Экономическая роль государства в системе рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Содержание

Содержание 2

Объективная необходимость и цели государственного регулирования
Экономики 3

Государство и его экономические функции. Формы
государственного регулирования в механизме рыночных отношений. 4

Основные методы, институты и противоречия государственного
регулирования экономики. 8

Опыт государственного регулирования экономики в Российской
Федерации 22

Заключение. 25

Список литературы. 26

Работа содержит 1 файл

Ekon.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

наверняка присутствуют как рыночные,  так и нерыночные, идущие

от  государства  мотивы.  Политические мотивы переменчивы,  они

зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому  госпредприятия  часто  оказываются  в  сложной и неясной

обстановке,  предсказать которую намного  сложнее, чем рыночную

конъюнктуру.  Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен

гораздо легче,  чем предугадать поведение нового министра  или

же  чиновника,  решения  которого  зачастую  определяют судьбу

предприятия.  За ними могут стоять политические цели,  которые

не  имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление

увеличить поступления  в бюджет,  желание сохранить  штаты и повысить заработную плату  и т.д.).

Как правило,  государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя,  но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы,  гарантии сбыта в рамках госзаказов).  У государственных предприятий нет  обязательств  перед  акционерами,

банкротство им обычно не грозит. Все это негативно  сказывается

на динамике затрат и цен,  скорости освоения новых технологий,

качестве организации  производства и т.д.

Конкуренция в  сфере коммерческой деятельности недопустима

еще и потому,  что частный сектор втягивается  в коррупцию: через взятку чиновнику  можно добиться больших  результатов,  чем

за счет снижения издержек.

Если экономика  обременена  избыточным  количеством  государственных  предприятий,  в  сложное положение попадают их работники.  Именно они становятся первой жертвой  правительственной политики,  направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты.  Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких  протестов  со  стороны основной массы занятых в государственном секторе.

 

6. Заключение.

 

Современное государственное  регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, организационных и иных мер.

Существующая ныне система  государственного регулирования экономики сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов:

1) Создание общих благоприятных  условий для воспроизводства  частного капитала; сосредоточение  усилий государства на разработке  трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2) Несогласованные между  собой акции антикризисной и  структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3) Эксперименты с использованием  денежно-кредитных и бюджетных  средств регулирования хозяйства.  Волна приватизации объектов  государственной собственности.

4) Переход в ряде  стран к отраслевому и региональному  среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем изучения совместимости  и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

5) Осуществление во  все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.

6) Меры по согласованию  общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального планирования.

На масштабы, инструменты  и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им валового внутреннего продукта и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на государственное регулирование экономики, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства.

Механизм государственного регулирования экономики постоянно  совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.

 

 

 

7.Список использованной  литературы.

 

 

 

 

  1. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией А.С. Булатова. . БЕК. М. 1995.

 

  1. Экономическая теория. Учебник. Под редакцией Видяпина В.И. и др..М.ИНФРА-М,2000

 

  1. Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1.“Соминтек”. М. 1992.

 

  1. Экономика. Учебник. Под ред. Архипова А.П. и др.. Изд 2-е перераб. М. 2001.



Информация о работе Экономическая роль государства в системе рыночных отношений