Экономическая политика государства и ее инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать основные направления экономической политики государства и ее инструменты.
В соответствии с заданной целью сформулированы основные задачи курсовой работы:
- проанализировать научную экономическую и периодическую литературу по проблеме исследования;
- исследовать теоретические аспекты возникновения и развития и основные положения экономической политики государства;

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по эконом теории.rtf

— 437.28 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Развитие экономической политики государства имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет экономическую политику используя инструменты с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Общество на любом этапе своего развития отвечает на один из самых волнующих вопросов - по какому пути пойдет государство, сможет ли правительство предложить новый курс реформ, который позволит стране находится в процессе экономического роста. И как оценивать применяемые в данное время государством экономические реформы. На все эти вопросы любой гражданин может ответить, лишь имея необходимый багаж знаний по экономической политике своего государства.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны.

Таким образом, экономическая политика государства имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор инструментов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

Цель курсовой работы - исследовать основные направления экономической политики государства и ее инструменты.

В соответствии с заданной целью сформулированы основные задачи курсовой работы:

проанализировать научную экономическую и периодическую литературу по проблеме исследования;

исследовать теоретические аспекты возникновения и развития и основные положения экономической политики государства;

рассмотреть особенности и механизмы основных инструментов экономической политики;

изучить задачи, направления развития и состояние на современном этапе экономической политики Казахстана;

сделать выводы.

 

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1.1Становление и развитие экономической политики как науки

 

 

Во второй половине XIX в. складываются предпосылки для смены общей парадигмы экономической науки. Капитализм прочно утверждается в развитых странах. Разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ вытесняется количественным. Авторы все чаще стремятся найти пути оптимизации использования ограниченных ресурсов, широко применяя для этого теорию предельных величин, дифференциальное и интегральное исчисление. Страницы экономических сочинений заполняются математическими формулами и графиками, иллюстрирующими различные рыночные ситуации. Новые веяния находят отражение и в изменении названия самой науки. Понятие "политическая экономия" (political economy) вытесняется понятием "Экономикс" (economics). Под "Экономикс" понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления .

Рождение нового термина связано с именем одного из основоположников неоклассического направления английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). В 1890 г. выходят его "Принципы экономики" (Principles of Economics), главным предметом анализа которых является уже не теория стоимости, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается с точки зрения соотношения спроса и предложения. В основу теории спроса А. Маршалл положил маржинализм - учение о предельной полезности, развитое в работах У. Джевонса, К. Менгера, Э. Бем-Баверка, Ф. Визера, Л. Вальраса и других; в основу теории предложения - концепцию факторов производства, дополненную позднее теорией предельной производительности Дж. Б. Кларка. Если классики буржуазной политэкономии стремились к выявлению прежде всего объективных закономерностей, то А. Маршалл исходит из субъективных оценок хозяйствующих субъектов ("свобода выбора") .

Под политической экономией в XX в. на Западе начинают понимать не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль экономической науки.

Теория Маршалла фактически абстрагировалась от деятельности монополий. Однако после кризисов 20-ЗО-х годов и особенно Великой депрессии 1929-1933 гг. не заметить влияния монополий на ценообразование было уже нельзя. В 1933 г. выходят "Теория монополистической конкуренции" Э. Чемберлина и "Экономика несовершенной конкуренции" Дж. Робинсон, в которых исследуется механизм монополистического ценообразования.

Однако подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г. "Общая теория занятости, процента и денег" Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли кейнснаиства, поставившего в центр проблемы макроанализа. Такой подход не только способствовал более глубокому отражению объективной реальности в экономической теории, но и в значительной степени поставил нормативный аспект в зависимость от позитивного. Койне отказывается от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности, от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить "эффективный спрос", поэтому государство должно его стимулировать посредством денежно-кредитной и бюджетной политики. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность в послевоенные годы. Кейнсианские рецепты стали идеологической программой смешанной экономики и теории "государства всеобщего благоденствия" .

1.2Государственное регулирование экономикой как сфера применения экономической политики

 

 

Государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан, активно участвуя в формировании макроэкономических процессов.

Роль государства в экономике государства проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан, антимонопольное регулирование;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов.

Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д. В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Во всех промышленно развитых странах существуют более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей.

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами экономической системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразны.

В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:

стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;

обеспечение полной занятости;

стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;

поддержку устойчивого экономического роста;

перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами.

Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается .

 

2ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1Фискальная и бюджетная экономическая политика государства

 

 

Государство воздействует на национальную экономику в целях стремления к макроэкономическому равновесию с помощью фискальной экономической политики.

Фискальная политика - политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Фискальная политика включает:

- дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

- недискреционную политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Выделяют два вида дискреционной политики: стимулирующую и рестриктивную.

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. Эта проблема решается двумя способами:

1. За счет повышения государственных расходов при неизменных налогах. Рассчитывается величина необходимого для достижения полной занятости приращения объема производства.

2. За счет снижения налогов при неизменных государственных расходах.

Рестриктивная фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической.

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

финансирование дефицитов;

ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством пропажи ценных бумаг и эмиссия денег.

При заимствованиях государство выходит на финансовый рынок и, конкурируя с бизнесом, размещает свои ценные бумаги. Спрос на деньги повышается, что приводит к повышению ставки процента, вызывающему сокращение инвестиций и потребительских расходов. В итоге уменьшается эффект проводимой стимулирующей политики.

Информация о работе Экономическая политика государства и ее инструменты