Эффективность экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Эффективность экономической системы мало зависит от величины территории страны, численности населения или природно-климатических условий. Экономическая мощность государства определяется тем, насколько народ понимает и поддерживает цели, выбранные его правительством, какое отношение в обществе к абсолютным ценностям – человеку и его жизни.

Содержание

Эффективность экономических систем. 2
Государственный строй, его компоненты 2
Экономическая система 2
Формы общественного хозяйства 3

Работа содержит 1 файл

Эффективность экономических систем.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Эффективность экономических систем.

Эффективность экономической системы  мало зависит от величины территории страны, численности населения или природно-климатических условий. Экономическая мощность государства определяется тем, насколько народ понимает и поддерживает цели, выбранные его правительством, какое отношение в обществе  к абсолютным ценностям – человеку и его жизни.

Существует  три вопроса, на которые должна ответить каждая экономическая система, независимо от государственного строя.

Что (какие продукты и в каком количестве) должно быть произведено? На этот вопрос могут ответить только потребители фактом уплаты собственными деньгами за созданные товары.

Как эти продукты надо произвести (кем, сколько, из каких ресурсов, с помощью какой технологии)? Вопрос решается путём риска и предпринимательского выбора.

Для кого производится продукт, т. е. как национальный продукт разделить между отдельными личностями и семьями?

Каждая экономическая  система решает эти вопросы по-своему, для одной на первом месте стоит  вопрос Для кого?. Другие системы  приоритетным выделяют вопросы Что? и Как?    

Но в любой  системе решение этих проблем  связано с тем, что, с одной  стороны, материальные потребности  общества безграничны, а с другой стороны, экономические ресурсы, т.е. средства для производства продуктов, ограничены. 

Государственный строй, его компоненты

Экономическая система не существует сама по себе, она есть частью более широкого явления, которое называется государственный  строй.

Государственный строй,  состоит из трёх  частей:

1.    ценности – убеждения, которые влияют на отношения между людьми или группами людей и на отношения в обществе в целом;

2.     политическое управление – совокупность политических институтов и процедур;

3.      экономическая система – способ организации национальной экономики. 

Экономическая система

Экономические отношения в обществе - сложное понятие. С одной стороны, они показывают отношения людей к природе, взаимодействие человека с природой. Это отношения по поводу рационального использования данных природных ресурсов. Их можно определить как технико-экономические отношения. С другой стороны, экономические отношения - это отношения между самими людьми, которые определяются собственностью на факторы производства (производственные отношения). Это - социально-экономические отношения. Технико-экономические и социально-экономические отношения образуют единство двух сторон экономики, что заложено в самой сути производства как процесса одновременного взаимодействия человека с природой и друг с другом. Это единство закреплено организационно-экономическими отношениями, т. е. как система организации и управления всей экономикой и отдельными ее частями. Следовательно, единство и взаимодействие технико-экономических и социально-экономических отношений образует экономическую систему.

На развитие и функционирование экономической системы влияют:

1. природно-климатические факторы (местоположение на планете, обеспеченность водой, степень плодородия земель);

2.   социально-культурные факторы(духовно-сознательная жизнедеятельность человека);

3.   производственно-экономические факторы (средства труда, предметы труда, технология производства, состояние человека-работника, формы организации труда и производства, характер и формы собственности, уровень эффективности и т. д.).

Среди многообразия производственно-экономических факторов, определяющих характер экономической системы, выделяют ключевые факторы - отношения собственности и форма хозяйствования.

Элементы экономических систем, которые отличают их друг от друга, ими являются:

  1. социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
  2. организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
  3. хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макро- и микроэкономическом уровнях.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные  типы экономических систем:

1)  две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм);

2)  а также две нерыночные системы — традиционная и административно-командная.

Кроме того, переход  бывших социалистических стран —  России, других стран — членов СНГ, стран Центральной и Восточной  Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама — к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства. От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена общественных отношений одного типа на другой.

В рамках той  или иной экономической системы  существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. 

Формы общественного хозяйства

История развития общества позволяет выделить две  главные формы общественного  хозяйства: натуральную и товарную.

Натуральная форма хозяйства - это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления внутри отдельной хозяйственной единицы.

Материальной  основой натурального хозяйства  является слабое развитие общественного  разделения труда. Натуральной форме хозяйства присущ замкнутый, локальный характер производства, ограниченный рамками данной хозяйственной единицы.

Натуральная форма  хозяйства исторически основывалась на земельной собственности, являющейся фундаментом всех отношений собственности. В то же время именно отсутствие частной собственности на землю, ее сосредоточение в руках государства как верховного собственника в качестве своего неизбежного результата имело совмещение собственности и государственной власти. А совмещение собственности и власти порождает отношения между людьми непосредственно, а не через отношение к продуктам их труда.

Эти существенные черты натурального хозяйства обусловливают  его консерватизм, так называемую устойчивость, неподвижность. Именно этим объясняется сохранение на протяжении тысячелетий сельскохозяйственных общин, в основе которых лежит общинная собственность на землю. Натуральная форма хозяйства отражает такой уровень развития производства, который обуславливает крайне ограниченную его цель, а именно - удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей, что в конечном счете определило инертность общественного хозяйства, низкие темпы его развития.

Исторический  опыт натурального хозяйства свидетельствует о многообразии моделей натуральной формы хозяйствования: первобытная община, азиатская община, германская община (марка), славянская община ("задруга") и др.

Товарная форма  хозяйства зарождается как противоположность  натурального хозяйства. Сначала в  отношениях между общинами, а затем проникая и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.

Смена натурального хозяйства товарным - длительный и  сложный процесс, что в значительной степени определяется специфическими условиями функционирования натуральной формы хозяйства, ее консерватизмом.

Товарное (рыночное) хозяйство - это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве и обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Товарное производство предполагает, что продукты производятся частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке какого-либо одного продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходимы купля-продажа продуктов на рынке, товарно-денежный обмен. Такое понимание товарного производства определяет его сущность как производства продуктов на рынок для обмена, но одновременно и указывает на условия возникновения товарного производства.

Первое необходимое  условие возникновения товарного  производства связано с общественным разделением труда. С развитием  общественного разделения труда  возникает специализация производителей по выработке какого-либо одного продукта. Это обусловливает необходимость обмена.

Причиной товарного  производства следует считать экономическое  обособление товаропроизводителей как различных собственников. Именно оно является необходимым и достаточным  условием для превращения обмена в товарный обмен. Только обмен между различными собственниками становится товарным. Экономическое обособление имеет место в условиях как частной, так и коллективной, общинной, корпоративной собственности. В зависимости от характера развития указанных условий формируются и различные модели товарного производства, рыночной системы в целом. 

Традиционная экономическая система

Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы:
  1. крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда;
  2. все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями;
  3. организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

В настоящее  время традиционная экономическая  система сохранилась в некоторых  наиболее отсталых странах Азии и  Африки, хотя ее элементы сохраняются  и в странах среднего уровня развития.

В традиционной системе набор форм собственности представляется довольно разнородным вследствиеее многоукладности. В наиболее отсталых странах (главным образом в Африке, а также в Азии и Океании), где сохраняется и натурально-общинный уклад, земля и орудия труда принадлежат общинам, которые ведут коллективное хозяйство с натуральным, уравнительным распределением произведенных благ между ее членами, не опосредствованным товарно-денежными отношениями. В мелкотоварном укладе доминирует частная собственность на производственные ресурсы, основанная на личном труде ремесленника, кустаря или крестьянина. В частнокапиталистическом укладе господствует собственность частных предпринимателей, использующих наемный труд, на производственные ресурсы. Значительная часть последних также находится в собственности государства. 

Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

Предприятия производят ту продукцию, которою требует план, а не ту, в которой нуждаются потребители. В результате диалог «производитель-потребитель» превращается в общение глухого со слепым.

Эта система  господствовала ранее в СССР, странах  Восточной Европы и ряде азиатских  государств.

Характерными чертами административно-командной  системы являются:
  1. общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы;
  2. сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  3. централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма;
  4. иерархия;

5. несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;

6.      расцвет теневой экономики, "серого" и "черного" рынков;

7. чрезмерный рост цен, безудержная инфляция - нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, эмиссия денег и т.д.;

8.     развал общенационального рынка, попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;

9.      замена товарно-денежных отношений товарным (бартерным) обменом;

10. деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений (например, у торговцев: не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

11.  отсутствие у потребителя права выбора товара.

Хозяйственный механизм административно-командной  системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

В административно-командной системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности прежде всего государства, а также производственных кооперативов (например, колхозов и артелей в бывшем СССР), функционировавших главным образом в сельском хозяйстве. Непосредственные производители здесь выступают как собственники таких ресурсов, как знания (уровень общего и профессионального образования в СССР и европейских социалистических странах был довольно высок), а также рабочая сила. Распределение потребительских благ было (в КНДР и на Кубе еще сохраняется) довольно равномерным, а в некоторых аспектах (услуги образования, здравоохранения и др.) даже с элементами уравниловки. Оно во многом определялось не отношением к ресурсам, а политическими факторами. В преимущественном положении находился узкий слой правящей партийно-государственной номенклатуры, имевший привилегии в доступе ко многим потребительским благам (жилью, услугам санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений, дефицитным видам продуктов питания и одежды и др.).

Информация о работе Эффективность экономических систем