Экономическая теория: предмет и метод

Автор: i*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Экономическая жизнь быстро меняется. Многие теории, еще вчера правильно отражавшие реалии рыночной экономики, уже сегодня не в состоянии объяснить происходящие экономические процессы. Жизнь всегда гораздо сложнее и интереснее застывших теоретических схем и догм. Однако есть в экономической теории такие закономерности, которые на протяжении многих лет являются неизменными и служат фундаментом для понимания большинства экономических процессов и в сегодняшней жизни.

Работа содержит 1 файл

Шуршун-экономист.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

  субъективистский, рассматривающий в качестве основного объекта исследования человека как хозяйствующего субъекта (теория потребительского поведения, основанная на предельной полезности);

  эмпирический, основанный на глубоком изучении реальных фактов экономической жизни (это  экономические модели, микроэкономика, макроэкономика);

  диалек  тико -материал истический, базирующийся на анализе явлений в их развитии, движении.

Общим мировоззренческим  методом является материалистическая диалектика — единый для всех наук метод. Однако следует учитывать, что специфика предмета каждой науки обусловливает своеобразие его применения к познанию объективного мира. В частности, способы, используемые исторической наукой, занимающейся вопросами исторического развития общества в его конкретном многообразии, не могут быть во всем индентичны способам, применяемым экономической теорией при изучении экономического строя общества. Что касается естественных наук, то в процессе познания законов природы они широко используют экспериментирование, постановку опытов, проводимых в искусственно создаваемых лабораторных условиях с тем, чтобы воспроизвести явление в его чистом виде.

  Диалектический  метод, во-первых, исходит из того, что в природе и обществе все явления и отношения не являются раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими — они находятся в процессе развития и изменения. Применительно к экономической теории это означает, что следует рассматривать экономические категории и законы, процессы и явления не как застывшие, неподвижные, вечные, а как изменяющиеся, развивающиеся. Необходимо выяснить, как, почему и в силу каких причин возникают, развиваются и исчезают экономические явления.

  Во-вторых, в его основе лежит утверждение, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему простое. Применительно к экономической теории это означает, что при восхождении от абстрактного к конкретному экономические категории располагаются в последовательности, которая отражает процесс перехода от наиболее простых экономических отношений ко все более сложным. Переход от простого к сложному сопровождается приобретением новых качеств и в то же время сложное отношение, являясь качественно новым, содержит черты, присущие предшествующему простому отношению.

  В-третьих, диалектический метод исходит из того, что движущей силой развития является единство и борьба противоположностей, внутренние противоречия того или иного явления. В экономической теории движущими силами экономического прогресса считаются противоречия между производством и потреблением, различными видами интересов и т.д.

  Общенаучные методы включают в себя прежде всего метод научной абстракции. Он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного, случайного. Научное абстрагирование — не отрыв мышления от жизни, а средство проникновения в нее, способ отражения в теории существенных связей реальной действительности. В процессе абстрагирования формулируются научные категории, т.е. понятия, выражающие отдельные или обобщенные стороны (внешние или внутренние) предметов, процессов, явлений. Выделение наиболее существенных черт при исследовании предмета, явления или системы в экономической теории особенно важно, ибо в отличие от естественных наук в общественной жизни нельзя моделировать явления в чистом виде.

  К общенаучным методам относятся анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет, явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению, выясняется его место и роль внутри целого. Результатом анализа являются абстрактные определения, выражающие сущность экономических явлений. В процессе синтеза происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрываются внутренняя связь элементов, их взаимодействие, выясняются противоречия между ними, намечаются пути их устранения.

Анализ  и синтез находятся в органическом единстве: анализом начинается процесс раскрытия сущности, синтезом он завершается. Только путем анализа и синтеза можно проникать в суть явлений, формировать законы и закономерности, выявлять законы развития составных частей и общие законы всей системы в целом. Принято различать позитивный и нормативный анализ (иногда говорят о позитивной и нормативной экономической теории). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, например рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. При его применении делаются оценки — справедливо или несправедливо, плохо или хороню, допустимо или недопустимо. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики. Обоснование экономической политики, программ рыночной экономики должно опираться на объективные экономические законы, закономерности и принципы. Например, существует взаимосвязь между расходами на науку, научно-техническим прогрессом и экономическим ростом. Учитывая этот принцип, можно предсказать направление развития экономики в определенном промежутке времени.

  Раскрытию сущности явлений служат индукция и дедукция. Первая —движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению. На основе частностей логически выводятся общие положения, принципы. Вторая — движение мысли от общего к частному. На базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов. [5,c.10-23]

  Проникновение в сущность экономических процессов, явлений обеспечивает единство исторического и логического подходов. Это необходимо не только для выяснения происхождения системы и ее элементов, но и для обоснования тенденций развития, его этапов. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. Вместе с тем она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

Каждое  экономическое явление имеет  количественную и качественную стороны, находящиеся в тесной связи и взаимозависимости. Качественная сторона выражает сущность явления. Она является ведущей, определяющей количественные величины, меру данного отношения. Количественный анализ экономических явлений предполагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, экономико-математического моделирования и вычислительной техники. Современный уровень обобществления хозяйства требует тщательного и всестороннего учета количественных величин экономики, применения с этой целью электронно-вычислительной техники. Чем совершеннее счетно-вычислительная техника, тем больше возможность оперативной обработки огромного количества экономических фактов, информации в масштабе национальной экономики. Применение математики в экономических исследованиях имеет прикладное и практическое значение.

  Особое  значение математическим методам исследования экономических процессов придавали Л. Валь-рас, В. Парето, У.С. Джевонс, В. Леонтьев, Л. Канторович, С. Шаталин, А. Аганбегян, А. Гранберг, К. Валь-тух, В. Дадаян, А. Анчишкин и др. Особого внимания заслуживают работы Дж. Неймана, математика, физика, кибернетика, который в содружестве с экономистом Принстонского университета О. Моргенштер-ном исследовал многие проблемы экономического развития на основе теории игр. Прогностическое моделирование исключительно актуально и в условиях перехода стран СНГ к рыночной экономике.[2]c.30-37

  Привлечение математики к экономическим исследованиям играет важную роль в изучении количественных связей в экономике, определении темпов роста отдельных экономических звеньев, установлении оптимальных пропорций, прогнозировании структурных сдвигов в производстве, распределении и использовании валового внутреннего продукта и т.д.

  Однако  математический и статистический анализ только тогда вскрывает реальные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализируемого предмета.

  Экономические явления исследуются системно. Системный подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной последовательности, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.

  Частные методы исследования. Среди частных методов выделяют графические, статистические, математические, моделирование, сравнительный анализ, экономический эксперимент и т.д.

  Экономический эксперимент — научно поставленный опыт в экономической области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий. Цель эксперимента — доказательство правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики экономического развития. Современные технические средства, особенно электронные вычислительные машины, дают возможность проведения более глубоких экспериментальных экономических исследований. Экономические эксперименты позволяют выработать меры, стимулирующие увеличение объемов производства, рост производительности труда, снижение издержек производства и т.д. Они разумны и необходимы, хотя точно спрогнозировать вероятные результаты эксперимента можно далеко не всегда. Вместе с тем поиск новых методов повышения эффективности производства в странах с развитой рыночной экономикой дает ощутимые результаты.

  Наиболее  сложной задачей является моделирование экономических систем. С целью практического использования экономической теории требуется разработка экономико-математических моделей. Экономико-математические методы позволяют моделировать и оптимизировать прогнозируемые показатели, сопоставлять возможные варианты решений с целью выбора оптимальных. Большое значение имеет программно-целевой метод, применяемый при разработке и реализации целевых комплексных программ.

  Расчетно-аналитический  метод позволяет рассчитать намечаемые размеры показателей в предстоящем периоде в зависимости от изменения влияющих на них факторов. Таким путем определяются прогнозируемые темпы роста производительности труда, снижения издержек производства и др. [4]c.8-19

  Таким образом, при изучении методов экономической теории следует исходить из единства теории и практики, решающей роли последней в развитии общества. Какой бы логически стройной ни была система научных знаний об экономической жизни общества, критерием истинности экономических знаний является практика. Только практика может подтвердить или опровергнуть существующие знания о законах общественного развития. Она дает возможность установить, в какой мере теоретические положения соответствуют действительности, отражают реальный процесс общественного развития. 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Курс экономической теории. Общие  основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие / А.В. Сидорович [и др.]; под ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1997.             С. 43–66.

  2. Курс экономической теории / под  общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А.  Киселевой. Киров: АСА, 2004. С. 15–37.

  3. Макконнелл, К. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Мак-коннелл, С. Брю; пер. с англ.13-е изд. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 4–10.

  4. Экономическая теория: учеб. пособие.  В 3 ч. Ч.3. Макроэкономика: курс  лекций / Э.А. Лутохина [и др.]; под общ. ред. Э.А. Лутохиной. Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. С. 8–19.

  5. Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. Минск: БГЭУ, 2006. С.-400. 10–30.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономическая теория: предмет и метод