Главные вопросы экономики

Автор: Сергей Харчук, 11 Июня 2010 в 07:58, контрольная работа

Описание работы

Как общество определяет, что надо производить? Один из главнейших вопросов экономики — ЧТО производить? Этот выбор делает как мелкий производитель, так и любая крупная компания. Его делает и общество: например, оно выбирает между “пушками и маслом”, между затратами на машины и Затратами на человека, между стимулированием отечественного производства или поощрением внешней торговли и т. д. В основе такого выбора лежит взвешивание, сравнение возможных результатов выбранной линии действий (варианта использования ограниченных ресурсов) и ее цены выбора (упущенной выгоды). Чтобы понять смысл поиска ответа на вопрос, ЧТО производить, стоит воспользоваться удобным аналитическим инструментом, который называется кривой производственных возможностей.

Содержание

Главные вопросы экономики.
Государство в рыночной экономике.
Национальное богатство. Структура национального богатства.
Основные направления денежно-кредитной политики.
Закрытая и открытая экономика: сравнительные преимущества.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Содержание: 
 

  1. Главные вопросы  экономики.
  2. Государство в рыночной экономике.
  3. Национальное богатство. Структура национального богатства.
  4. Основные направления денежно-кредитной политики.
  5. Закрытая и открытая экономика: сравнительные преимущества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

 
 

 
 

   Главные вопросы экономики. Для того чтобы  лучше разобраться в сущности процессов, происходящих в экономике, на них стоит взглянуть через призму главных вопросов экономики.

   Как общество определяет, что надо производить? Один из главнейших вопросов экономики — ЧТО производить? Этот выбор делает как мелкий производитель, так и любая крупная компания. Его делает и общество: например, оно выбирает между “пушками и маслом”, между затратами на машины и Затратами на человека, между стимулированием отечественного производства или поощрением внешней торговли и т. д. В основе такого выбора лежит взвешивание, сравнение возможных результатов выбранной линии действий (варианта использования ограниченных ресурсов) и ее цены выбора (упущенной выгоды). Чтобы понять смысл поиска ответа на вопрос, ЧТО производить, стоит воспользоваться удобным аналитическим инструментом, который называется кривой производственных возможностей.

   Кривая  производственных возможностей — график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных видов экономических товаров.

   Иными словами, этот любопытный инструмент экономического анализа показывает различные комбинации объемов производства любых двух товаров, которые конкурируют друг с другом за производственные ресурсы, требующиеся для их изготовления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Функции государства  в рыночной экономике.

     Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных курсов.

     В целом государство реализует  политические и социально-экономические  принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

     Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

  1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;
  2. Стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;
  3. Социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;
  4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

     Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.

     Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как  дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

     Существенный  элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

     Другим  важным инструментом государственной  политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении  доходов.

     Государственное регулирование способствует формированию  хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

     Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной  конкуренции. Создан социальный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических структур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль, за тем, чтобы образование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизации на рынке. Он имеет право давать разрешению на регистрацию новых крупных экономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупных организаций.

     На  международном уровне конкуренция  регулируется специальными межгосударственными  соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

     Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях  воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают  и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования  предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5—10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

     Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов на стороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

     Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит  природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика,  черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольно весома, о чем свидетельствуют данные. 

3.Основные моменты статистики национального богатства, основных и оборотных фондов

Национальное  богатство - это совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктов прошлого труда и учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных богатств, которыми общество располагает на определенный момент времени.

Статистика национального  богатства решает задачи. связанные  с разработкой системы показателей  и обоснованием методологии их исчисления как для всего богатства, так  и для отдельных его элементов, а также задачи практической организации статистического наблюдения и обработки полученной информации на разных уровнях в соответствии с принятой системой показателей и методологией их исчисления. Система показателей статистики национального богатства, используемая в анализе, включает в себя следующие основные характеристики:

1) наличия (объема) и структуры богатства;

2) воспроизводства  важнейших его частей;

3) динамики всего  богатства и его составных  элементов;

4) размещения  богатства на территории страны;

5) охраны природных ресурсов и их восполнения.

Пользуясь этой системой, можно охарактеризовать изменения  в объеме и составе всего богатства  с различных сторон, построив соответствующие  группировки, ряды динамики, исчислив индексы и составив баланс национального богатства и отдельных его частей.

Статистика национального  богатства в целом строится как  статистика накопленного богатства  и статистика природных ресурсов.

Накопленное богатство выступает в форме совокупности материальных благ различного назначения и использования. Категория эта тесно связана с другой - общественного продукта. Непрерывное пополнение богатства (его простое и расширенное воспроизводство) осуществляется за счет произведенного продукта. Показатели богатства характеризуют материальные условия общественного производства и жизни общества в целом в каждый данный момент, а объем общественного продукта выступает как результат процесса производства за определенный период времени, а также как источник возмещения потребленных элементов богатства и его увеличения. В то же время показатели объема накопленного богатства и общественного продукта отражают экономическую мощь, экономический потенциал страны. Объем и состав накопленного богатства в различных аспектах изучаются статистикой в денежном и натуральном измерении. Натуральные измерения используются для характеристики отдельных элементов богатства или некоторой их однородной совокупности, а стоимостные - для исчисления всего накопленного богатства и его отдельных составных частей, анализа натурально-вещественного состава и его динамики в различных группировках.

Широко используется группировка элементов богатства  по особенностям их кругооборота - основные производственные фонды; оборотные  производственные фонды; фонды обращения, материальные резервы и страховые запасы; основные непроизводственные формы; принадлежащее населению личное имущество длительного пользования; текущие запасы предметов потребления кратковременного пользования в отраслях непроизводственной сферы и в домашнем хозяйстве населения.

4. Основные направления денежно-кредитной политики. 

Информация о работе Главные вопросы экономики