Экономическая система общества: структура, типы, модели и факторы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы – это дать представление об экономической системе, ее структуре, типах, моделях и факторах развития.
Задачи:
Охарактеризовать структуру экономической системы – показать классификацию, сущность и важнейшие моменты структуры экономической системы.
Показать наиболее распространенные типы и модели экономических систем и раскрыть их сущность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-4
Понятие экономической системы общества………………………..5-13
Сущность экономической системы общества……………… 5-7
Структура экономической системы………………………….7-10
Подходы к классификации экономических систем…….....10-13
Типы и модели экономических систем………………………….....14-30
Традиционная экономика и ее характеристика………….....14-16
Командная экономика и ее характеристика………………..17-21
Рыночная экономика и ее характеристика…………………21-24
Переходная экономика……………………………………….24-28
Смешанная экономика и основные модели смешанной экономической системы…………………………………………….28-30
Факторы развития экономических систем………………………....31-35
Факторы, влияющие на развитие экономических систем…………………………………………………………..31-32
Развитие экономической системы соврем

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 76.15 Кб (Скачать)
  • инерционность воспроизводственного процесса (связана с инерционностью воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными);
  • интенсивное развитие всех новых форм, элементов, институтов (понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ).

Основные черты переходной экономики:

  • во-первых, изменчивость, нестабильность, которые не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее. Она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений — необратимость, а с другой — рост неопределенности развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы;
  • во-вторых, появление и функционирование особых переходных экономических форм, т.е. смешение старого и нового;
  • в-третьих, альтернативный характер развития переходной экономики, что означает возможность многовариантного развития экономики и выбора наиболее благоприятного варианта развития;
  • в-четвертых, особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. нового и старого, противоречия различных слоев общества, стоящих за теми или иными субъектами экономических отношений. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда имеют революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-экономическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими потрясениями;
  • в-пятых, историчность переходной экономики, которая связана с двумя обстоятельствами. Прежде всего, сами условия переходной экономики носят исторический характер; кроме того, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны, что означает, что даже известные общие для переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях.

Все это необходимо учитывать при  разработке программ реформирования экономической  системы в переходный период.14

2.5 Смешанная экономика  и основные модели смешанной  экономической системы

Смешанная экономика – это экономика, функционирующая на базе рыночного  механизма и государственного регулирования  хозяйства. В ней используются элементы и рынка, и плана. На микроуровне применяется внутрифирменное планирование. В макроэкономике осуществляется государственное регулирование. Характерным для нее является господство коллективной частной собственности в акционерных и других обществ.

Сегодня нельзя говорить о наличии  в том или ином государстве  одной из трех экономических моделей  в чистом виде. В большинстве современных  развитых стран существует смешанная  экономика, сочетающая элементы всех трех систем. В экономике смешного типа рыночные механизмы дополняются  активной деятельностью государства, а также в какой-то степени  и традициями. Свободный рынок  времен Адама Смита ушел в прошлое. Государство не только определяет таможенную и налоговую политику, но регулирует действия монополий на рынке, имеет  свой сектор в экономике, производит, а в отдельных случаях и  распределяет товары и услуги, контролирует не которые цены (например, на энергоносители). В то же время степень государственного вмешательства в экономику является спорным вопросом. Многие страны решают его по-разному.

Так, «шведская  система» характеризуется активным участием государства в обеспечении  экономической стабильности и в  перераспределении доходов. Сердцевину этой системы образует социальная политика. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Ее недостатки связаны в основном с низкими темпами экономического роста.

Японскую  модель экономики отличают развитое планирование и координация деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства  носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой  государственные программы, ориентирующие  и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций в  сочетании с заимствованием у  других стран всего того, что нужно  для ее развития.

В американской экономике государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечении  НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования и культуры.

Немецкая, сформировавшаяся после Второй мировой войны модель социально-рыночного хозяйства, характеризуется высокими социальными гарантиями и активной антимонопольной политикой государства. В начале ХХI века в нее были внесены существенные изменения, направленные на сокращение роли государства в социальной сфере.

Китайская – модель, предполагающая использование рыночного механизма при ведущей роли государственного планирования и регулирования экономики и сохранении государственных социальных гарантий.

Указанные модели динамичны, их характеристики в  силу внутренних и внешних условий  существенно изменяются.

Однако  в любом случае для смешанного типа организации экономики характерны:

  1. многообразие форм и видов собственности, среди которых главная роль принадлежит частной собственности на средства производства и результаты хозяйственной деятельности;
  2. развитая система рынков, конкуренции и цен;
  3. возможность для любого хозяйствующего субъекта в рамках соблюдения законности реализовать свои творческие способности и самостоятельно решать основную экономическую проблему «что? как? для кого?»;
  4. эффективная роль правительства в регулировании экономики. Основными инструментами регулирования рынка выступают государственные программы, системы налогообложения, финансово-кредитная система, трудовое законодательство и т.п.;
  5. открытость экономики, означающая, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в праве предпринимателей при соблюдении определенных условий осуществлять внешнеэкономические операции по сбыту своей продукции, внедрению инвестиционных проектов, приобретению инновационных технологий, оказанию консалтинговых услуг и т.д.;
  6. сохранение духовных ценностей народа, традиций, обычаев и хозяйственных навыков.

Хотелось  бы так же отметить, что становление  определенной модели смешанной экономики определяется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др.15

 

 

 

3.Факторы развития экономических систем

3.1 Факторы, влияющие на развитие экономических систем

Движущие силы экономической системы - совокупность тех или иных факторов, которые, взаимодействуя, способствуют ее становлению и развитию. Система всегда находится в развитии. Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались

Экономическая система многофакторна. Среди факторов, влияющих на ее развитие, определяющими являются следующие:

  • существующая в стране система мер по принятию хозяйственных решений;
  • структура собственности;
  • механизмы обеспечения информацией и координацией;
  • механизмы постановки целей и побуждения людей к труду.16

Факторы группируются в три структуры: хозяйственную, административную и информационную.

Хозяйственная структура – это взаимодействие элементов материально-технической  базы по поводу использования ограниченных ресурсов.

Административная (организационная) структура представляет собой юридически оформленный свод прав и обязанностей должностных  лиц хозяйственной структуры  по поводу распоряжения ограниченными  ресурсами.

Информационная  структура предполагает обобщение  и распространение полученных сведений о деятельности хозяйственной и  административной структур.

В зависимости  от этих факторов формируются разные уклады: патриархальный, мелкотоварный, государственный и др. В одной  стране возможно существование нескольких укладов одновременно. Данное обстоятельство приводит к противоречивому и  волнообразному движению самой экономической  системы. Так, если в стране набирает силу государственный уклад, то идет процесс национализации и обобществления. Напротив, при первенстве частнохозяйственного уклада централизация сменяется децентрализацией, обобществление – обособлением. Основополагающая прогрессивная тенденция развития экономических систем связана со способностью системы обеспечить условия для большей развитости и совершенства людей.17

3.2 Развитие экономической системы современной России

Анализируя  экономическую систему, сложившуюся  в современной России, необходимо сразу оговориться, что наше общество прошло через болезненный процесс  перестройки не только экономики, но и государства в целом.

В 1992 году была проведена политика «шоковой терапии», введены следующие реформы: 1)разовое введение с 1 января 1992 г. свободных цен; 2)либерализация торговли средствами производства и товарами народного потребления; 3)приватизация государственных предприятий и жилья.

Основой для экономических реформ, переводящих  российскую экономику на капиталистические  рельсы, было убеждение, что переход  к свободной рыночной системе  и минимальное влияние государства  быстро приведут к положительным  результатам. Однако, проблемы, накопившиеся к этому времени, многочисленные ошибки на пути реформирования оказались гораздо серьезнее, чем предполагали либеральные экономисты начала 90-х. Пришлось частично свернуть реформы, что не позволило России быстро продвинуться к зрелой рыночной экономике.

Главным результатом осуществления экономических  и политических реформ в России является формирование системы рыночных отношений. Конституцией закреплено право частной  собственности, право свободного предпринимательства. Нельзя не признать, что в начале 90-х гг. в России были заложены основы рыночной экономики, осуществлен кардинальный разворот в сторону капиталистической рыночной системы, и хотя в последние годы наблюдается явная тенденция к возврату под контроль государства стратегических отраслей промышленности, понятно, что возврат к плановой экономике сейчас уже невозможен.

В современной  России многие условия для функционирования рынка созданы далеко не в полной мере. Формально никто не вправе диктовать предпринимателям, что  производить и за сколько продавать, не ограничиваются сверху свобода предпринимательства  и выбора, права на реализацию своих  личных интересов. Однако существуют серьезные  проблемы в сфере защиты прав рыночных субъектов, механизм рыночного ценообразования  не работает лучшим образом из-за крайней монополистичности российской экономики, также наблюдаются серьезные проблемы в области конкуренции на рынках, отсутствует общий положительный деловой климат. Например, право частной собственности реализуется в России странным образом. Распространившаяся в последние годы эпидемия незаконного рейдерства, незаконного захвата действующего предприятия порой с помощью коррумпированных государственных чиновников, приобрела такой размах, что вызвала серьезное беспокойство в деловой среде. Эти случаи, не имея массового характера, заставляют сомневаться, что право частной собственности в России защищено должным образом. Все это никак не способствует инвестированию в производство, ограничивает стимулы бизнеса развивать свои компании, так как если государство неспособно гарантировать защиту прав собственника, никакой предприниматель не будет вкладывать свои деньги в развитие и покупку предприятий.

Воздействие на развитие рыночной системы оказывает коррупция. По данным Transparency International в 2007 году Россия заняла 143-е место в мире по соседству со слаборазвитыми странами Африки. Коррупция проявляется на всех уровнях российского общества, но в экономике губительным образом она влияет на развитие малого бизнеса. В России в малом предпринимательстве занято всего лишь около 9 миллионов человек, или всего 12% от общего числа занятых. Примерно такая же доля малого бизнеса в нашем ВВП. Неутешительные показатели, если учесть то, что в развитых странах малый бизнес является основой экономического процветания.

Проблема монополизма ключевая в российской экономике. Практически в любой отрасли найдется монополист, способный диктовать свои условия на рынке – в электроэнергетике, газовой отрасли, железных дорогах, ЖКХ. Инфраструктурные монополисты давят на экономику, не давая развиваться рыночным механизмам ценообразования, конкуренции. Например, по данным Росстата, в среднем в 2003–2007 годах цены на цемент росли почти на 35% в год, только в 2007 году они выросли на 62%. В связи с тем, что большая часть производства цемента в стране оказалась в руках компании «Евроцемент», которая пользуясь дефицитом цемента на рынке, установила высокие цены. Показательна ситуация с ценами на бензин осенью 2008 года – вследствие падения цен на нефть в ноябре 2008 года в Европе и США бензин подешевел практически вдвое, тогда как в России только на 8%.

Информация о работе Экономическая система общества: структура, типы, модели и факторы развития