Бюджетно-налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать налоговую политику в Российской Федерации.
Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы,
проанализировать налоговую политику ведущих зарубежных стран,
определить специфику налоговой политики в Российской Федерации,
описать систему органов государственной власти Российской Федерации,

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Основы налоговой системы……………………………………….……5

Сущность и функции налогов и налоговой системы…….…….……..5
Принципы налогообложения …………………………………………11
Элементы налогообложения…………………………………………..16
1.4 Кривая Лаффера………………………………………………………..18

2 Проблемы совершенствования налогообложения…………………20
2.1 Налогообложение в зарубежных странах (Франция)..……… .……..20
2.2 Состояние налоговой системы в РФ…………………………………..29
2.3 Направление совершенствования налоговой системы……………....39
Заключение…………………………………………………………………49
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

РГР ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

      Основным  курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений  между налогоплательщиками и государством.

      Результатом первого этапа налоговой реформы  явилось принятие Налогового Кодекса  Российской Федерации, первая часть  которого  вступила в силу с 1 января 1999 года. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения.

      В новом НК РФ, разграничились понятия  налог и сбор, что немаловажно. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.

      НК  РФ определяет общие принципы и понятия  налогообложения, права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых агентов  и налоговых органов, состав налоговых  правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок.

      Круг  налогоплательщиков и плательщиков сборов - «Налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена  обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

      В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.

      Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

      По  налогам могут устанавливаться  в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:

    - необлагаемый минимум объекта налога;

    - изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

    - освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

    - понижение налоговых ставок;

    - вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

    - целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

    - прочие налоговые льготы.

      Для более детального рассмотрения проблем  налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”.

      Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.

      В НК РФ провозглашен ряд вполне разумных постулатов, например следующие:

  • законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения исходя из принципов справедливости;
  • налоги не могут иметь дискриминационный характер;
  • налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
  • не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров, работ, услуг или денежных средств  в пределах территории РФ;
  • законодательные акты о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;
  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика.

      К положительным результатам первого  этапа налоговой реформы можно  отнести формирование разветвленной  сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения.

      Несмотря  на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

      Рассмотрим  поподробнее, что представляет собой  каждый из этих налогов.

      Налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль, и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы.9

      Налогоплательщиками НДС признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской федерации, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ.

      Налогооблагаемой  базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного  потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

      Объектами налогообложения являются также  товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

      Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

      Освобождаются от налога на добавленную стоимость:

  • услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом,
  • плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях,
  • услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях,
  • услуги по уходу за больными и престарелыми,
  • ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий;
  • услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

      Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

      Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачиваются покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.10

      Плательщиками акцизов являются все находящиеся  на территории Российской Федерации  предприятия и организации, включая  предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные  филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

      Объектом  налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

      Подоходный  налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.11

      С введением в действие с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса  РФ существенно изменилась система налогообложения доходов физических лиц. Новая концепция налогообложения ориентирована на снижение налогового бремени за счет значительного расширения налоговых льгот для физических лиц, введение минимальной налоговой ставки 13% к доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей, отказа от совокупного дохода с применением прогрессивных налоговых ставок. Однако по такой ставке планируется облагать не все доходы. Так, денежные призы, выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычно высокие выплаты по депозиту и страховым случаям должны будут облагаться по ставке 35%. Т.е. доходы, получение которых не связано с выполнением физическим лицом каких-либо трудовых обязанностей, работ, оказанием услуг.

      Ставка в размере 30%  устанавливается для доходов, полученных в виде дивидендов, и для доходов, получаемых физическими лицами, нее являющимися налоговыми резидентами России.

      Налогоплательщики налога на доходы физических лиц:

      Физические  лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов получаемых как на территории РФ, так и за ее пределами.

      Физические  лица, не являющиеся налоговыми резидентами  РФ. Они платят налог с доходов, получаемых ими от источников, расположенных  в РФ.

      Объектом  налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, либо от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

      Значительно увеличены размеры вычетов из налогооблагаемого дохода. Помимо этого, нововведением является то, что разрешено  уменьшать налогооблагаемый доход  на расходы на платное образование  и медицинское обслуживание. При  этом учитывают не только расходы  по оплате получения образования самим налогоплательщиком, но и его детьми. Под медицинскими расходами, помимо прочего, понимается и покупка лекарств. В то же время законодатель установил ограничение на уменьшение налогооблагаемой базы. Оно не может быть более 25 000 руб. на человека в год по каждому виду расходов.

      Единый  социальный налог (взнос) (ЕСН) зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования РФ – с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. 12

      При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в  составе ЕСН осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

      Порядок расходования средств, уплачиваемых  в фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством  РФ об обязательном социальном страховании.

      Особенно следует отметить, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав ЕСН и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

      Плательщиками налога согласно ст. 235 части второй НК РФ с 2001 г. признаются:

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства