Экономическая география

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Развитие современного хозяйственного комплекса России, её место в мировой хозяйственной системе определяется в первую очередь экономическим развитием отдельных её регионов.
На сегодня в состав Российской Федерации входят 7 федеральных округов:
Центральный (г. Москва);
Северо-Западный (г. Санкт-Петербург);
Южный (г. Ростов-на-Дону);
Приволжский (г. Нижний Новгород);
Уральский (г. Екатеринбург);
Сибирский (г. Новосибирск);

Содержание

План работы:
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Состав Дальневосточного федерального округа. Особенности его экономико-географического положения…………………………………….......4
II. Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала Дальневосточного федерального округа………………………………………...5
III. Население и трудовые ресурсы Дальнего Востока........................................7
IV. Отрасли специализации промышленности, транспорт и экономические связи Дальневосточного федерального округа…………………………………8
V. Перспективы и проблемы развития округа в условиях рынка…………….10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Экономической географии.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

    Ведущими  отраслями рыночной специализации  является также машиностроение, в особенности судоремонт и производство энергетического оборудования. Один из крупнейших машиностроительных центров – Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Владивостоке, Находке, а речное судостроение – в Благовещенске.

    Промышленные  отрасли представлены также добычей угля, нефти, природного газа, электроэнергетикой и др. Чёрная металлургия пока ещё развита недостаточно. Имеются лишь два завода предельной металлургии в Комсомольске-на-Амуре. Лёгкая промышленность представлена текстильной, швейной, кожевенно-обувной, трикотажной и др.

    Сельское  хозяйство плохо развито, это  связано с суровыми климатическими условиями и небольшими площадями  земли сельскохозяйственного назначения. Ведущее место в сельском хозяйстве  занимает производство зерна, сои, картофеля  и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге. Там же и развито животноводство.

    Хозяйственное развитие такого огромного по своей  территории округа зависит от наличия  транспортных путей и взаимодействия разных видов транспорта. Существенное значение имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и не только для района, но и для всей России. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в европейские страны. На долю железнодорожного транспорта приходится до 80% [2] перевозимых грузов. Второй выход на тихоокеанское побережье район получил с постройкой Байкало-Амурской магистрали. От Большого БАМа отходит Малый БАМ: Тында – Беркакит – Томмот – Якутск. Велико значение для Дальнего Востока морского транспорта. На побережье созданы крупные порты – Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советская Гавань, Владивосток, порт Восточный. Морской транспорт участвует в развитии экспортно-импортных связях со странами мира. Имеются автомагистрали, но их не много. Во внутрирайонных связях велика роль авиационного транспорта.

    Дальневосточный федеральный округ имеет развитые экономические связи со многими  регионами России и зарубежными  странами. Основными предметами его вывоза являются концентраты цветных металлов, бумага, рыба и рыбопродукты. Ввозится на Дальний Восток продукты лёгкой промышленности, продукты питания, машины и оборудования, нефть и нефтепродукты и др. Дальний Восток имеет тесные экономические связи с Центральным, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами. Поволжье и Западная Сибирь снабжают Дальний Восток нефтью, хлебом, машинами; Северо-Запад и Центр – электрооборудованием, станками, продукцией лёгкой промышленности. Однако в период становления рынка произошёл некоторый разрыв связей, что отрицательно сказалось на развитии всего хозяйственного комплекса Дальнего Востока. Восстановление и развитие экономических связей – одна из главных задач.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

V. Перспективы и проблемы развития округа в условиях рынка 

    Несмотря  на уникальные природные ресурсы  и исключительно выгодное географическое положение, социально-экономическое  положение Дальневосточного федерального округа нельзя считать благополучным. Для экономики округа характерны диспропорции, слабое развитие топливно-энергетической базы, недостаточное развитие таких базовых отраслей, как чёрная металлургия и машиностроение. В последние десять лет наблюдается спад производства.

    Перспективы развития округа в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов. Планируется создание новых отраслей машиностроения, мощной ремонтной базы. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая отрасли. Советская Гавань превратиться в мощный транспортный узел Дальнего Востока. В перспективе намечается освоить около 40 млн га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется увеличить заготовку древесины. Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии. На территории дальнего Востока продолжит успешно развиваться алмазодобывающая, золотодобывающая промышленности. Намечается расширение геологических исследований, планируется повышение темпов подготовки к эксплуатации новых месторождений полезных ископаемых.

    Федеральными  органами власти разработан и осуществляется ряд государственных программ развития отдельных регионов Дальнего Востока.

    Первоочерёдными экономическими задачами Дальневосточного федерального округа являются перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое топливо, их реконструкция и наращивание мощностей. В недалёкой перспективе эта проблема будет решаться за счёт строительства магистрального газопровода от Ковыктинского месторождения газа в Иркутской области на Дальний Восток и соседние государства – Китай, Японию и др.

    Наиболее  перспективным направлением в экономическом  развитии округа является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счёт конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого насыщен регион. Поставлены задачи дальнейшего развития рыночных отношений, создания рыночной инфраструктуры, социологизации экономики за счёт структурной перестройки, развития свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем и расширения транспортно-экономических связей с другими регионами и зарубежными странами. Приоритетной в регионе должна стать задача всемерного развития малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами. 

Заключение 
 

    Дальневосточный федеральный округ – это один из самых больших по размерам территории регионов Российской Федерации, состоящий  из 9 субъектов, с центром в городе Хабаровске.

    Регион  имеет достаточно выгодное географическое положение, а также мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал. Природные условия Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью, обусловленной огромной протяжённостью территории с севера на юг. Площадь региона занята горами, высокогорьями, низменностями, на значительной части распространена многолетняя мерзлота. Дальний Восток богат и разнообразен запасами полезных ископаемых: алмазов, олова, ртути, вольфрама, полиметаллических, марганцёвых и железных руд, угля, шпатов, слюды, графита, нефти и газа, поваренной соли и серы и др. Имеются огромные топливные ресурсы, строительные материалы. Гидрографическая сеть района очень обширна и многоводна. Отмечается также богатство водных, биологических ресурсов. Регион занимает первое место в стране по запасам лесных ресурсов.

    Дальневосточный район – самый малонаселённый район страны. Население отличается пестротой национального состава. Однако в настоящее время на Дальнем  Востоке существует острая демографическая  проблема. Многие коренные народы сегодня находятся на грани исчезновения. Помимо демографической проблемы здесь также существует проблема занятости.

    Отраслями рыночной специализации Дальнего Востока  являются цветная металлургия, алмазодобывающая, лесная, рыбная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая промышленности, машиностроение, в особенности судопроизводство, судоремонт, производство энергетического оборудования, и др.

    Велика  роль Дальневосточного федерального округа во внешних экономических связях со странами мира, особенно со странами Тихоокеанского региона. Это обусловлено наличием различного вида транспорта: авиационного, железнодорожного, морского.

    Однако, несмотря на огромный природно-ресурсный  потенциал и исключительно выгодное географическое положение, социально-экономическое состояние Дальнего Востока нельзя считать благополучным, т.к. в последние годы регион испытывает острый топливно-энергетический кризис. Поэтому федеральными органами власти разработан и осуществляется ряд государственных программ, направленных на развитие отдельных регионов Дальнего Востока.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Воронов Ю. П. Вновь о трубе на океанском  берегу/ ЭКО 2007 - № 5
  2. Грузков А. П. Региональное программирование развития: социально-экономический аспект/ Российское предприятие – 2006
  3. Мелкумян А. Проблемы безработицы/ Экономист 2005 - № 8
  4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Р. Ф. 2007/ Статистический сборник
  5. Семёнов П. Актуальные проблемы регионального развития/ Экономист 2004 - № 6
  6. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ под ред. Т. Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – (Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Информация о работе Экономическая география