Экономическая система: сущность, структура, типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия экономическая система, ее структуры и ее видов.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
раскрыть понятие, сущность экономической системы общества;
определить структуру экономической системы;
рассмотреть современные модели экономических систем;
провести сравнительный анализ экономических систем;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическая система: сущность, структура, типы……………..6
1.1. Понятие, сущность и структура экономической системы…………...6
1.2. Современные модели экономических систем…………………………8
1.3. Сравнительная характеристика экономических систем…………….17

Глава 2. Экономические системы на примере стран мира………………...20
2.1. Традиционная экономика на примере Бутана……………………….20
2.2. Административно-командная экономика на примере ГДР……...…21
2.3.Смешанная экономика на примере Швеции………………………….25

Глава 3. Экономическая система Российской Федерации: стратегия развития………………………………………………………………………..28
3.1. Особенности экономической системы СССР………………………..28
3.2. Российская модель переходной экономики………………………....36
3.3. Экономическая система современной России………………….......40
Заключение…………………………………………………………………….44
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом.теория.docx

— 92.30 Кб (Скачать)

В стране давно, еще после  второй мировой войны, сформировалась идеология общего благосостояния, которая  поддерживается до сих пор. Страна поддерживает смешанную экономику, в которой  успешно сосуществуют частная, кооперативная  и государственная системы. Из всех видов собственности 85% предприятий  приходится на частную. Большую долю рынка государственный сектор занимает в сфере услуг, в нем по статистическим данным занято около половины работающих в этой сфере. Капитал накапливается  внутри страны, равномерно распределяясь  по всем экономически-важным точкам.

Опыт Швеции пытаются повторить  и другие страны. Так или иначе, идея всеобщего благосостояния волнует  многих экономистов. Тем не менее, до сих пор Швецию не смогла превзойти  ни одна европейская страна.

Швеция, одна из самых высокоразвитых капиталистических индустриальных стран. В Швеции имеются значительные запасы (по меркам Европы) железной руды и древесины.

Наряду с традиционным для этой страны развитием производства и экспорта железной руды, стали, целлюлозно-бумажной продукции и пиломатериалов, также  получило развитие машиностроение, электротехника и электроника. Экспорт Швеции достаточно велик и составляет около 25% ВНП и более 30% товаров промышленного производства. Но следует отметить, что зависимость от импорта товаров и услуг также составляет около 25% потребностей.

Экономика Швеции очень монополизирована, степень концентрации и производства высока. Для ведущих отраслей производства характерно преобладание крупных концернов, таких как “СКФ”, “Эриксон”, “Электролюкс”,“Вольво”, “СААБ-Скания”.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

3.1 Особенности экономической системы СССР

Командно- административная система СССР была основана на социалистической доктрине. Притягательность социализма как теории и практики обусловлена  тем, что он берется решить две  проблемы, испокон веков волновавших  человечество: искоренение неравенства, сознательное регулирование жизни  общества и каждого человека в  отдельности со стороны неких  верховных органов общества. Главными идейными предтечами социализма в европейской культуре принято считать двух знаменитых ученых позднего Средневековья- английского философа и государственного деятеля Т.Мора и итальянского философа, доминиканского монаха Т. Кампанеллу, которые были авторами социальных утопий о гармоничных и счастливых обществах, не знающих частной собственности.[2, стр.752]

Социалистическая доктрина нашла наиболее последовательное воплощение в политическом и социально- экономическом  устройстве СССР. [2, стр. 753]

Советские идеологи приложили  огромные усилия для того, чтобы  доказать, что экономическая система  СССР опирается на общенародную собственность  и служит подъему материального  и духовного благосостояния каждого  гражданина. Но на самом деле фундаментальный  принцип организации советской  экономики, прямо следовавший из социалистической доктрины в ее марксистско-ленинском варианте, состоял в полном, тотальном огосударствлении народного хозяйства.[2, стр.753]

Это означает, что только государство было собственником  производственных ресурсов и только государство могло принимать  экономические решения. Вся экономическая  жизнь подчинялась административным распоряжениям органов власти. На протяжении советской истории государство стремилось наладить всеобъемлющий и всепроникающий контроль над экономикой, и отступления от этой тенденции возникали только тогда, когда пороки сверхбюрократизации начинали подтачивать устойчивость самой власти. В этой системе не было места человеку как самостоятельному максимизирующему экономическому субъекту; работники были полностью отчуждены от владения и управления средствами производства.

Советский государственный  социализм не признавал частной  собственности, рынка и рыночного  саморегулирования. С рыночной организацией экономической деятельности советские  идеологи связывали только эксплуатацию, кризисы и «загнивание капитализма». Однако самое жестокое угнетение  человека было уделом именно советской  системы, в которой материальные и социальные блага перераспределялись с помощью внеэкономических методов  в пользу партийно-бюрократической  верхушки-«номенклатуры».

Всевластие государства  в экономики и других сферах жизни  и управление исключительно с  помощью бюрократических методов  позволяют определить советскую  систему как командно-административную и тоталитарную и отличать ее от многочисленных авторитарных стран  современного мира, где контроль государства  ограничивается политической сферой.

Из тоталитарной природы  советской экономики и отрицания  рынка логически вытекал второй принцип организации народного  хозяйства - планирование. Он занимал  в советской идеологии особенно «почетное» место, поскольку объявлялся инструментом бескризисного, сбалансированного  и динамичного развития экономики, способного обеспечить историческую победу социализма над капитализмом. Не трудно увидеть, что принцип планирования был практическим воплощением социалистической идеи об управлении экономикой из единого центра. [2,стр.754]

Государственный план представлял  собой совокупность обязательных к  исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям и организациям народного  хозяйства и регламентирующих ассортимент  и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.

Социалистическое планирование состояло в следующем. На основе партийных  установок и анализа экономического состояния центральные государственные  органы принимали экономические  решения, носившие обязательный характер для исполнителя, и контролировали выполнение решений. Главным плановым документом был пятилетний план, содержащий перечень заданий по производству и  продаже продукции в отраслевом и региональных разрезах. Составляя  этот документ, государство исходило не только из объективных экономических  потребностей и критериев, сколько  из политических и социально-экономических  задач, поставленных высшим руководством. Опираясь на пятилетний план, органы экономического управления разрабатывали задания  для всех иерархических уровней  вплоть до отдельного предприятия.

Это определяло принципиальную особенность экономической деятельности в рамках советской системы: лица, принимавшие решения, были обязаны  руководствоваться государственными плановыми заданиями, а не экономическими соображениями максимизации прибыли. Цены на сырье и готовую продукцию, оплата труда работников, условия  сбыта и все прочие экономические  критерии, как правило, не оказывали  влияния на решения директоров предприятий  и других хозяйственных руководителей. Их главная задача состояла в выполнении плана.

Например, цены не выполняли  ни информационных, ни балансирующих  функций, присущих им в рыночном хозяйстве, а служили главным образом  для измерения и учета произведенной  продукции, потому что многие плановые задания давались в стоимостном  выражении. На потребительском рынке  цены тоже строго задавались государством, и производители или продавцы не имели права их изменить даже при резком не соответствии спроса и предложения. Розничные цены были постоянны и применялись обычно на всей территории страны. Поэтому  они часто указывались непосредственно  на изделии - печатались, выбивались на металле и т.п.

В советской системе не было места и конкуренции. Она  объявлялась одним из главных  пороков капитализма, ведущим к  растрате материальных ресурсов, и  целенаправленно искоренялась - например, путем борьбы с «дублированием»  производственных мощностей, т.е. выпуском одинаковой продукции на разных предприятиях. Кроме того, поощрялась концентрация производства – создание крупных  предприятий – для экономии удельных расходов. Все это обернулось необыкновенно  высокой степенью монополизации  советской экономики и диктатом производителя над потребителем, полностью лишенным права выбора. [2, стр.755]

Социалистическое планирование отвечало идее советских послереволюционных марксистов об организации экономики  как единой фабрики. Если все шахты, заводы и магазины принадлежат государству, то зачем нужны деньги и цены в  расчетах между ними? Разве хозяин капиталистического предприятия допускает  отношения купли-продажи между  цехами своего завода? Советское руководство  не смогло реализовать идею экономики  как единой фабрики просто в силу технических сложностей управления огромным хозяйством, но она полностью  соответствует духу марксистской теории, а в годы наиболее жесткой политической и экономической диктатуры народного хозяйства СССР заметно приближалось к этому идеалу.

Три черты характеризовали  планирование как метод управления социалистическим хозяйством. Во-первых, это централизованность, то есть распределение  заданий центральным государственным  органом – Госпланом- или другими  уполномоченными органами, во-вторых, - директивность, или обязательность для исполнения, и в-третьих, - адресность, то есть доведение задания до конкретного  предприятия-исполнителя. Кроме того, советские теоретики приписывали  социалистическому планированию «научность»  как фундаментальную особенность, противопоставляющую социалистическую экономику анархии капиталистического рынка, хоть на самом деле план был  инструментом реализации политических и экономических установок государственной  власти и, как правило, не учитывал объективных  экономических пропорций и тенденций.

Попытки придать планированию «научный» характер постоянно наталкивались  и на неразрешимые методологические проблемы составления плана и  контроля за его исполнением. Как  следует давать плановые  задания,  в натуральной форме или в  стоимостном выражении? Нужно ли расписывать задания детально или  можно допустить укрупненные  показатели, дающие предприятиям некоторую  свободу для маневра? Нужны ли специальные задания по внедрению  достижений научно-технического прогресса? Эти и аналогичные вопросы  составляли основной предмет социалистической политэкономии, причем вплоть до конца  советской экономики они так  и не нашли однозначного решения, а методология планирования часто  менялась.

Тотальная государственная  собственность и принудительное планирование в сочетании с уравнительной  идеологией порождали внеэкономический характер распределения материальных благ. Материальное богатство и социальный статус человека зависели от его положения  в государственной иерархии и  принадлежности к той или иной профессиональной группе, это воспроизводило принципы феодального устройства общества, и было огромным шагом назад в магистральном движении человеческой цивилизации к свободе и автономности индивида. [2, стр.756]

Таким образом, командно-административную систему можно определить как  особую форму организации экономической  деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономики, принудительное планирование и уравнительное  внеэкономическое распределение материальных благ.

Конечно, реальная практика функционирования советской системы  была сложнее и разнообразнее. Например, после смерти Сталина стали допускаться  некоторые формы негосударственной  хозяйственной деятельности в виде «индивидуальной трудовой деятельности»  или работы на собственном земельном  участке, но это официально рассматривалось  как временные уступки и действительно  нарушало чистоту «социалистической  идеи». В 60-80 годы до начала перестройки  предпринимались попытки расширить  хозяйственную самостоятельность  предприятий и усилить так  называемое «экономическое стимулирование»  рабочих. В этот же период экономические  подходы стали проникать в  хозяйственную практику и в неофициальной  форме.

За исторически короткий период существования СССР были испробованы  различные формы организации  государственной экономики и  даже предпринимались попытки совместить социализм с рынком. Путь, который  прошла советская экономика до начала перестройки,- поучительный для экономической  теории опыт, демонстрирующий исторически  ограниченные возможности командно- административного управления народным хозяйством.

В экономической истории  СССР до 1985 г. можно выделить четыре этапа. На первом этапе (1918- 1921 гг.) была предпринята попытка непосредственно воплотить в жизнь марксистскую доктрину. Экономическая политика, позднее получившая название «военного коммунизма», была направлена на немедленную и принудительную ликвидацию частной собственности и товарно - денежных отношений. На их место приходили отношения натурального обмена между предприятиями и бесплатное предоставление многих товаров и услуг населению. Большинство банков и других финансовых учреждений были закрыты. Сельскохозяйственная продукция у крестьян изымалась. Они получали в обмен низкокачественные промышленные товары из города. «Военный коммунизм» в сочетании с Гражданской войной поставили под угрозу Советскую власть. В этих условиях по инициативе Ленина в 1921 году была провозглашена «новая экономическая политика», что стало началом второго этапа.

Вводя НЭП, советское руководство  откладывало реализацию социалистических принципов до тех пор, пока не будет  достигнута определенная стабилизация экономики. Поэтому были разрешены  торговля, наем работников, малое и  среднее частное производство, биржи, банки, рыночное ценообразование и  другие институты и механизмы  рынка. При этом государство сохраняло  за собой «командные высоты», то есть полный контроль над тяжелой промышленностью. НЭП способствовал оживлению экономики, развитию промышленности, росту сельского хозяйства и подъему жизненного уровня народа. Однако НЭП продолжался недолго. Он был свернут, так как объективно подрывал монополию партии на власть, а также потому, что руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и милитаризацию.

Информация о работе Экономическая система: сущность, структура, типы