Безработица и занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Содержание

Введение
Глава 1. Трудовая занятость
1.1. Понятие и особенности занятости
1.2. Государственная политика в сфере занятости
1.3. Политика России по созданию и сохранению рабочих мест
Глава 2. Особенности безработицы
2.1. Сущность и виды безработицы
2.2. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия
Глава 3. Безработица в России
3.1. Характерные черты безработицы в России. Всемирный экономический кризис.
3.2. Статистические данные безработицы в России
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.docx

— 59.65 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 

Глава 1. Трудовая занятость 

1.1. Понятие и особенности занятости 

1.2. Государственная политика в сфере занятости 

    1.3. Политика России по созданию  и сохранению рабочих мест

Глава 2. Особенности безработицы 

2.1. Сущность и виды безработицы 

2.2. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия 

Глава 3. Безработица в России 

    3.1. Характерные черты безработицы в России. Всемирный экономический кризис. 

    3.2. Статистические данные безработицы в России

Заключение 

Список использованных источников  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 

    Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для большинства  людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую  травму.

    Полная  занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает  с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет  нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

           По мнению многих экономистов,  безработица даже необходима, потому  что это объективное явление,  присущее рынку труда, является  его особенностью, поэтому ее  нельзя однозначно оценивать  как социальное зло. Она повышает  производительность труда, стимулирует  заинтересованность в качественном  труде, повышении образовательного  уровня и квалификации работников.

    Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов.  Поэтому процессы, затрагивающие  коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно  должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

    Экономисты  изучают безработицу для определения  ее причин, а также для совершенствования  мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных  программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают  возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования  по безработице, смягчают отдельные  экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый  ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

    Из  вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для  определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Изучение безработицы позволяет определить ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые  влияют на занятость.

          Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто  является предметом политических дискуссии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Трудовая занятость

     1.1. Понятие и особенности  занятости

     В экономических науках нет единства мнений в определении занятости, возможно оттого, что этой проблемой занимались специалисты преимущественно в прикладных исследованиях и разработках (статисты, плановики, демографы). Но большинство ученных трактуют занятость как деятельность людей. Правда, А.Э.Котшер отрицает такую трактовку занятости. «В отличие от труда занятость не деятельность, а общественное отношение между людьми по поводу включения работника в конкретную операцию труда на определенном рабочем месте». Но данное определение имеет ряд недостатков. Во-первых, неправомерно противопоставлять труд и занятость, потому что и то, и другое есть реализация трудовых способностей, и отождествлять их нельзя: труд и занятость отличаются друг от друга как сущность и внешняя форма осуществления способности к труду. Во-вторых, нельзя противопоставлять содержание занятости как деятельности ее общественной форме, это означало бы лишить общественную форму занятости ее материального вещественного содержания.

     В общем, занятость населения - это  показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую прибыль и др. Этот показатель рассчитывается как коэффициент занятости, который представлен в виде относительной величины - отношение численности лиц, занятых во всех сферах хозяйственной, управленческой, образовательной и иной деятельности, к численности всего трудоспособного населения. К занятому населению относятся все работающие по найму, предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой; лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, фермеры, члены кооперативов, избранные и назначенные на оплачиваемые должности, военнослужащие, студенты ВУЗов, учащиеся средних специальных заведений и ПТУ, школьники старших классов.

     Занятость как экономическая категория  – это полезная деятельность трудоспособного  населения в общественном производстве в процессе создания национального  дохода. Занятость населения отражает степень участия трудоспособного  населения в совокупном общественном труде, а предоставление всем желающим и способным трудиться такой  возможности порождает представление  полной занятости. однако в марксистской и буржуазной политэкономии понятие  полной занятость населения трактуется неоднозначно.

      Социалистическое  общество объективно должно стремиться к достижению всеобщей или полной занятости населения. Поэтому полная занятость отражала соответствие между  потребностью людей в работе, а  общественном хозяйстве и наличием рабочих мест; не только в масштабе всей страны, но и по отдельным районам, городам и сельским поселениям. Следовательно  социально-экономическое содержание полной занятости заключается в  отсутствии резервной армии труда (безработицы), не находящей себе применение.

      Напротив, буржуазные экономисты считают, в современных  условиях рыночного хозяйства вообще не возможна полная или 100 % занятость  рабочей силы. В их понимании полная занятость – это такое положение  в экономике, при котором любые  дополнительные инвестиции или расходы  могут вызвать рост инфляции. Занятость  считается полной при отсутствии циклической безработицы, которая  образуется в результате спада производства и уменьшения спроса на рабочую силу. Отсюда полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Наоборот, по расчетам западных специалистов, при занятости на уровне 94-95 % рабочей  силы достигается полная занятость  трудоспособного населения, а 5-6 % составляет нормальный или естественный уровень  безработицы в экономике страны.

     Главное условие полной занятости –  то, чтобы она была эффективной. Первоосновой эффективной занятости является рост производительности труда, определяемый как личностными характеристиками работника, так техническими, организационными и прочими условиями производства, которые будут ему созданы. Вознаграждение труда – одна из важных сторон эффективной  занятости. эффективная занятость  в условиях научно-технической революции, требует от работника небывалой  концентрации профессионального умения, психологической нагрузки, гибкости и адаптивности, должна в тоже время  давать личный доход, достаточный для  поддержания других членов общества  - его семьи, престарелых родственников  и в более широком плане, всех трудоспособных членов общества. Другая ее сторона пропорциональный рост той  доли национального дохода, которая  идет на общественное потребление.  Эти две стороны как бы характеризуют  “результативный” аспект эффективной  занятости.

     1.2. Государственная  политика в сфере  занятости

     Цель  такой политики состоит в повышении эффективности рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уровне совокупного спроса уровень безработицы был бы минимальным. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

    1. это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
    2. программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
    3. программы содействия найму рабочей силы;
    4. программы по социальному страхованию безработицы;

     Государство имеет возможность увеличить  общий объем расходов на товары и услуги, чтобы создать новые рабочие места. При этом следует отметить, если рост расходов вызовет рост цен и заработной платы, то это мало повлияет на уровень занятости.

     Большая часть разницы выросшего спроса идет на компенсацию более высоких  цен и заработной платы, а не на увеличение объема производства. Поэтому правительство идет на увеличение спроса неохотно из-за опасности инфляции.

     Возникает еще одна проблема: довольно большая  доля потребительских расходов идет на импорт товаров и услуг. Это означает, что создаются рабочие места не дома, а за рубежом.

     Многие  экономисты считают, что меры по регулированию  доходов должны стать неотъемлемой частью любой политики: это сократит уровень безработицы. Если рост заработной платы и других доходов каким-то образом не ограничивать, увеличение общего спроса повлечет за собой скорее повышение заработной платы и цен, а не создание новых рабочих мест.

     Программа профессиональной подготовки позволяет рабочим как можно быстрее получить работу. Различные правительственные программы обеспечивают подготовку безработных, молодежи, а также рабочих старших возрастов, навыки которых со временем оказались недостаточными или устаревшими как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях.

     Программа содействия найму  рабочей силы связана с предоставлением качественной информации о наличии рабочих мест, поступающей от потенциальных работодателей. Эта программа также связана с обеспечением географической миграции рабочих.

     Одно  из направлений политики занятости  — социальная защита безработных. Она даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, будет исключено ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.

     Государственная социальная помощь должна быть избирательной  и распределяться в зависимости  от того, к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение. Например, добровольно безработный, который сделал свой осознанный выбор, несмотря на все усилия государства по его трудоустройству, не должен содержаться за счет средств, предназначенных для выплаты пособий по безработице.

     Кроме перечисленных направлений политики занятости существует косвенное регулирование рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство о социальном обеспечении, трудовых отношениях, равных гражданских правах и т.д.

     Меры  косвенного регулирования рынка  рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на экономическую конъюнктуру в стране.

     Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

     В связи с этим, нового определения  потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Информация о работе Безработица и занятость населения