Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:32, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть экономическую безопасность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные аспекты экономической безопасности страны;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о среде безопасности современной России;
3.Рассмотреть сущность и специфику пути обеспечения экономической безопасности России;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности……………………………………………………………..……….6
1.1.Экономическая безопасность: понятие, структура, элементы…………......6
1.2Классификация экономической безопасности……………………………..12
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны…………..14
Глава II.Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2009 года……………….…….21
2.1 Анализ внутреннего валового продукта в 2007-2008 гг……………….….21
2.2. Анализ инфляции в России в 2007-2008 гг……………………………….23
2.3 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах………………………………………………………………………………29
Глава III Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России……………....................................................35
3.1.проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время……………………………………………………………………………...35
3.2.Необходимые меры для повышения экономической безопасности России…………………………………………………………………………....39
3.3 Пути обеспечения экономической безопасности России………………..43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемых источников……………………
Это закреплено в
Законе РФ «О безопасности».
В Законе указывается, что
Совет безопасности — это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.
В Законе «О безопасности» сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:
1. определение жизненно
важных интересов государства,
выявление внутренних и
2. разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства;
3. подготовка оперативных
решений по предотвращению
4. разработка предложений
по координации деятельности
органов исполнительной власти
в процессе реализации
При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации для участия в работе Совета безопасности, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти. Секретарь Совета безопасности подчиняется непосредственно Президенту РФ.
Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии.
Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий.
Немаловажную роль
в рамках исследования
- ресурсного потенциала и возможностей его развития;
- уровня эффективности
использования факторов
- конкурентоспособности
экономики; целостности
- экономического суверенитета,
независимости; социальной
Как правило, в систему основных индикаторов экономической безопасности (ИЭБ) ученые включают: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический рост; государственный долг; вовлеченность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии. [11, с.24].
1.2Классификация экономической безопасности.
Наиболее вероятными угрозами
экономической безопасности Российской
Федерации, на локализацию которых
должна быть направлена деятельность
федеральных органов
1. Увеличение имущественной дифференциации
населения и повышение уровня бедности,
что ведет к нарушению социального мира
и общественного согласия. Достигнутый
относительный баланс социальных интересов
может быть нарушен в результате действия
следующих факторов: расслоение общества
на узкий круг богатых и преобладающую
массу бедных, неуверенных в своем будущем
людей; увеличение доли бедных слоев населения
в городе по сравнению с деревней, что
создает социальную и криминальную напряженность
и почву для широкого распространения
относительно новых для России негативных
явлений - наркомании, организованной
преступности, проституции и тому подобного;
рост безработицы, что может привести
к социальным конфликтам; задержка выплаты
заработной платы, остановка предприятий
и так далее.
2. Деформированность структуры российской
экономики, обусловленная такими факторами,
как: усиление топливно-сырьевой направленности
экономики; отставание разведки запасов
полезных ископаемых от их добычи; низкая
конкурентоспособность продукции большинства
отечественных предприятий; свертывание
производства в жизненно важных отраслях
обрабатывающей промышленности, прежде
всего в машиностроении; снижение результативности,
разрушение технологического единства
научных исследований и разработок, распад
сложившихся научных коллективов и на
этой основе подрыв научно-технического
потенциала России; завоевание иностранными
фирмами внутреннего рынка России по многим
видам товаров народного потребления;
приобретение иностранными фирмами российских
предприятий в целях вытеснения отечественной
продукции как с внешнего, так и с внутреннего
рынка; рост внешнего долга России и связанное
с этим увеличение расходов бюджета на
его погашение.
3. Возрастание неравномерности социально-экономического
развития регионов.
Важнейшими факторами этой угрозы являются:
объективно существующие
различия в уровне социально-экономического
развития регионов, наличие депрессивных,
кризисных и отсталых в экономическом
отношении районов на фоне структурных
сдвигов в промышленном производстве,
сопровождающихся резким уменьшением
доли обрабатывающих отраслей; нарушение
производственном - технологических
связей между предприятиями отдельных
регионов России; увеличение разрыва
в уровне производства национального
дохода на душу населения между отдельными
субъектами Российской Федерации.
4. Криминализация общества и хозяйственной
деятельности, вызванная в основном такими
факторами, как: рост безработицы, поскольку
значительная часть преступлений совершается
лицами, не имеющими постоянного источника
дохода; сращивание части чиновников государственных
органов с организованной преступностью,
возможность доступа криминальных структур
к управлению определенной частью производства
и их проникновения в различные властные
структуры; ослабление системы государственного
контроля, что привело к расширению деятельности
криминальных структур на внутреннем
финансовом рынке, в сфере приватизации,
экспортно-импортных операций и торговли.
Основными причинами, вызывающими возникновение
указанных угроз, являются неустойчивость
финансового положения предприятий, неблагоприятный
инвестиционный климат, охранение инфляционных
процессов и другие проблемы, связанные
с финансовой дестабилизацией в экономике.
Предотвращение или смягчение последствий
действий угроз экономической безопасности
Российской Федерации требует определения
и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость
социально-экономической системы государства. [24]
1.3 Механизм обеспечения
экономической безопасности
Для обеспечения экономической безопасности России, для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации.
Механизм обеспечения
экономической безопасности страны
в условиях глобализации – это
система организационно-
Он включает в себя следующие элементы:
- объективный и всесторонний
мониторинг экономики и
- выработку пороговых,
предельно допустимых значений
социально-экономических
- деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Механизм обеспечения
экономической безопасности в условиях
глобализации реализуется посредством
государственной стратегии, которая
должна быть идеологией развития и
учитывать стратегические приоритеты,
национальные интересы. Поэтому главная
цель экономической стратегии
Одно из направлений соблюдения
стратегических интересов безопасности
состоит в создании системы гибкого
регулирования рыночной экономики.
В систему гибкого
- макроэкономическое
- индикативное планирование,
на основе которого
- более жесткое планирование
деятельности государственных
Другой важный аспект стратегии экономической безопасности – устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов.
Государственная стратегия
в области обеспечения
Государство должно осуществить
комплекс мер, прежде всего, по обеспечению
экономического роста, что и будет
гарантией экономической
Основным направлением инвестиционной
политики должно стать формирование
благоприятной среды, способствующей
повышению инвестиционной активности,
привлечению частных
- последовательная
- повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);
- значительное расширение
практики совместного (
- использование части
централизованных (кредитных) инвестиционных
средств на реализацию особо
эффективных и быстро
- стимулирование привлечения иностранных инвестиций.
Следует заметить, что важнейшим
элементом механизма
- выявление случаев, когда
фактические или
- организация работы по
реализации комплекса мер с
целью преодоления или
- Законодательные и иные
нормативные правовые акты