Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть экономическую безопасность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные аспекты экономической безопасности страны;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о среде безопасности современной России;
3.Рассмотреть сущность и специфику пути обеспечения экономической безопасности России;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности……………………………………………………………..……….6
1.1.Экономическая безопасность: понятие, структура, элементы…………......6
1.2Классификация экономической безопасности……………………………..12
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны…………..14
Глава II.Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2009 года……………….…….21
2.1 Анализ внутреннего валового продукта в 2007-2008 гг……………….….21
2.2. Анализ инфляции в России в 2007-2008 гг……………………………….23
2.3 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах………………………………………………………………………………29
Глава III Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России……………....................................................35
3.1.проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время……………………………………………………………………………...35
3.2.Необходимые меры для повышения экономической безопасности России…………………………………………………………………………....39
3.3 Пути обеспечения экономической безопасности России………………..43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемых источников……………………

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации курсовая почти готова.docx

— 166.48 Кб (Скачать)

 Это закреплено в  Законе РФ «О безопасности».  В Законе указывается, что общее  руководство государственными органами  обеспечения безопасности в РФ  осуществляет Президент. 

Совет безопасности — это  конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства  во всех общественных сферах, включая  экономическую, от внутренних и внешних  угроз.

В Законе «О безопасности»  сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:

1. определение жизненно  важных интересов государства,  выявление внутренних и внешних  угроз; 

2. разработка основных  направлений стратегии обеспечения безопасности государства;

3. подготовка оперативных  решений по предотвращению чрезвычайных  ситуаций в стране;

4. разработка предложений  по координации деятельности  органов исполнительной власти  в процессе реализации принятых  решений в области обеспечения  безопасности личности, общества  и государства; и др.

При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации  для участия в работе Совета безопасности, как правило, привлекаются их полномочные  представители и руководители федеральных  органов исполнительной власти. Секретарь  Совета безопасности подчиняется непосредственно  Президенту РФ.

Законом «О безопасности»  установлено, что в случае необходимости  выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам  защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет  безопасности может создавать специальные  межведомственные комиссии.

Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий.

  Немаловажную роль  в рамках исследования экономической  безопасности в экономической  науке играет установление основных  критериев и основных индикаторов.  Под критерием экономической  безопасности, как правило, понимается  оценка состояния экономики с  точки зрения обеспечения экономической  безопасности, а именно оценка:

- ресурсного потенциала  и возможностей его развития;

- уровня эффективности  использования факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов);

- конкурентоспособности  экономики; целостности экономического  пространства;

- экономического суверенитета, независимости; социальной стабильности.

Как правило, в систему  основных индикаторов экономической  безопасности (ИЭБ) ученые включают: уровень  и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический  рост; государственный долг; вовлеченность  в мировую экономику; состояние  золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии. [11, с.24].

1.2Классификация  экономической безопасности.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых  должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной  власти, являются: 
 
1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую 
массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее. 
2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение. 
3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. 
Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно существующие

различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом  отношении районов на фоне структурных  сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением  доли обрабатывающих отраслей; нарушение  производственном - технологических  связей между предприятиями отдельных  регионов России; увеличение разрыва  в уровне производства национального  дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации. 
4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике. 
 
Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. [24]

1.3 Механизм обеспечения  экономической безопасности страны

Для обеспечения экономической  безопасности России, для решения  поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации.

Механизм обеспечения  экономической безопасности страны в условиях глобализации – это  система организационно-экономических  и правовых мер по предотвращению экономических угроз [14, с.34].

 Он включает в себя  следующие элементы:

- объективный и всесторонний  мониторинг экономики и общества  в целях выявления и прогнозирования  внутренних и внешних угроз  экономической безопасности;

- выработку пороговых,  предельно допустимых значений  социально-экономических показателей,  несоблюдение которых приводит  к нестабильности и социальным  конфликтам;

- деятельность государства  по выявлению и предупреждению  внутренних и внешних угроз  безопасности экономики. 

Механизм обеспечения  экономической безопасности в условиях глобализации реализуется посредством  государственной стратегии, которая  должна быть идеологией развития и  учитывать стратегические приоритеты, национальные интересы. Поэтому главная  цель экономической стратегии состоит  в формировании структуры экономики  и образовании промышленно-финансовых и банковских структур, способных  создавать условия для внедрения  капитала в новое русло развития экономики.

Одно из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности состоит в создании системы гибкого  регулирования рыночной экономики. В систему гибкого государственного регулирования целесообразно включить следующие основные подсистемы:

- макроэкономическое регулирование,  устанавливающее общие правила  и параметры хозяйствования для  всех типов организаций;

- индикативное планирование, на основе которого осуществляется  ориентация инвестиционных процессов  на выбранные приоритеты структурной  политики, а также другие типы  «тонкой настройки» механизма  хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций;

- более жесткое планирование  деятельности государственных пред  приятии, госзаказов (прежде всего  оборонных), а также разработка  и осуществление методов управления  государственным имуществом.

Другой важный аспект стратегии экономической безопасности – устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов.

Государственная стратегия  в области обеспечения экономической  безопасности разрабатывается и  реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными  приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения  личности, социально-экономической  стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной  власти.

Государство должно осуществить  комплекс мер, прежде всего, по обеспечению  экономического роста, что и будет  гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все  сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в  инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение  институциональных преобразований.

Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных  и иностранных инвестиций для  реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:

- последовательная децентрализация  инвестиционного процесса;

- повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);

- значительное расширение  практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования  инвестиционных проектов;

- использование части  централизованных (кредитных) инвестиционных  средств на реализацию особо  эффективных и быстро окупаемых  инвестиционных проектов и объектов  малого бизнеса независимо от  их отраслевой принадлежности  и форм собственности для ускорения  структурно-технологической перестройки  производства;

- стимулирование привлечения  иностранных инвестиций.

Следует заметить, что важнейшим  элементом механизма обеспечения  экономической безопасности общества является деятельность государства  по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном  социально-политическом положении  России. Основные направления этой деятельности следующие:

- выявление случаев, когда  фактические или прогнозируемые  параметры экономического развития  отклоняются от пороговых значений  экономической безопасности, и разработка  комплексных государственных мер  по выходу страны из зоны  опасности. Меры и механизмы,  обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с  государственными прогнозами социально-экономического  развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;

- организация работы по  реализации комплекса мер с  целью преодоления или недопущения  возникновения угроз экономической  безопасности Российской Федерации.  В ходе этой работы Совет  Безопасности Российской Федерации  должен рассматривать концепцию  федерального бюджета с точки  зрения обеспечения экономической  безопасности государства;

- Законодательные и иные  нормативные правовые акты обязательно  должны проходить экспертизу  на предмет экономической безопасности  Российской Федерации. 

Информация о работе Экономическая безопасность России