Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:53, реферат

Описание работы

Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений.

Содержание

Введение 3
1. Бюджетный дефицит и методы его финансирования 4
2. Регулирование бюджетного дефицита 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

Реферат экономика.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

     Дефицитность  государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение   бюджетных  дефицитов  и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Бюджетный дефицит и методы его финансирования

     Работа  по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:

     •    сбалансированность — совпадение расходов бюджета и его доходов;

     •    профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;

     •    дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

     Типичным  же результатом составления и  исполнения бюджетов последних лет  был дефицитный бюджет. Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:

     •   дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

     •.  дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);

     •   дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.

     Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит. Так, в случае принятия бюджета очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета. В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на  погашение долга.

     Текущие расходы утвержденного бюджета  субъекта РФ иди местного бюджета  не могут превышать объем доходов  их бюджета.

     Размер  дефицита утвержденною федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем году.

     Размер  дефицита утвержденного бюджета  субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Если в законе субъекта РФ о бюджете утвержден размер поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать приведенное выше ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

     Аналогичная норма регулирует размер дефицита местного бюджета, но здесь этот размер не может  превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального  бюджетов.

     Из  всего перечисленного можно сделать два важных вывода:

     во-первых, текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами;

     во-вторых, привлеченные средства направляются исключительно  на инвестиционные цели и на обслуживание государственного долга РФ, но федеральному бюджету.

     Мелочники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в  законе о бюджете на очередной  год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты ЦБ РФ, а также приобретение им долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

     Источники финансирования дефицита различаются, но уровням бюджета.

     Дефицит федерального бюджета финансируется  как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся следующие источники:

     •   рублевые кредиты банков;

     •   госзаймы, осуществляемые путем выпуска пенных бумаг от имени РФ;

     •   бюджетные ссуды и бюджетные кредиты,  полученные от бюджетов других уровней;

     •   поступления от продажи имущества, находящиеся и госсобственности;

     •   сумма превышения доходом над расходами по государственным запасам и резервам;

     •   изменение остатков на счетах, но учету средств федерального бюджета.

     К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

     •   госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

     •   кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.

     Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники:

     •   госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

     •   бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

     •   кредиты банков;

     •   поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

     •   изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

     Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

     •    муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

     •    кредиты банков;

     •   бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

     •    поступления от продажи муниципального имущества;

     •    изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета. 

     Как видно из этих перечней наиболее распространенной формой финансирования бюджетных дефицитов выступают все возможные заимствования, классификация которых приведена ниже:

     Государственные заимствования РФ - займы и кредиты, по которым  возникают долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения займов  (кредитов) другими заемщиками,  привлекаемые от:

     —   физических  и  юридических   лиц;

     —   иностранных  государств;

            —  международных финансовых организаций

     Внешние заимствования - займы и кредиты,  по которым возникают долговые обязательства РФ,  выраженные в иностранной валюте

     Внутренние  заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ,  выраженные в рублях

     Заимствования субъектов РФ,  муниципальные заимствования - займы и кредиты,  привлекаемые от физических и юридических лиц,  по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта,  выраженные в валюте обязательств.

     Займы могут привлекаться от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Впрочем, муниципальные займы привлекают только от юридических и физических  лиц.

     Внешние займы привлекаются в иностранной  валюте, внутренние — в рублях. Муниципальные  займы могут быть только внутренними. При заимствовании органы власти выступают как в роли заемщика, так и гаранта погашения займов другими заемщиками.

     Мировой финансовый опыт выработал ряд методов  профилактики бюджетных дефицитов  и способов их устранения. В настоящее  время общепризнанным, считаются  ниже перечисленные представления об этой форме бюджетной разбалансированности.

     Если  бюджетный дефицит — зло, то еще  большим злом для экономики и  финансовой системы является мнимое его устранение путем чисто механических манипуляций. В этом случае болезнь  приобретает скрытые формы, гораздо труднее поддающиеся лечению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Регулирование бюджетного  дефицита

     Баланс  бюджета и даже превышение бюджетных  доходов над расходами не следует  рассматривать в качестве неотъемлемого свойства здоровой, динамично развивающейся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим.

     Величина  бюджетного дефицита не должна превышать  предельно допустимого размера, составляющего по оценкам 2 — 3% валового внутреннего продукта.

     Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы:

     •          внутренние и внешние займы;

     •          ужесточение налогообложения;

     •          денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).

     Ни  один из указанных способов не имеет  абсолютных преимуществ перед другими  и не является полностью не инфляционным. Но более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.

     Для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без  обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности  невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом ни применялись.

     В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно  используются такие, которые,  с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой — способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

     •    изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;

     •   более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства;

     •    сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т.п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ;

     •    запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

     Так как благодаря господину Кейнсу с середины тридцатых годов дефицит государственного бюджета стал применяться в качестве источника возможностей государственного регулирования экономики, в конце двадцатого века не осталось практически ни одной страны, которая может похвастаться отсутствием бюджетного дефицита.

     Следует помнить, что  какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана  с циклическим движением макроэкономики. Это обусловлено прежде всего существованием автоматических стабилизаторов. Ниже приведены данные, иллюстрирующие влияние стабилизаторов на бюджет.

     Изменения в бюджете  за счет увеличения безработицы и  инфляции (в долларах США 1990 года):

Информация о работе Бюджетный дефицит