Экономическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:49, реферат

Описание работы

В работе рассмотрена экономическая безопасность, которая представляет собой совокупность условий и факторов, гарантирующих недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба путем внутренних и внешних экономических угроз и обеспечивающих стабильность и устойчивость национальной экономики.

Работа содержит 1 файл

Экономическая безопасность.doc

— 163.00 Кб (Скачать)


                                  3

 

Список литературы:

1. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. Учебное пособие. - СПб.: Вектор, 2009. С. 656.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика, 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. С. 677.

3. Государственное территориальное устройство России / Под ред. А. Г. Гранберга и В. В. Кистанова. - М.: ДЕКА, 2009. С. 774.

4. Инновационная экономика/ИМЭМО. — М.: Наука, 2008. С. 878.

5. Инновационный экономический рост: российские возможности и их реализация/Под ред. Л. Г. Симкиной. — СПб., 2009. С. 545.

6. Котилко Б. В. Региональная   экономическая   политика.—   М.: ДРП, 2008.

7. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, эко­номическая безопасность/Под ред. В. И. Лисова. — М.: ОАО «НПОЭкономика», 2010.

8. Радаев В.В. Экономическая социология. Формирование средне­го класса в России. — М., 2010. С. 434.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

                                             Введение

 

Финансовая система — неотъемлемая часть всей экономической сис­темы государства. Она обеспечивает:

- кругооборот доходов и расходов;

- способствует инвестициям;

-способствует рациональному использованию производственных мощностей;

- занятость и доходы населения.

Финансовая система включает весь комплекс финансовых взаимо­связей и потоков финансовых инструментов (денег, валюты, ценных бумаг — акций, облигаций, векселей, опционов, фьючерсов и др.).

Финансовая система состоит из финансовых институтов, осуще­ствляющих и регулирующих финансовую деятельность, — министер­ства финансов, центрального банка, комиссии по ценным бумагам, коммерческих банков, инвестиционных, страховых компаний и т. д.

Современная финансовая система России в связи с переходом к эко­номике рыночного типа претерпела существенные изменения. Усили­лось значение финансов в хозяйственной системе. На финансовых рынках функционируют агенты всех секторов экономики страны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

              1. Финансовая система России и вопросы безопасности

До 1917 г. в России функционировал развитый рынок ценных бу­маг, включающий:

- государственные бумаги;

- акции, облигации торгово-промышленных и железнодорожных компании;

- займы русских городов;

- внешние займы.

В СССР рынок ценных бумаг не существовал, в 1922-1957 гг. пра­вительство выпускало отдельные ценные бумаги лотерейного типа, но в 1957 г. их выпуск был прекращен, а выплаты по ним заморожены на 20 лет. В 1961 г. был размещен среди населения новый выпуск займа, а в 1982 г. эмитирован 3%-ный выигрышный заем. В Российской им­перии в начале XIX в. большой импульс развития получила банков­ская система, в XX в. ускорилось развитие бирж. Рынок государствен­ных ценных бумаг в России начал формироваться в начале 1990-х гг. прежде всего как рынок долговых инструментов правительства, ресур­сы которого к концу 1995 г. были исчерпаны, и власти России приняли решение об открытии его для иностранных инвесторов. В 1996 г. внеш­ние инвесторы были допущены на первичные аукционы и вторичные торги, в результате чего стал бурно развиваться рынок ГКО-ОФЗ (го­сударственных краткосрочных облигаций — облигаций федерального займа). Для обеспечения привлекательности ГКО по ним установи­лась астрономическая рублевая доходность, достигавшая 150% годо­вых. Объемы внутреннего долга в 1994-1998 гг. увеличились в 6 раз (с 88,1 до 529,9 млрд руб.). В течение 1-й половины 1998 г. расходы по обслуживанию государственного долга «съедали» более половины всех доходов федерального бюджета.

Финансовый кризис (дефолт), разразившийся в августе 1998 г. в России, показал порочность проводившейся бюджетной политики на­ращивания государственного долга для покрытия дефицита бюджета. В 1998 г. выплаты по ГКО и ОФЗ были прекращены. С 1999 г. госу­дарственные расходы были сокращены, дефицит бюджета сведен к ми­нимуму, а с 2000 г. он носит профицитный характер. После 1998 г. основным инструментом внутреннего долга стали облигации феде­рального займа (ОФЗ) — среднесрочные облигации с фиксирован­ным или плавающим годовым, полугодовым или квартальным купо­ном.

В начале 2002 г. на долю ОФЗ приходилось 89% внутреннего долга. На операции с ОФЗ также приходится основная часть опера­ций с инструментами внутреннего долга на вторичном рынке. В на­стоящее время на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) обращается только 30% внутреннего долга против 80 до фи­нансового кризиса. Облигации для населения (ОГСЗ), выпущенные Министерством финансов РФ в сентябре 1995 г., имели небольшое значение в структуре внутренних заимствований, поскольку их доход­ность значительно уступала процентным ставкам по банковским де­позитам, а реализация их через посредников делала эти бумаги более дорогими для эмитента, нежели ГКО и ОФЗ.[1]

Рынок корпоративных ценных бумаг в РФ возник в 1993 г. с нача­лом массовой приватизации. В 1994-1995 гг. в акции приватизирован­ных предприятий было вложено более $2,7 млрд., в том числе 70-80% — западными инвесторами через брокерские фирмы. Наибольшую популярность имели 'акции предприятий нефтегазового комплекса, электроэнергетики, цветной металлургии предприятий связи и коммуникаций, портов и пароходств, целлюлозно-бумажной, цементной, горнодобывающей промышленности. Рынок акций приватизирован­ных предприятий оказался весьма доходным. Конец 1995 — начало 1996 гг. войдут в историю фондового рынка России как начало нового периода — после ваучерной приватизации — массового передела соб­ственности путем залоговых аукционов. Однако мировой финансовый кризис (1997 г.) и дефолт по российским государственным обязатель­ствам с последовавшей девальвацией рубля (1998 г.) привели в 1998 г. к упадку на 90% и более акций средних и крупных компаний.

Но с 1999 г. экономическая ситуация в России постепенно стаби­лизировалась, что положительно отразилось на динамике фондового рынка. В 2000-2002 гг. он стал одним из наиболее доходных в мире. Важным фактором поддержки фондового рынка России в последние годы явились высокие мировые цены на нефть и газ. Одним из наиболее популярных финансовых инструментов явля­ются векселя, а из наиболее доходным является остается вексельный рынок, ежегодный оборот векселей превышает оборот на рынке государственных ценных бумаг и корпоративных облигации. [2]

Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим осуществление государственной политики в области рынка ценных бумаг, контроль за работой профессиональных участников рынка цен­ных бумаг и защиту прав инвесторов, акционеров и вкладчиков, до марта 2004 г. являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бу­маг (ФКЦБ). Затем ее функции были переданы Федеральной служ­бе по финансовым рынкам (ФСФР).

Основными профессиональными участниками на рынка ценных бумаг России являются три фондовые биржи:

Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) — за­крытое акционерное общество (ЗАО), создано в 1992 г. для про­ведения биржевых торгов по иностранной валюте, лидер по тор­говле корпоративными облигациями, рублевой маржинальной и интернет-торговле акциями. Эта биржа также является основной площадкой российского валютного рынка. Биржевая валютная торговля — один из главным рычагов ЦБ РФ в осуществлении курсовой политики. Основными продавцами иностранной валю­ты являются экспортеры, а покупателями — импортеры;

Московская фондовая биржа (МФБ), на которой торгуется один эмитент, ОАО «Газпром». До середины 2001 г. эта биржа была крупнейшим организатором внутренней торговли акциями этого эмитента. Но в настоящее время она уступила первенство Фондовой бирже «Санкт-Петербург» (ФБ «СПб.»);

Фондовая биржа Российской торговой системы (ФБ РТС) -объединенная площадка Фондовой биржи Российской торговой системы (ФБ РТС) и Фондовой биржи «Санкт-Петербург» (ФБ «СПб.»). РТС была создана в середине 1995 г. с целью объедине­ния региональных рынков в единый организованный рынок цен­ных бумаг. На площадке РТС обслуживается значительная часть иностранных и российских портфельных инвестиций в акции российских компаний. РТС является центром ценообразования акций и облигаций большого числа эмитентов. РТС объединяет рынки акций, облигаций, фьючерсов и опционов. По итогам торгов в РТС исчисляется индекс РТС - официальный биржевой показатель, выступающий основным индикатором развития рос­сийского фондового рынка.[3]

Динамика объемов торгов на трех группах профессиональных участников на рынках ценных бумаг показана в табл. 1.[4]

Во вторую группу профессиональных участников входят операто­ры рынка ценных бумаг — брокерско-дилерские и управляющие компании.

Брокеры — лица, производящие сделки с ценными бумагами в ка­честве поверенного или комиссионера (т. е. от имени клиента) на ос­нове договора или доверенности. Дилеры — коммерческие органи­зации, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет посредством публичного объявления цен покуп­ки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих бумаг по заранее объявленным ценам. Управляющие компании — организации, осуществляющие на возмезд­ной основе доверительное управление денежными средствами и цен­ными бумагами клиентов.

Третья группа участников рынка ценных бумаг призвана обеспе­чить надежную инфраструктуру рынка ценных бумаг. В эту группу входят три института:

- депозитарии предоставляют своим клиентам услуги по хране­нию сертификатов ценных бумаг и учету прав собственности на них;

- реестродержатели ведут реестр акционеров (сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг);

- клиринговые организации занимаются определением взаимных обязательств сторон по сделкам на рынке; собирают, сверяют, корректируют информацию по сделкам с ценными бумагами и го­товят бухгалтерские документы по ним.

                        

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        1.1. Государственный бюджет России

Основной и главной составной частью финансовой системы явля­ется государственный бюджет, который выступает:

- регулятором экономики;

- фактором реализации экономических и социальных преобразо­ваний.

Государственный бюджет:

- может значительно изменять существующие народно-хозяйствен­ные пропорции;

- может оказывать влияние на отраслевую и территориальную структуру;

- оказывает помощь государству в осуществлении социально зна­чимых реформ (здравоохранения, образования, военной, пенси­онной и др.);

- сглаживать социальные последствия расслоения населения по материальному положению.

                          

Первая государственная смета в царской России была составлена в 1645 г. Регулярное упорядочение государственных финансов привело к учреждению 8 сентября 1802 г. Министерства финансов и сети финансовых органов на местах. Ми­нистр финансов обязан ежегодно составлять детальную роспись госу­дарственных расходов. В 1863 г. был введен (сохранившийся в общих Чертах до настоящего времени) перечень основных принципов состав­ления государственной росписи доходов и расходов.[5]

 

                                

 

 

 

 

 

                               1.2. Бюджетная система России

Бюджетная система России по своей структуре включает три уровня:

- первый — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

-  второй — бюджеты субъектов Федерации;

- третий — местные бюджеты.[6]

Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) утверждаются федераль­ными законами; бюджеты субъектов РФ — законами субъектов РФ; местные бюджеты — нормативными актами представительных орга­нов местного самоуправления.

Бюджеты всех уровней составляются и утверждаются на один фи­нансовый год, который в России соответствует календарному году.[7]

Проект федерального бюджета регламентируется Бюджетным кодек­сом РФ и основывается на:

- бюджетном послании президента;

- прогнозе социально-экономического развития;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики;

- прогнозе сводного финансового плана — баланса всех доходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствую­щих субъектов на определенной территории страны.

Информация о работе Экономическая безопасность