Безработица и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть – теоретическая, вторая – исследовательская. Тема первой теоретической части курсовой работы «безработица и ее виды». Проблема безработицы – одна из важнейших проблем современной экономики России. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Безработица и ее виды (формы)………………………………………3
Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика………………………………………………….3
Сущность и виды (формы) безработицы. «Полная занятость» и «естественная» безработица…………………………………4
Последствия безработицы……………………………………..9
Теории безработицы……………………………………………12
Государственная политика борьбы с безработицей…………15
Проблема безработицы и пути ее преодоления…………………….17
Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы……………………….17
2.2 Государственная защита населения в условиях безработицы…………………………………………………………..21
2.3 Проблема безработицы в США………………………………23
2.4 Методы борьбы с безработицей в США в сравнении с российскими методами……………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………..32

Работа содержит 1 файл

безр.docx

— 63.23 Кб (Скачать)

     Логическое  заключения экономистов неоклассической  школы все чаще опровергала действительность. Исторический опыт свидетельствовал о  периодах длительной безработицы и  инфляции в мире.

     Экономический кризис 1929-1933 гг. показал высокую  цену стихийного приспособления к новому экономическому равновесию. По мере развития рыночной экономики ее механизм саморегулирования  начал давать сбои.

     Катастрофическое снижение объема производства в большинстве стран мира породило массовую безработицу.

     Кейнсианская модель занятости. Дж. М. Кейнс одним из первых западных экономистов обратил внимание на неспособность рыночного механизма к саморегулированию. Основная предпосылка кейнсианства – отсутствие в условиях господства монополий действенной саморегуляции экономики. Поскольку рыночные механизмы в значительной мере исчерпали возможность поддерживать свою жизнеспособность, следовательно, необходимо государственное регулирование экономики для достижения стабилизации.

     Поэтому государство во избежание дальнейшего  нарастания социальной напряженности  в обществе должно разработать программу  занятости, социальной защиты безработных  и помощи беднейшим слоям населения. Важным направлением в деятельности государства является проведение такой финансово-кредитной политики, которая создавала бы предпринимателям выгодные условия для вложения капиталов в образование дополнительных рабочих мест.

     Таким образом, согласно условиям кейнсианской модели цена труда не может выступать в роли регулятора рынка. Эта роль становится прерогативой государства. Уменьшая или увеличивая совокупный спрос, государство способно устранить неравновесие на рынке труда. Спрос на рабочую силу регулируется не колебанием рыночных цен, а совокупным спросом или объемом производства.

     Монетаристская  модель. По мнению представителей монетаристской школы М. Фридмена, Ф. Кейгена, К. Бруннера, А. Мольцера, рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности. Если же в обществе возникают диспропорции, это происходит в первую очередь в результате внешнего вмешательства, например из-за введения государством минимальных ставок заработной платы, из-за влияния профсоюзов на действия предпринимателей или отсутствия объективной информации о наличии вакантных рабочих мест. Поэтому количество государственных регуляторов следует ограничить. Для уравновешивания рынка труда целесообразно использовать такие рычаги, как учетная ставка центрального банка. Это поможет стимулировать инвестиционную и деловую активность и, таким образом, позволит увеличить занятость в стране.

     Монетаристская  модель отрицает необходимость государственного вмешательства для обеспечения  занятости и стабилизации экономики. 

     1.5 Государственная политика борьбы с безработицей 

     Поскольку безработица представляет собой  серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает  меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они  обусловлены разными причинами, используются разные меры.

     Общими  для всех типов безработицы являются такие меры как:

     - выплата пособий по безработице; 

     - создание служб занятости (бюро  по трудоустройству).

     Специфическими  мерами для борьбы с фрикционной  безработицей выступают:

     1) усовершенствование системы сбора  и предоставления информации  о наличии свободных рабочих  мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

     2) создание специальных служб для этих целей.

     Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

     1) создание государственных служб  и учреждений по переподготовке  и переквалификации;

     2) помощь частным службам такого  типа.

     Основными средствами борьбы с циклической  безработицей являются:

     1) проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

     2) создание дополнительных рабочих  мест в государственном секторе  экономики. 

     Пути  решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.

     Прямой  путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

     Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

     1.  Обеспечение правовой защищенности наемных работников;

     2.  Использование альтернативных форм занятости;

     3.   Развитие системы страхования от безработицы:

     - повышение доли отчислений в  фонд занятости, что позволит 
стимулировать структурную перестройку предприятий;

     - использование страховых принципов,  когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

     - адаптация безработных к изменившимся  требованиям рынка 
через систему профессиональной подготовки при максимальном 
учете имеющейся базовой квалификации;

     - упрощение процедуры регистрации  безработных в службах занятости. 

     4.  Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы;

     5.   Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устранение конфликтных ситуаций.

       Система социального партнерства  на федеральном уровне призвана  обеспечить ведение переговоров  по определению минимальной заработной  платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения  заработной платы на уровне  отрасли или предприятия в  рамках общегосударственной политики доходов и занятости. Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций.

     Перечисленные мероприятия не смогут полностью  ликвидировать или существенно  сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость  населения, но и стабильный экономический  рост.

2. Проблема безработицы и пути ее преодоления

     2.1 Проблема безработицы  в России. Динамика, структура и особенности  российской безработицы

     Возникновение безработицы в России связано  с развитием рыночных отношений  и, прежде всего, рынка труда. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в  экономике в результате кризисных явлений 2008 года.

     Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:

     - Федеральная служба государственной  статистики;

     - Федеральная служба по труду  и занятости; 

     -Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.

     Однако, методика расчетов такова, что не учитывается  скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда). Поэтому  полученный уровень безработицы  в стране ниже уровня, полученного  в результате социального обследования, опросов населения и предприятий.

     Анализируя  динамику безработицы в России можно  убедиться, что в доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда.

     Так с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в  среднем на 1,6 % в год), и достигает  максимального показателя в момент кризиса 1998 года - 14 % в результате спада  производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела  к сокращению работников, происходила  волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность  предприятий привела к их банкротству; в- третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы.

     На  современное состояние безработицы  в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников - сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили  часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей  недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15 %).

     Кризис  не только привел к массовым увольнениям  и безработице в России, но и  породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный  менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга  и кредитных рисков и т.д.

     В результате в 2009 году был достигнут  максимальный уровень безработных  после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2 % от экономически активного населения.

     Среди безработных по методологии МОТ  доля женщин в сентябре 2009 г. составила 45,7 % (3,51 млн. человек), однако данный показатель снизился по сравнению с предыдущим годом на 1,6 %. Превышение доли мужчин среди безработных связано с  тем, что «мужские» отрасли (такие  как ВПК и др.) понесли большие  потери, тогда как «женские» отрасли  социального сектора (образование  здравоохранение), напротив, увеличились.

     Доля  городских жителей среди безработных  составила 66,4 процентов. 

     Безработица характеризуется превышением ее уровня среди сельских жителей по сравнению с уровнем среди  городских жителей. В сентябре 2009 г. это превышение составляло 1,5 раза. Доминирование безработных среди  городского населения объясняется  тем, что сельским жителям проще  переходить к производству товаров и услуг в домашних условиях. Также часть избыточного сельского населения передислоцируется в город, выравнивая сельскую и городскую безработицу.

     Средний возраст безработных в сентябре 2009 г. составил 34,8 года, в том числе  безработных мужчин - 35,3 года, безработных  женщин - 34,3 года. 

     По  данным на 2009 год, наибольшее количество безработных приходится на возрастные группы 20 - 24 лет, в результате высокой  степени неопределенности, с которой  сталкивается «новичок» на рынке  труда и частой сменой работы (высокий  уровень фрикционной безработицы). Наименьшее - 55-59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу.

     Среди безработных 31,4 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4 % безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.

     В сентябре 2009 г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников (структурная безработица), составила 16,2 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи  с увольнением по собственному желанию - 19,8 процентов (фрикционная). 

     Проанализировав эти данные, можно сделать вывод, что высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы - в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных отраслях.

Информация о работе Безработица и его виды