«Экономическая теория древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим)»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Современная экономическая теория, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. «Экономикс» исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Содержание

Введение 2
Глава1.Экономическая теория древнего мира(Китай, Индия, Греция, Египет, Рим) 3 1.1. Экономическая теория древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим) 3
1.2. Экономическая мысль древнего мира 3 1.3. Экономические законы и экономические категории 4
Глава 2. Экономическая мысль цивилизаций: 5
2.1. Древнего Египта 5
2.2. Древнего Китая 5
2.3. Древней Индии 7
2.4 Древней Греции и Древнего Рима 8
Заключение 11
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

g.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

      Аристотель (384—322 до  н.э.).  Проект  идеального  государства  этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика»  и  др.  В  них он, подобно Ксенофонту и  Платону,  настаивает  на  обусловленности  деления общества на свободных  и  рабов  и  их  труда  на  умственный  и  физический исключительно «законами  природы»  и  указывает  на более высокую роль  в хозяйстве земледелия, а не ремесла  или  торговли.  Но  свою  приверженность

принципам натурального хозяйства ученый особенно  ярко  продемонстрировал  в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

Эта  концепция  носит  как  бы  классификационный  характер,  о   чем свидетельствует  то,  что  все  виды  хозяйства  и  деятельности  людей,  от земледелия и  скотоводства  до  ремесленного  производства  и  торговли,  он соотносит с одной из двух сфер — естественной (экономика)  и  неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием,  ремеслом  и мелкой

торговлей  и  должна  поддерживаться  государством,  так   как   ее   звенья способствуют  удовлетворению  насущных  жизненных  потребностей   населения.

Вторая  же  зиждется  на  бесчестных  крупных  торговых,  посреднических   и ростовщических  операциях,  проводимых  ради  достижения   беспредельной   и корыстной цели, суть  которой  —  искусство  наживать  состояние,  т.е.  все большее «обладание деньгами».

Таким образом,  по  рассматриваемой  концепции  Аристотеля,  все,  что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а  это  прежде всего  обусловленное  разделением  труда  движение  торгового  и   денежного капитала),  относится  к  «издержкам»  хрематистики.  А  последние,  на  его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в  действительности  вещи  столь различные  не  могут  стать  соизмеримыми»,  ибо  возникшие   в   результате соглашения между людьми деньги, по мысли  философа,  представляют  собой  не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы  они  (деньги) стали неупотребительными».  Поэтому  он  решительно  осуждает  использование денег не по  истинному  назначению,  т.е.  с  целью  обеспечения  удобств  в обиходе  «ради  меновой  торговли»,  и  откровенно  признается  в  том,  что ростовщичество у него «вызывает ненависть».

           Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до нашей эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V - IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Ксенофонт (430 - 354гг. до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:

- разделение  труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

- природному  предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей; производительно может выполняться «наиболее простая работа»; степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

- всякому  товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

- деньги  изобретены людьми для того, чтобы  с их помощью осуществлялось  товарное обращение и накопление  богатства, но не ростовщическое  обогащение.

          Платон (428 - 347гг. до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях «Государство» и «Законы».

          В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

         Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.

         Аристотель (384 - 322гг. до н.э.). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

          Эта концепция носит как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер - естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой - искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».

           Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть».  
 

                      

 

Заключение. 

           Изначально и в течение очень длительного времени в силу  объективных  причин экономической основой являлся центрально-управляемый  тип  хозяйства.  Рынок (тем более свободный рынок), как производная экономической деятельности  и низовая хозяйственная единица, зарождался  долго  и  достаточно  мучительно.

          Для его становления необходимо было очень много факторов, на  первый  взгляд не связанных с экономикой: развитие государственно-правовой сферы,  духовно-ментальной среды, в целом рост цивилизованности личности и общества.

         Развитие рынка, зарождение рыночного хозяйства и в целом  системы  свободных рынков исторически показали прямую взаимозависимость  социально-политической и  экономической  сфер.  Развитие  демократии  и   демократической   системы невозможно  при  отсутствии  системы   свободных   рынков.   Там   же,   где господствовал центрально-управляемый тип хозяйства, в основе которого  лежит отсутствие системы  частной  собственности  (в  первую  очередь  на  землю), всегда социально-политическая система проявлялась в форме деспотии.

        В современной литературе  можно  встретить  различную  трактовку  основных факторов производства. В целом их выделяют четыре: земля,  труд,  капитал  и менеджмент.  Зарождались  они  в  различное  время,  что  было   связано   с объективным экономическим развитием. Развивались они  также  по-разному,  но всегда в тесной взаимосвязи.  Все  они  разнохарактерные  и  обладают  своей спецификой.

        Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему.

1.  Выразители  экономической  мысли  Древнего  мира  —  крупные   мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств  — стремились идеализировать и сохранить навсегда  рабовладение  и  натуральное  хозяйство как главные условия открытого разумом и  охраняемого  гражданскими  законами непреходящего «естественного порядка».

2. Доказательства  идеологов Древнего мира  базировались  преимущественно  на категориях морали, этики, нравственности и были  направлены  против  крупных торгово-ростовщических операций,  т.е.  против  свободного  функционирования денежного  и  торгового  капитала,  в  которых   усматривали   искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и  пропорциональности  процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

        Однако  для   более   обстоятельной   и   полной   характеристики   эволюции экономической  мысли  Древнего  мира  необходимо  обособленное  рассмотрение особенностей  хозяйственной  жизни  восточного   рабства   и   классического (античного)  рабства и основных  идей  и воззрений в дошедших  до  нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока  и  античных государств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 
 

1. Березин  И.С. Краткая история экономического развития.  Учебное пособие.

М.: Русская  Деловая Литература, 1999

2. Бор  М.З. История мировой экономики.  М.: Дело и Сервис, 1998

3. Лойберг  М.Я. История экономики. М.: Инфра-М, 1997

4. История  мировой экономики Под ред.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 1999

5. Экономическая история  зарубежных  стран Под  ред.  В.И.  Голубовича.

Минск: Экоперспектива, 1998

Информация о работе «Экономическая теория древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим)»