Экономическая политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности экономической политики государства на примере Республики Казахстан. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- рассмотреть основные теории экономической политики государства
-- дать определение понятия экономической политики, определить ее основные
цели и задачи;
-- проанализировать эффективность реализации экономической политики в Республике Казахстан и наметить пути ее совершенствования и развития. Основой для написания данной курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых по макроэкономике, по общим вопросам экономической теории, а также труды по истории экономических учений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теории экономической политики………………………………..4
1.1. Теория экономических порядков………………………………………...6
1.2. Типология экономической политики государства…………………….7
1.3.Методы реализации экономической политики…………………….…10
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике Казахстан………………………………………………………..12
2.1Субъекты экономической политики :государство и негосударственные образования…………………………………………12 2.2.Промышленная политика Программа Индустриально-инновационного развития Республики Казахстан………..14 2.3.Региональная и экологическая политика……………………………..21
Заключение……………………………………………………………………...26
Литература………………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Экономическая политика Республики Казахстан.doc

— 148.50 Кб (Скачать)
gn="justify">                                                         15                                                                                                                                                                     

Основные  приоритеты программы развития индустриально – инновационного развития:                                                                                                            1.Диверсификации промышленности. Государственная поддержка должна оказываться не отдельно взятому предприятию или отрасли , а всем или ключевым предприятиям даже в различных отраслях , но связанных в рамках единой Цепочки добавленной стоимости ЦДС. В этом будет заключаться координирующая и планирующая функция государства. Различают : производственная ЦДС(компьютеры, электрические машины и т.тд.) и покупательская ЦДС(изготовление одежды, обуви , игрушек и т.д.)                                                                                                 1)использование инвестиционного и производственного потенциала топливо- энергетиционнго комплекса(ТЭК) и других базовых отраслей экономики для определения приоритетных направлений модернизации промышленности. Наиболее значительный прирост добычи углеводородов следует ожидать за счет ресурсов казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), в котором , по предварительным оценкам общие запасы углеводородов составляют 8.0млрд.тонн. В перспективе добыча нефти с месторождений шельфа может достичь 150-200млн.тонн и держаться на этом уровне  в течение 25-30лет.                                     2)В связи с ростом добычи углеводородов будет вестись строительство магистральных , в том числе экспортных нефти и газопроводов, морских портов и портовых сооружений для хранения и перевалки грузов, железнодорожных нефтеналивных и газонаполнительных терминалов, введением новых мощностей в электроэнергетике и телекоммуникационной инфраструктуре.                                                                                 3) становления отечественной сырьевой баз для нефтехимической индустрии. В ближайшие 15лет в развитие добычи нефти инвесторы намерены  вложить более 80млрд.долл. США. Эти средства будут затрачены на создание производственных , инфраструктурных и социальных объектов , обеспечивающих работу вводимых предприятий.                           4) развитие инфраструктуры каспийского побережья создаст предпосылки для создания индустрии отдыха и развлечений, морские порты- для удешевления транспортных расходов по переврзке грузов, машиностроительные заводы – для производства барж, грузовых , промысловых и военных кораблей, выпуска широкого ассортимента оборудования и бытовой техники, и т.д.                                                                      

                                                                                                                                                      

                                                          16                                                                     

5)хорошие  перспективы для развития ЦДС  имеют в металлургической       промышленности . В  Казахстане имеются запасы минеральных руд ,содержащих около 100 элементов периодической системы Д. Менделеева , Во времена СССР продукция цветной металлургии Казахстана использовалась при производстве наукоемких и высокотехнологических  товаров – космических  аппаратов, вооружения, электронной техники.                                                                                                                  6)Казахстан является одним из крупных мировых производителей зерна. Углубление процесса переработки зерна может стать отправной базой для построения  многоотраслевой ЦДС. Направления развития такой цепочки видятся как в углублении технологического процесса переработки зерна, или в развитии кормопроизводства, животноводства, производства мяса и молочной продукции. В ЦДС могут войти  также элеваторы , заводы по производству натуральных пищевых красителей, фармацевтических изделий ,биотехнологий и др.                                    2.Основные приоритеты в области создания наукоемких и высокотехнологичных производств. Программа направлена на наращивание научно-технического , инновационного и производственного потенциала в перспективных направлениях постиндустриального развития , что должно способствовать  получению в будущем  принципиальных конкурентных преимуществ. Основными направлениями должны стать : 1)формирование пятого и шестого технологических укладов; 2) создание современных инфраструктурных образований в городах, где имеется сеть научно-технологическим потенциалом;3) использование существующего научно-технического потенциала в развитии передовых , с точки зрения постиндустриальной экономики, отраслей. Необходимо провести  мониторинг  состояния всей научно-технической базы в стране с целью  определения существующих разработок в перспективных направлениях. Казахстан сегодня обладает определенной научной базой для развития наукоемких производств на основе  разработок в области: биотехнологии; ядерных технологий; космических технологий; создания новых материалов;4)создание необходимых условий для проведения исследований в области современных научно-технических направлений, таких как: новые материалы и химические технологии; информационные технологии;5)совершенствование законодательной базы , направленное на увеличение скорости вхождения инноваций и промышленность и        

                                                        17

сферы услуг .Основные этапы реализации программ. В целом реализация Программы будет осуществляться в три этапа:1-2003-2005гг.,2-2006-2010гг.,3-2011-2015гг.                                                                                                                                              Первый этап (2003-2005гг.)будет связан с реализацией мероприятий подготовительного характера. В целях успешной  реализации Программы предполагается :внесение изменений и дополнений в действующее законодательство , выработать новые законы; создание государственных институтов, обеспечивающие участие государства в инвестиционных  и инновационных проектах; подготовка специалистов  по проведению  анализа ЦДС , определить эффективные проекты, реализуемые с участием государства; Реформирование науки , образования, здравоохранения и системы оплаты труда  государственным служащим  и работникам бюджетных  организаций, внедрение международных стандартов  качества и сертификации; завершение процесса вступления Казахстана в ВТО; модернизации промышленности  и аграрного сектора; совершенствование межбюджетных отношений, развитие и либерализацию финансового сектора; обеспечение низкой инфляции; создание стимулирующих условий для увеличения экспорта и притока прямых инвестиций в экономику Казахстана.                                                                 Второй этап(2006-2010годы) станет периодом активной реализации мероприятий Программы во всех отраслях экономики. Финансовые ресурсы частного сектора , иностранных инвесторов, государственного бюджета и финансовых институтов государства будут работать в едином направлении и комплексно решать проблемы развития инфраструктуры, реконструкции , расширения действующих предприятий и создания новых производств . При этом будет обеспечиваться пропорциональное развитие крупных ,средних и малых предприятий. С учетом норм строительства , некоторые предприятия уже получат результаты от реализации программы индустпиально- инновационного развития. Будет начата реализация многих проектов, направленных на модернизацию промышленности и диверсификацию структуры экономики. Несмотря на некоторые прогресс в области диверсификации экономики в 20069-2011 годах развитие экономики будет обеспечиваться , в основном, за счет прироста добычи и экспорта нефти и газа.  По прогнозу , стратегическая цель в области удвоения ВВП в 2010 году по сравнению с 200 годом будет выполнена , также . за

                                                        18

счет опережающих  темпов развития добычи нефти и газа.                                               Третий этап(2011-2015годы) будет самым  продуктивным в части реализации Программы индустриально- инновационного развития. В этот период будет происходить освоение введенных сферах и рынках . Темпы роста добычи нефти и газа. Произойдет диверсификация структуры  отраслей экономики и экспорта.                                                      Механизм реализации. Выполнение программы будет осуществляться посредством планов мероприятий по ее реализации , которые с учетом требований действующего законодательства РК, .е. среднесрочного планирования , будут разрабатываться и утверждаться Правительством РК на трехлетний период. В планах мероприятий будут отражаються качественные особенности каждого этапа индустриально- инновационного развития страны и предусматриваться конкретные меры по реализации положений Программы. По приоритетным направлениям индустриального развития будут разрабатываться отдельные отраслевые ( секторальные) программы. В них будут указаны конкретные исполнители и сроки реализации, а также предполагаемые объемы и источники финансирования по годам. Разработка программ будет осуществляться при участии научно-исследовательских институтов и неправительственных организаций. Комплексность запланированных мероприятий позволит максимально скоординировать деятельность центральных  и местных  исполнительных органов по обеспечению целенаправленных и согласованных действий по всем направлениям индустриально-инновационного развития страны.  Правительством РК будет осуществляться постоянный мониторинг  и оценка эффективности реализации Государственной программы посредством контроля за ходом использования мероприятий планов и достижения планируемых показателей (индикаторов)Программы.                                                                         Необходимые ресурсы и источники их финансирования. Предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера на реализацию Программы составят 1,2млрд.долл. США в год . При этом стоимость государственных затрат на реализацию Программы составит порядка 260млн.долл.США в год в ценах 2002года. Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании бюджетов на соответствующий год. Для финансирования мероприятий Программы будут задействованы

                                                       19

средства  Банка развития , Инвестиционного  фонда , Инновационного фонда, Фонда науки и Фонда поддержки малого предпринимательства. При этом создание  новых инвестиционных и инновационных институтов также требует изыскания крупных финансовых ресурсов. Кроме того, предусматривается привлечение помощи международных организаций и стран-доноров для реализации наиболее приоритетных и эффективных проектов, направленных на создание и развитие новых технологических и наукоемких производств, развитие инфраструктуры.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         20

2.3.Экологическая и региональная политика

Вопросы экологии и охраны окружающей среды в настоящее время являются актуальной проблемой во всем мире. Основными экологическими проблемами в современном мире являются :загрязнение атмосферного воздуха и связанной с этим проблеме парникового эффекта; разрушение озонового слоя; загрязнение почвы промышленными отходами ;загрязнение вод мирового океана; проблемы флоры и фауны. Политическое , экономическое  и социальное развитие нашего государства должно идти вместе с развитием и совершенствованием экологической культурой общества, пониманием каждым человеком и гражданином сути экологических проблем , активным поиском путей их разрешения. В Казахстане нормы существующего экологического законодательства базируются , в основном , на положениях Закона РК « Об охране окружающей среды», определяющего правовые , экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Экологическая политика _ комплекс государственных мер , направленных на обеспечение экологической безопасности , предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы , сохранение биологического разнообразия  и организацию  рационального природопользования. Для эффективного учета многообразных сторон природоохранной деятельности человека выделяют следующие основные направления природоохранного комплекса: охрана земельных и лесных ресурсов; охрана водных ресурсов; охрана недр; охрана воздушного бассейна; охрана растительного и животного мира ; комплексные рекреационные проблемы.                                                                       Экономический механизм природопользования представляет собой целостную систему управления народным хозяйством. Он базируется на: Принципах единства экономики и экологии , под которым понимается   обеспечение устойчивого и динамичного развития экономики с целью повышения уровня жизни населения при одновременном улучшении окружающей среды; эффективном сочетании централизованного и местного управления. Это познает , что республиканские и местные органы системы охраны природы , рационального  и комплексного  использования  природных ресурсов и состояние экологической

                                                      21     

Информация о работе Экономическая политика Республики Казахстан