тамбовской, Тверской областях и столице.

      Число жителей Калужской области, которые  по инициативе работодателя работали неполное рабочее время с 8200 человек  в феврале 2010 г. сократилось до 2500 человек в марте 2010 г.

      Одновременно  с тем, число тех, кто в марте 2010 г. работал неполное рабочее время по соглашению с работодателем в 2,5 раза выше – 6600 человек.

      В марте этого года 1300 калужан и  жителей области по инициативе работодателя ушли в отпуск с частичным сохранением  заработной платы, а 6600 человек ушли в неоплачиваемый отпуск.

      Так, например, в 2010 году Центром занятости населения Малоярославецкого района зарегистрировано по вопросу трудоустройства 1187 человек, что несколько больше, чем за тот же период прошлого года 826 человек.

      Как сообщает газета "Малоярославецкий край", при численности экономически активного населения по району в 27400 человек, уровень востребованности службы занятости составляет 4,3 процента. Это говорит и о том, что часть населения ищет и находит работу собственными силами. По-прежнему в структуре граждан, обратившихся в поисках работы в Центр занятости, большинство составляют женщины 43 %, затем идет молодежь 37 %, пенсионеров всего 4 %, а уволенных в связи с освобождением штатов 6 %. Сельчан меньше горожан 30 %. За январь-май 2010 г. статус безработного получили 414 человек (в 2008 году 348).

      На  начало июня 2010 г. на учете в службе занятости состояло 299 человек. Среди них женщины и молодежь составляют 70 и 28 % соответственно, 12 % приходится на инвалидов. Социальная поддержка безработных выражается в назначении им пособия по безработице. За январь-май оно было назначено 397 гражданам, которые были признаны безработными в установленном порядке. На 1 июня 2010 года пособие получали 257 человек. За отчетный период было начислено пособий на сумму 1449,72рубля, а задолженность по их выплате составляет 278,41 тыс. рублей. Впрочем, бывают случаи, когда работающий гражданин числится безработным и получает пособие или приносит справку с неверно начисленным средним заработком. В 2009 году сотрудниками службы занятости проверены 251 справка о среднемесячном заработке, в результате чего предотвращена переплата в сумме 50,5 тысячи рублей. Сумма доплаты к пособию составила в общем 25,3 тысячи рублей.

      3.2. ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.

      Современное состояние и перспективы развития занятости населения Калужской  области определяются общими положительными сдвигами в экономике, улучшением конъюнктуры  рынка труда.

      Экономическое оживление привело к сокращению масштабов скрытой безработицы (неполной занятости) и задолженности по заработной плате. Значительно активизировались субъекты рынка труда - работодатели и работники, увеличилась интенсивность перетока рабочей силы между отраслями производства, отдельными предприятиями.

      Регулирование трудовой сферы, осуществляемое в соответствии с проводимым Правительством Калужской области курсом на восстановление и увеличение экономического потенциала региона, позволило стабилизировать квалифицированное ядро трудовых коллективов на предприятиях и в организациях, обеспечило не только прекращение падения спроса на рабочую силу, но и его рост в перспективных отраслях экономики. Стабилизация занятости населения включена в число важнейших приоритетных задач программы социально - экономического развития Калужской области на 2008-2011 годы.

Информация о работе Безработица ее виды. Уровень безработицы и методы борьбы с ней