Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
* раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
* рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
* изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I.Понятие безработицы, ее виды и причины возникновения
1.1.Сущность, понятие безработицы, подходы к определению……………5
1.2.Причины безработицы и их специфика…………………………………7
1.3.Виды безработицы и их специфика…………………………………….11
1.4.Естественная безработица ………………………………………………16
Глава II.Последствия безработицы
2.1. Экономические последствия безработицы…………………………..19
2.2. Социальные последствия безработицы………………………………22
Глава III.Проблема безработицы в России и пути ее решения.
Государственная политика в отношении занятости…………………….24
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути
решения проблем безработицы……………………………………………..25
3.2 Новая государственная программа снижения безработицы………….29
Заключение……………………………………………………………………..…...32
Список используемой литературы………………………………………………...33
Приложение 1……………………………………………………………………….35
Приложение 2……………………………………………………………………….36
Приложение 3……………………………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Безработица виды, причины, последствия, способы борьбы - копия.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

                                              

         

 

      Глава III.     Проблема безработицы в России и пути ее решения.                                                                           Государственная политика в отношении занятости

     

    В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий  уровень безработицы в нашей  стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный  статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.

     Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла  волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.

     По  оперативным данным Федеральной  службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.

       По данным  Правительства Нижегородской области прослеживается отрицательная обстановка численность граждан имеющих статус безработных неумолимо продолжает расти. В марте 2007 года в службу занятости Нижегородской области за предоставлением государственных услуг обратились 31697 человек, из них 7629 - незанятые граждане, 2949 - признаны безработными, в том числе 2445 гражданам назначено пособие по безработице. 
Уровень регистрируемой безработицы в Нижегородской области на конец марта составил 0,73% (численность безработных 13045 человек). В Нижнем Новгороде уровень безработицы составил 0,47% (численность безработных 3586 человек).     

    При этом нельзя забывать о категории  так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными. 
 

3.1 Особенности государственной  политики занятости  и пути решения  проблем безработицы

     

      Политика  занятости — органическая часть  экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

— содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;

— разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;

— стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;

— ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

— становление  эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;

—  целенаправленное формирование государственного сектора  экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов  для сохранения рабочих мест, в  частности увеличение практики общественных работ.

        Январь-октябрь 2009 года менее удачный почти во всех показателях, нежели 2008 год того же периода. Численность граждан обратившихся в поисках работы увеличилась, а вот численность нашедших работы при содействии органов службы занятости увеличилось не на столько значительно. Так же по данным Росстата общий уровень безработицы увеличивается (см. табл.1, приложение 3) 
 

Пути  решения проблем  безработицы

     

 Есть два пути: прямой и косвенный.

       Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

      Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

  1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
  2. Использование альтернативных форм занятости.

Помимо  гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.

    3. Развитие системы страхования от безработицы:

        -повышение доли отчислений в  фонд занятости, что позволит 
стимулировать структурную перестройку предприятий;

        -использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

       -финансирование государством специальных  программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим 
под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

       -адаптация безработных к изменившимся  требованиям рынка 
через систему профессиональной подготовки при максимальном 
учете имеющейся базовой квалификации;

       - упрощение процедуры регистрации  безработных в службах занятости.

     4.  Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

       5.   Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей социального партнерства  является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.

  В сложившейся в стране ситуации отсутствует  главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.

  Социальное  партнерство реализуется через  систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.

  Для того чтобы социальное партнерство  достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры.

  Учитывая  особенности российского рынка  труда в переходный период, можно  сделать вывод, что официально провозглашенный  курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая  трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала 

    3.2 Новая государственная программа снижения безработицы 

    Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей  в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.

    Многие  недостатки прежних государственных  программ в области занятости  и рынка труда были учтены  в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.»,  одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р.

    В концепции достаточно объективно, в  том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся  на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.

    Ключевой  задачей на рынке труда  определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен  ряд приоритетных направлений. К  ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между  уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения  и использования иностранной рабочей силы.

    Намечается  разработка прогноза потребности в  рабочих и специалистах по видам  экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение  объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого  бюджетных средств.

    Примечательно, что в Концепции Правительство  РФ в качестве  специального направления  своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и  сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.

    Для решения задач в этом направлении  предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления  страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»;  разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры  военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих  организаций;  разработка механизмов  взаимодействия  субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.

    Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.

    Здесь предусмотрены территориальные  программы содействия занятости. Так, выделена  необходимость осуществления  ряда мер по повышению  занятости  на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о  развитии местных  инициатив по поддержанию занятости.

    Проблема  регулирования трудовой миграции также  выделена в отдельное направление  деятельности  правительства РФ. Среди мероприятий  этого направления  следовало  бы подчеркнуть  довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.

    В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое  место выдвинута  задача  точного учета безработных  по отдельным  группам  и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также  разработка специальных программ  трудоустройства наименее  защищенных групп граждан.

Информация о работе Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы