Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа
Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли. Глубинной причиной современных экономических проблем России является многолетнее инвестиционное поведение общества: с конца 50-х годов - снижение темпов роста инвестиций, с середины 70-х - их абсолютное сокращение, с начала 90-х - превращение чистых инвестиций в отрицательную величину. Так, за период с 1991 по 1996 год общий объем инвестиций в России снизился на 71%.
Законодательные условия инвестирования регулируют возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства -- составляющих инвестиционного потенциала региона.
Все законодательные акты были разделены на федеральные и региональные (субъектов федерации). И федеральное, и региональное законодательство делились на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанно с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов инвестирования). Кроме того, в федеральном законодательстве были особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах федерации. Прежде всего это законодательство по свободным экономическим зонам.
Распределение регионов России по всем трем составляющим инвестиционного климата показано в таблице 6.
Таблица 6.
Распределение
регионов России по
инвестиционному
климату
|
Высокий
потенциал -
Незначительный риск (1А) |
Законодательные условия* |
| Москва | a |
| Санкт-Петербург | a |
| Белгородская область | b |
| Республика Татарстан | b |
| Саратовская область | b |
| Московская область | c |
| Краснодарский край | d |
| Мурманская область | d |
| Республика Башкортостан | e |
| Воронежская область | e |
| Свердловская область | f |
| Самарская область | f |
| Нижегородская область | f |
| Новосибирская область | f |
| Высокий потенциал – умеренный риск (1В) | Законодательные условия* |
| Приморский край | a |
| Ленинградская область | a |
| Алтайский край | a |
| Пермская область | b |
| Волгоградская область | b |
| Ростовская область | e |
| Республика Саха (Якутия) | e |
| Оренбургская область | e |
| Хабаровский край | f |
| Высокий потенциал - высокий риск (1С) | Законодательные условия* |
| Кемеровская область | a |
| Иркутская область | b |
| Челябинская область | c |
| Красноярский край | e |
| Тюменская область | e |
| Ханты-Мансийский автономный округ | e |
| Тульская область | f |
| Средний потенциал – незначительный риск (2А) | Законодательные условия* |
| Ставропольский край | a |
| Калининградская область | a |
| Владимирская область | b |
| Ярославская область | b |
| Тверская область | b |
| Липецкая область | c |
| Курская область | e |
| Томская область | e |
| Орловская область | e |
| Астраханская область | e |
| Пензенская область | f |
| Средний потенциал – умеренный риск (2В) | Законодательные условия* |
| Республика Мордовия | c |
| Архангельская область | d |
| Ульяновская область | d |
| Республика Карелия | d |
| Калужская область | e |
| Рязанская область | e |
| Ямало-Ненецкий автономный округ | e |
| Чувашская Республика | e |
| Волгоградская область | e |
| Омская область | f |
| Тамбовская область | f |
| Средний потенциал - высокий риск (2С) | Законодательные условия* |
| Читинская область | a |
| Республика Бурятия | b |
| Республика Коми | c |
| Брянская область | c |
| Амурская область | c |
| Республика Дагестан | d |
| Смоленская область | e |
| Удмуртская Республика | f |
| Незначительный потенциал – незначительный риск (3А) | Законодательные условия* |
| Новгородская область | a |
| Кабардино-Балкарская Республика | a |
| Республика Марий Эл | c |
| Костромская область | e |
| Чукотский автономный округ | e |
| Низкий потенциал – умеренный риск (3В) | Законодательные условия* |
| Еврейская автономная область | a |
| Ивановская область | c |
| Псковская область | c |
| Республика Адыгея | c |
| Ненецкий автономный округ | d |
| Кировская область | e |
| Камчатская область | e |
| Республика Ингушетия | e |
| Республика Калмыкия | e |
| Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | e |
| Низкий потенциал – высокий риск (3С) | Законодательные условия* |
| Сахалинская область | a |
| Агинский Бурятский автономный округ | a |
| Республика Тыва | b |
| Северная Осетия – Алания | d |
| Республика Алтай | d |
| Магаданская область | e |
| Курганская область | e |
| Республика Хакасия | e |
| Карачаево-Черкесская Республика | e |
| Чеченская республика | e |
| Таймырский автономный округ | e |
| Корякский автономный округ | e |
| Коми-Пермяцкий автономный округ | e |
| Эвенкийский автономный округ | e |
| *Условные обозначения |
| a - особый федеральный льготный законодательный режим; b - наиболее льготное региональное законодательство; c – благоприятное региональное законодательство; d - отдельные элементы режима СЭЗ при незначительных региональных льготах или их отсутствии: e - отсутствие специального инвестиционного законодательства; f - ограничения для инвесторов преобладают над льготами. |
По сравнению с 1996 годом в целом сохранилось соответствие между потенциалом и риском, то есть регионы, имеющие более высокий потенциал, в большинстве своем являются менее рисковыми - и наоборот.
Прежде
всего бросается в глаза
Изменилась и картина территориального распределения , регионов различного типа по потенциалу и риску. Если раньше они образовывали пять «концентров благоприятности», то теперь от одного из них остались Москва, Московская область и - отдельно - Нижегородская область. Вместе с тем повышение рейтинга Саратовской области позволило сформироваться новому «поясу инвестиционной благоприятности», протянувшемуся от Белгородской области на западе до Свердловской на востоке и включающему 7 из 14 регионов группы 1А (высокий потенциал--незначительный риск).
Таким образом, за прошедший год произошел сдвиг благоприятности инвестиционных условий с северо-запада и из центра на юг и юго-восток европейской части России. Группа с наиболее благоприятными условиями инвестирования не пополнилась ни одним новым регионом Сибири и Дальнего Востока.
На поведение
инвесторов большое влияние оказывают
факторы, определяющие размер инвестиционного
риска (таблица7).
Таблица 7.
Связь показателей инвестиционного климата с величиной
инвестиционного
риска
| Показатели инвестиционного климата | ||
| Некоррелирующие с величиной инвестиционного риска | Коррелирующие с величиной инвестиционного риска | |
| Размер рынка страны – реципиента капитала | Протекание процесса реформ, состояние экономической конъюнктуры | |
| Ресурсная обеспеченность экономики | Законодательная
среда для инвестиций Политические процессы | |
3.2 Законодательная
база для иностранных инвестиций
Законодательная
база предпринимательской
РСФСР « О залоге», «О несостоятельности ( банкротстве) предпринимателей,» « О валютном регулировании и валютном контроле», « О налоговой системе,» 1 часть Гражданского Кодекса и др. Сегодня можно констатировать создание минимально достаточной базы для развития предпринимательства в России.
Принятие в 1991 году закона « Об иностранных инвестициях в РСФСР» способствовало созданию новых правовых условий для деятельности иностранных инвесторов в стране. Иностранцы получили право не только вкладывать свои средства в качестве доли в уставной фонд совместного предприятия, создаваемого с участием российского партнера, но и основывать предприятия, полностью им принадлежащие. Они получили также право покупать акции и облигации акционерных обществ, которые теперь создаются в России. Иностранные
инвесторы могут получать концессии на разработку отдельных месторождений топлива и сырья, лесных массивов, брать в аренду хозяйственные объекты и другую недвижимость. В
законе предусмотрены соответствующие гарантии иностранных инвесторов, право как на вывоз полученной прибыли, так и на реинвестирование ее в российскую экономику.
Однако в дальнейшем некоторые положения закона оказались фактически отмененными
постановлениями
правительства и другими
предусмотрено статьей 25 закона.
Некоторые статьи закона не действуют или действуют с искажениями, так как не были разработаны подзаконные акты, предусмотренные в самом законе. В статье 25 было предусмотрено, что предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам и совместным предприятиям, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30% вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства. Порядок определения продукции собственного производства должен был установить Совет министров. Однако в течение двух лет это не было сделано, что приводило к злоупотреблениям, особенно в торговле нефтью. Некоторые СП вывозили без лицензии под видом собственного производства нефть, купленную на чужих промыслах. Порядок был установлен только в июле 1993 года.
В законе об иностранных инвестициях есть еще ряд норм, требующих совершенствования. Это относится к порядку регистрации предприятий с иностранными инвестициями, который явно требует упрощения. Устарело требование этого закона, о том, что предприятия, объем иностранных инвестиций которых превышает 100 млн. руб., регистрируются с разрешением Совета министров РФ. Когда принимался закон, эта сумма характеризовала создание достаточно крупного предприятия. После роста цен в тысячи раз эта сумма, выраженная в рублях, касается, видимо, самых малых СП и неоправданно усложняет процедуру их регистрации. Требует уточнения и ряд других положений закона.
Несколько раз менялся налоговый режим для предприятий с иностранными инвестициями.
С начала 1992 года, на наш взгляд, необоснованно были отменены налоговые льготы для них,
существовавшие в союзном законодательстве, а затем восстановленные только для предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных до 1 января 1992г. Это не может не порождать недовольства со стороны иностранных инвесторов.
Практически отменены принятые в 1990-1991 годах Верховным Советом и Правительством
постановления о создании свободных экономических зон и положения о них. Все это также не придает уверенности иностранным инвесторам в стабильности российского законодательства.
В 1994 году Правительство
Так , в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. установлено, что предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью (при условии, что их оплаченная доля в уставном фонде составляет не менее 30%, а в эквивалентной сумме - не менее 10 млн. Долл. США) и зарегистрированные после 1 января 1994г, уплачивают налог на прибыль по аналогии с малыми предприятиями: в первые два года с момента государственной регистрации -освобождения от уплаты налога, на третий год взимается налог в размере 25 % от основной ставки и на четвертый год - 50%.
По Указу Президента Российской Федерации от 10 июля 1994г. налог на добавленную стоимость и специальный налог на поддержание важнейших отраслей народного хозяйства не
взимаются при ввозе товаров ( за исключением подакцизных) на территории России в рамках
Информация о работе Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста