Экономическая модель Израиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

В 1947 году Великобритания отказалась от мандата на Палестину. ООН, в свою очередь, приняла план раздела Палестины. Это состоялось 29 ноября 1947. Суть этого плана заключалась в том, британский мандат в Палестине окончательно прекращал своё существование с августа 1948 года. Также в нём рекомендовалось создание на этой территории двух государств: еврейского - Иерусалим и арабского – Вифлеем. И чтобы не произошёл конфликт, эти государства объявлялись под международным контролем. США и СССР поддержали план. Еврейское агентство, выполнявшее в то время некоторые функции правительства еврейского населения Палестины, тоже приняло этот план, так как большинство еврейского населения поддержало его. Но план был решительно отвергнут Лигой арабских государств и Высшим арабским советом. Арабские руководители твёрдо заявили, что сделают всё возможное, чтобы противостоять реализации этого плана. Однако, Давид Бен-Гурион, пренебрёг этим заявлением и 14 мая 1948 года провозгласил создание независимого еврейского государства на территории, выделенной согласно плану ООН. Мгновенно отреагировав, Лига арабских государств объявила войну Израилю. Так состоялось долгожданное возрождение Израиля на земле древнего государства, и так началась первая арабо-израильская война.

Работа содержит 1 файл

Израиль.docx

— 69.29 Кб (Скачать)

    - начальный период (1948-1954г.). Это был  восстановительный этап. Значительные  усилия предпринимались на ликвидацию  последствий военных действий. На  этом этапе создавались экономические  основы для дальнейшего существования  и развития. Важным было решение  проблем, связанных и иммиграцией.  Показатели ВНП колебались от -1,9% до 29,7%, что естественно;

    - первый цикл (1955-1967г.). Он отличается  быстрым и длительным ростом  экономики и дальнейшим глубоким  кризисом. ВНП до кризиса –  10%. Во время кризиса – 1,6%;

    - второй цикл (1966-1975г.). В межкризисных  фазах ВНП – 10,9%. В кризисных  – 3,9%. В этом цикле экономический  кризис стал переломным фактором. Подтолкнул к усилению синхронизации  развития экономики с мировым  капиталистическим хозяйством.

    - третий цикл (1975-начало 80-х г.г.) Период  обострения противоречий. ВВП –  2,9%, рост безработицы, инфляция. Это  был один из наиболее глубоких  кризисов: прирост ВНП прекратился в 1982 г.[4, стр.7-8].

    И так, во время движения в росте израильской экономики за 50-е – 70-е годы сложилась отраслевая структура и началась интеграция в систему мирового хозяйства. Это был наиболее динамичный этап. До 80-х годов продолжался поиск путей интенсификации экономики. Началась либерализация хозяйства. Прошла глубокая структурная перестройка. А научно-техническая революция привела к созданию достаточно развитого научно-технического комплекса и высокоразвитых отраслей.

    Экономику Израиля в 90-е годы можно рассмотреть  на основе работы Становского Е. Я.[3,стр. 7-23].

    В 90-х годах экономика государства  уже относилась к числу наиболее динамично развивающихся в мире. Рост ВНП в это время достиг 42%. Это было результатом вовлечения в процесс воспроизводства новых  трудовых ресурсов, капитальных вложений, повышения роли конкуренции, либерализации  экономики и завершения процесса интеграции в мировое хозяйство. Несколько уменьшается, но не теряет значение производство военной техники, авиационной, металлообрабатывающей  промышленностей. Наблюдается строительный бум, вызванный иммиграцией. Возрождение  пассажирского железнодорожного обращения, развитие дорожной сетки и автотранспорта. В 90-х годах происходит масштабная демонополизация и приватизация. В связи с распространением сотовых телефонов появляются мировые лидеры в этой области. Возрастает роль банков и страховых компаний. Заключаются торговые договора с ВТО, ЕЭС, ЕАСТ, с такими странами как США, Канада, Турция, Чехия, Венгрия и др. Израиль переходит к модели потребительского общества. В 90-х Израиль проводит «политику открытых дверей» для инвесторов.

    В результате Израиль, преодолев последствия  экономической стагнации 80-х, был  готов закрепить своё положение  в ряду экономически развитых стран  мира. Для этого понадобилось осуществить  значительные изменения в его  экономике. К концу ХХ века в Израиле  сформировалась устойчивая экономическая  система, обладающая всеми возможностями  к дальнейшему развитию [3, стр. 7-23].

    В новом тысячелетии экономические  результаты Израиля достигли очень  высоких показателей. О чём свидетельствуют  следующие данные (рисунок 1).

      

    Рисунок 1 – Динамика изменения ВВП Израиля (млрд.долл. США) [10]. 

    Важнейшей причиной таких успешных показателей  стал рост шекеля. Израильский шекель стал конвертируемым и теперь может свободно обмениваться  на любую из 15 основных ведущих валют во всех крупных финансовых структурах мира. По мнению экспертов это должно повлиять на кредитный рейтинг Израиля, укрепив его позиции в глазах международных инвесторов.

    На  фоне экономического кризиса экономика Израиля продолжает развиваться, но не без экономической помощи стран Запада, в основном США. В рамках борьбы с кризисом в стране снижаются налоги, сократился кабинет министров, проходит сокращение штатов госсектора, прилагаются усилия для активизации экспорта.

    Однако  кризис экономики привёл к росту  масштабов бедности за счет тех групп  населения, которые ещё недавно  были вполне благополучны – специалистов, потерявших работу на предприятиях высокой  технологии, владельцев мелких предприятий  и многих других [17, стр. 111].

    Лидер оппозиции в Кнессете Б. Нетаньяху считает, что мировой экономический кризис не столько опасность, сколько хороший шанс для израильской экономики, и этот необходимо использовать.

    С помощью грамотной экономической  политики можно повысить темпы роста  ВВП до 6-7% в год.

    Рецепты экономического прорыва на фоне мирового кризиса, названные бывшим премьером, включают в себя законодательное  сокращение кабинета министров до 18 портфелей, продолжение сокращения штатов госсектора за счет «естественного выхода на пенсию» в объеме 3% в  год, сокращение налогов, снятие административных налогов в экономике и использование  «уникальных стратегических преимуществ» Израиля.

    По  мнению Б. Нетаньяху, такая маленькая страна, как Израиль, может воспользоваться мировым экономическим кризисом, чтобы, проводя динамичные реформы, повысить конкурентоспособность своих товаров и захватить новые рынки. 

2.3 Промышленность и сельское хозяйство

    В первое десятилетие после провозглашения независимости Израиля, основные условия  страны были сосредоточены на развитие сельского хозяйства и создания водной, транспортной, энергетической инфраструктуры. Поскольку страна располагает  внушительным потенциалом квалифицированных  специалистов, испытывая при этом нехватку в основных видах сырья, то промышленность Израиля ориентируется  на производстве товаров на основе собственных научных разработок и технических новинок. Израиль достиг мирового уровня в области агротехники, алмазном производстве, химической промышленности, телекоммуникациях. Израиль делает ставку на высокие технологии, за неимением достаточного количества ресурсов, привлекает инвестиции. Высокоразвит военно-промышленный комплекс. Обрабатывающая промышленность – это 20% национального дохода. Эта отрасль предоставляет значительное количество рабочих мест. Что касается горнодобывающей промышленности, то она так же активно функционирует. Из мертвого моря добывают соли калия, магния и брома. Ведётся добыча глины и кварцевого песка. Можно вспомнить и законсервированные в 1976 году медные рудники в Михрот-Тимне. Ведутся работы по заготовке мрамора и строительного камня. Химическая промышленность производит сырье для производства лекарств, различных препаратов, антикоррозийные препараты, полиэфирные смолы, ароматические добавки др. В качестве источника энергии распространено использование солнечной энергии, но основными источниками остаются импортируемая нефть и уголь [8].

     После достижения Израилем независимости  общая площадь культивируемых земель увеличилась в 2,6 раза и составляет на сегодня приблизительно 445,170 га, а площадь орошенных полей  возросла в 8 раз, достигнув 220,816 га. За тот же период времени число сельскохозяйственных поселений увеличилось с 400 до 750, однако по причине высоких темпов урбанизации доля населения, проживающего вне городов, снизилась на 6%.

    Сегодня Израиль почти полностью сам  удовлетворяет свои потребности  в продовольствии. Значительная доля сельскохозяйственной продукции идёт на экспорт. Основные культуры: хлопок, арахис, пшеница, подсолнечник. Плодовые и овощные культуры: яблоки, манго, авокадо, маслины,  персики, финики, бананы, груши, сливы, киви, винные и  столовые сорта винограда, хурма, картофель, огурцы, перец, томаты, лук. Экспортируются цитрусовые и цветы. Израильские  фермеры снимают несколько урожаев  в год, благодаря опыту выращивания культур под плёнкой [7].

     Сельскохозяйственное  производство – одна из основных статей израильского экспорта. В то же время  в валовом продукте страны доля сельского  хозяйства составляет лишь 5% против 25% индустрии и более чем 30% вклады таких отраслей, как торговля, туризм и финансы.  
 

2.4 Налоговая система

    Исторически налоговая система Израиля унаследовала многие черты налогообложения Великобритании. Основные принципы налогообложения Израиля определены в главном законе страны – «Законе о государственном хозяйстве». Наряду с этим законом, налоговые отношения регулируются «Указом о подоходном налоге» и «Законом о налоге на имущество», которые подготовлены и утверждены на уровне парламента (кнессета) страны. Этими нормативными актами определяется порядок расчётов и уплаты налогов.[20]

    Структура Министерства финансов Израиля выглядит следующим образом:

    -Бюджетный  отдел (статьи бюджета аналогичны  министерствам).

    -Отдел  главного финансиста (его сотрудники - это начальники отделов бухгалтерии  каждого из министерств).

    -Управление  государственных доходов (устанавливает  правила сбора налогов и их  реализацию, строит прогнозы)

    -Отдел  финансового рынка (занимается  контролем страховых компаний  и накопительных касс, курирует  выпуск государственных векселей).[13]

    Управление  государственными доходами состоит  из двух крупных подразделений, которые  непосредственно осуществляют взимание налогов: управление прямыми налогами (подоходными и налогами на недвижимость) и управление косвенными налогами (управление таможней и налогом на добавленную  стоимость).

    В составе государственного налогового управления имеются отделение налогообложения, отделение налогообложения недвижимости, профессиональное отделение, юридическая  служба, отделение контроля по бухучету и сбору информации, следственное подразделение, отделение внутреннего  контроля, административная и организационная  служба, бухгалтерия, инкассационная и  информационная служба.[13]

    Налоги:

    - Государственные (в т.ч. подоходный)

    - Таможенные пошлины (состоят из двух элементов - собственно таможенные пошлины 7% и налог на покупку 95% от стоимости товара)

    - НДС (17%)

    - Сборы и пошлины 

    - Муниципальные 

    - Общественное страхование (9%)[13]

    Главную роль среди налогов в государстве  играет подоходный налог. На его долю приходится 50% всех собранных налогов. Он включает в себя несколько налогов, а именно налог на прибыль компаний, подоходный налог на доходы физических лиц, налог на прибыль от продажи  имущества.

    Шкала взимания подоходного налога:

    - До 1950 шекелей ($ 487) - 10 %

    - 1950-3890 - 20%

    - 3890-10 250 - 30%

    - 10 250-18 590 - 45%

    - св. 18 590 - 50% [13]

    При определении налогооблагаемого  дохода из валового дохода граждан  производятся следующие вычеты:

    -отчисления  в пенсионную кассу,

    -отчисления  на социальное страхование,

    -для  граждан Израиля

    -на  не неработающего(ую) супругу(супруга)

    -на  вновь прибывших репатриатов

    -из  дохода женщины вычитаются суммы  на каждого ребёнка.[20]

    Что касается налога на добавочную стоимость (НДС), им облагаются все товары и услуги кроме финансовых услуг (банковских и страховых) и необработанных фруктов, овощей. НДС был введён в стране с 1976 года.

      Налог на производство сельскохозяйственных  изделий сегодня в Израиле  – 0%. Налог на капитал –  45%. Налог на доходы от имущества  – 35%. Следует заметить, что Израиль  активно поощряет инвестиционную  активность.

    Организации, привлекающие крупных инвесторов, получают от государства дополнительные деньги, а сам инвестор получает некоторое  освобождение от налогов на 20 лет. 

2.5 Банковская система 

    В Израиле банковская система начала формироваться во время сионистского движения в начале 20-го века и после создания государства Израиль в 1948 году. Известно, что Всемирная сионистская организация была создана в 1897 году по инициативе Теодора Герцля на первом Сионистском всемирном конгрессе с целью возвращения евреев на историческую родину - Израиль. В 1903 г. благодаря этой организации был открыт англо-палестинский банк (позже его переименовали в банк «Леуми»). Полномочия банковской системы Израиля распространены во многих сферах: управление сберегательными и инвестиционными фондами, выступление в качестве их опекуна, управление ценными бумагами клиентов, функционирование в качестве их хранителя, финансовый консультанта, дистрибьютор и дилер ценными бумагами на фондовой бирже и т. д. Такая концентрация жизненно важных услуг, и осознание того, что любой сбой в банковской системе нанесет серьезный ущерб нормальному функционированию всей экономики Израиля, требует от руководства банков предельной ответственности. [21]

Информация о работе Экономическая модель Израиля