Безработица и ее проблемы в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:16, реферат

Описание работы

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства--труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.

Содержание

Введение
1.1 Сущность безработицы
1.2 Особенности безработицы в РБ
1.3 Тенденции в развитии безработицы
1.4 Причины безработицы
Заключение

Работа содержит 1 файл

Безработица и ее проблемы в РБ.docx

— 32.70 Кб (Скачать)

Примеров неэффективной  занятости в стране немало. Например, на страницах "Советской Белоруссии" министр внутренних дел Владимир Наумов сообщил, что по количеству осужденных на 100 тысяч населения Беларусь находится  на 5-м месте в мире. Охрана и  содержание заключенных обеспечивают стабильные рабочие места. Не зря  министр отмечает, что "содержание одного осужденного в исправительном учреждении обходится государству  в 170 тысяч рублей ежемесячно".

Источником формальной занятости  фактически служит подготовка молодых  специалистов за счет бюджета. К примеру, государственные вузы в прошлом  году окончили более 43 тыс. молодых  людей, что на 2204 чел. больше, чем  в 2002 г., из них направление на работу получили всего 18,7 тыс. человек. В министерстве образования известны случаи, когда  целые выпуски студентов оставались не трудоустроенными. На 1 июля в общей  численности безработных выпускники базовых и общеобразовательных  школ составили 7%, выпускники ПТУ, ССУЗов и вузов – 3%.

Пятый – лишний

Основные проблемы занятости  сосредоточены в сфере производства. Так, по оценкам, уровень избыточной занятости в промышленности Беларуси превышает 18%. Фактически четверо рабочих  делятся своим заработком с пятым. В условиях, когда "пятый –  лишний" управленцы изобретают разнообразные  схемы с целью сохранения мотивации  лучших кадров. Например, "условному  пятому" (как правило, самому непродуктивному  члену коллектива) начальник цеха устанавливает более низкую зарплату. В конце концов он увольняется. Пришедший  по направлению службы занятости  на его место оформляется учеником и выполняет самую неквалифицированную  работу с соответствующей оплатой (скажем 60 тыс. BYR). Естественно, ему обещают  повышение зарплаты через 2-3 месяца. Не дождавшись обещанного, новенький  увольняется. На его место присылают  следующего, и подобная ротация происходит 3-5 раз в год. Для предприятия  подобная "невысокоморальная" схема  является оптимальным решением. В  то же время служба занятости формально  выполняет свою функцию, а проблема эффективной занятости так и  остается нерешенной.

Николай Кохонов отметил, что весной традиционно уровень  безработицы в Беларуси снижается. "В определенной степени это  связано с тем, что часть незанятого населения привлекается к сезонным работам, некоторые уезжают на заработки, в том числе и за пределы  республики, - сказал специалист. - Однако основной вклад в стабилизацию ситуации на рынке труда страны вносят устойчивая работа экономики, создание рабочих  мест, реализация активных мер политики занятости". Кроме того, добавил  он, на 1 мая нынешнего года 9,6 тыс. человек проходили профподготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органов государственной  службы занятости. В соответствии с  законом о занятости на период учебы "курсанты" снимаются с  учета по безработице.

По словам начальника главного управления политики занятости и  народонаселения, в Беларуси отмечается значительный рост числа вакансий, заявленных нанимателями в госслужбу  занятости. Так, на 1 мая в банке  данных насчитывалось почти 49 тыс. свободных  рабочих мест (год назад было 42,5 тыс.). Снижение численности безработных и увеличение количества вакансий привели к тому, что возможность условного трудоустройства возросла за год с 59,2% до 97,4%.

Для трудоустройства неконкурентоспособных  на рынке труда категорий граждан  установлены дополнительные гарантии занятости, предпринимаются меры по стимулированию нанимателей к приему их на работу. Однако проблема трудоустройства  таких граждан (в том числе  инвалидов, молодежи и женщин) не теряет остроты. Так, удельный вес женщин в  общей численности безработных  снизился за май незначительно - 64,8% до 64,1% (кстати, на 1 мая прошлого года этот показатель равнялся 66,3%). По-прежнему довольно проблемной является ситуация с занятостью в малых городах  и поселках.

"На высоком уровне  остается численность граждан,  обратившихся в службу занятости  за содействием в трудоустройстве, - сказал Николай Кохонов. - В январе-апреле 2007 года обратились в госслужбу  занятости 92,7 тыс. человек - всего  на 0,6% меньше по сравнению с  январем-апрелем 2006 года".

По статистическим данным, на 1 мая текущего года на учете по безработице состояли 50,2 тыс. человек (год назад в Беларуси насчитывалось 71,8 тыс. безработных). Пособие по безработице  в апреле получали 26,8 тыс. человек (средний  размер пособия - Br44 тыс. 606).

Среди регионов республики самый  высокий уровень безработицы  на 1 мая зарегистрирован в Витебской  области (1,6%). В Брестской, Гродненской  и Могилевской областях этот показатель составил 1,4% к численности экономически активного населения регионов, в  Гомельской - 1,3%, в Минской области - 1%. В Минске уровень безработицы  традиционно значительно ниже среднереспубликанского показателя - 0,4% к численности экономически активного населения.

По причине мизерных размеров пособий по безработице, до центров  занятости доходят далеко не все  безработные. В основном туда обращаются бывшие государственные чиновники, так как размеры их пособий  по безработице привязаны к размерам последней заработной платы. Процент  людей, которые не дошли до центров  занятости опередить трудно, или  практически не представляется возможным. Возникает закономерный вопрос: а  где же они есть? Достаточно обратится  к показателю количества занятых  в реальном секторе экономики. Если в 1999 году - это было порядка 5 млн, то в 2000 - уже порядка 4 млн. Куда пропал миллион человек? Разумно предположить, что часть людей находятся  в состоянии поиска работы, оставшиеся - заняты в теневой экономике.

Так какова же цифра реальной безработицы? Сложно сказать. Некоторые  эксперты называют 40-50%. Можно усомниться, что эти данные получены в результате серьезных современных социологических  исследований. Однако этот процент  выглядит более реально, нежели 23,2%.

Что касается обобщенного  социологического портрета белорусского безработного, то это женщина в  возрасте 31 года со средним специальным  образованием.

 В ходе реализации  мероприятий Государственной программы  занятости населения Республики  Беларусь на 2004 год в январе-апреле  было трудоустроено 55,5 тыс. человек,  в том числе 51 тыс. безработных  (109,9% и 118,6% к аналогичному периоду  2003 года), сообщили в пресс-службе  Минэкономики.

За январь-апрель на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации направлено 12,2 тыс. безработных. Оплачиваемые общественные работы организованы для 41,8 тыс. человек, в том числе для 35,2 тыс. безработных (соответственно 115,4% и 111% к соответствующему периоду 2003 году).

По состоянию на 1 мая 2004 года в органах государственной  службы занятости состояло на учете 123,9 тыс. безработных (84,6% к уровню 2003 года). В результате принятых мер  уровень регистрируемой безработицы  в апреле 2004 года снизился на 0,2 процентных пункта и составил на 1 мая 2004 года 2,8 % к численности экономически активного  населения.

Во исполнение поручения  главы государства о снижении уровня безработицы до 2% принято  постановление Совмина РБ от 26 апреля 2004г. № 475 “О внесении изменений и  дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2004г. № 121”. Установлены предельные показатели уровня безработицы на конец 2004 года: в Брестской области - 2,3%, Витебской - 2,4%, Гомельской - 2,2%, Гродненской - 2%, Минской - 2%, Могилевской - 2,2%, г. Минске - 1,2%. /26/

1.3. Тенденции в развитии  безработицы в РБ.

Успешные меры по снижению безработицы возможно только в условиях реальных, экономически верных реформ народно-хозяйственного комплекса. С  точки зрения экономики рынка  труда, нас интересуют результаты, которые  должны иметь место, для того, что  бы можно было результативно заниматься проблемой предвидения и предотвращения безработицы.

Как и любой рынок, рынок  труда регулируется согласно законам  спроса и предложения. Спрос на рабочую  силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность  предприятий к формированию новых  рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного  климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны  предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и  личным транспортом); асинхронизация между  рынком и системой образования.

Становление рынка труда  в Республике Беларусь происходит как  логический результат объективного развития общества, застрявшего между  демократическими преобразованиями (в  данном случае - трансформацией экономической  системы государства). В настоящее  время переходный период белорусской  экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при  котором безработица носит скрытый  характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в  народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.

1.4. Причины безработицы.

Основной причиной безработицы  в РБ, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного  хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что  в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских  предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это  относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий  в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие  капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).

Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с  системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции  образовательных институтов на изменения  на рынке, с другой крайне низкий уровень  профессионального образования  и переквалификации. Все это обуславливает  все более отчетливую структурную  безработицу.

Низкая эластичность предложения  на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

Проблем предостаточно. Все  экономические процессы, развивающиеся  на рынке труда, тесно взаимосвязаны  с ситуацией во внутренней и внешней  экономике. Их решение не в компетенции  одних служб занятости или  даже министерства труда. /25/

Необходимо отметить, что  различные группы рабочей силы неодинаково  реагируют на изменения спроса на рабочую силу. Что касается гендерной  структуры, то в большинстве промышленно  развитых стран уровень безработицы  среди женщин выше, чем среди мужчин: в 2000 г. в странах ОЭСР в целом 6.9% против 6%, а в странах ЕС - 10.9% против 8.2%. Неблагоприятная ситуация с женской занятостью сложилась  в странах Южной Европы, в первую очередь в Италии и Испании, где  мужская и женская безработица  соотносятся как 1:2.

Что касается женской безработицы  в Республике Беларусь, то в структуре  состоящих на учете безработных - более 60% женщин. Хотя среди вновь  регистрируемых безработных преобладают  мужчины, они же в первую очередь  покидают ряды безработных, поскольку  спрос нанимателей в большой  степени ориентирован на применение мужской рабочей силы и показатель трудоустройства мужчин значительно  выше, чем женщин. В результате они  составляют 80% среди безработных, состоящих  на учете более одного года.

В наиболее сложном положении  на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта  работы, женщины предпенсионного  возраста, а также женщины, имеющие  профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам (строительные специальности и т. д.)

Также особенностью современной  безработицы является молодежная безработица, уровень которой в странах  ОЭСР значительно превышает долю этой возрастной группы в экономически активном населении. Безработица среди  молодежи, к которой по международным  стандартам относятся лица 15-24 лет, превышает показатель для основного  трудоспособного возраста более  чем вдвое.

Анализируя рынок труда  за исключением нескольких стран (Бельгии, Дании и Швейцарии) показатель безработицы  к 2000 г. среди молодежи падал быстрее, чем у лиц основного трудоспособного  возраста. Это наиболее заметно в  Испании, где молодежная безработица  сократилась по сравнению с 1996 г. на 12 п. п. - с 39.8 до 27.7%. Более чем на 6 п. п. за тот же период снизилась  безработица среди молодежи в  Ирландии, Швеции и Португалии (соответственно до 8.4, 13.7 и 8.5%). Если в последней группе стран такая динамика объясняется  позитивной общеэкономической конъюнктурой, действием государственных программ сокращения безработицы, то в Испании  она связана с разрешением  заключать временные контракты  и значительными налоговыми льготами для предпринимателей, принимающих  на работу молодежь.

Информация о работе Безработица и ее проблемы в РБ