Экономическая теория решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 04:21, контрольная работа

Описание работы

Каким образом предприятие оптимизирует свое положение на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде? Опишите условия кратковременного прекращения производства предприятием. Что представляет собой краткосрочная кривая предложения на рынке совершенной конкуренции?

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория 2. Политен Вариант 1.doc

— 371.00 Кб (Скачать)

         Вопросы

         Каким образом предприятие  оптимизирует свое положение на рынке  совершенной конкуренции в краткосрочном  периоде? Опишите условия кратковременного прекращения производства предприятием. Что представляет собой краткосрочная кривая предложения на рынке совершенной конкуренции?

         В экономической  теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все  силы соперничества как между  продавцами, так и между покупателями.

         Среди производителей оно проявляется в предложении новых товаров, улучшении качества уже выпускаемых, мерах по продвижению их на рынок и т.п. Среди потребителей соперничество может выражаться в стремлении получить новые скидки, в поисках более выгодных поставщиков и т.д.

         Различие соперничества  и конкуренции возникло лишь с появлением и развитием теории строения рынка. В современном понимании термин "соперничество" относится к действительному поведению, тогда как термин "конкуренция" относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке.

         Совершенная конкуренция - такая организация рынка, при  которой каждое предприятие может  продавать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно  пожелает. А на уровень цен не может повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Рынок совершенной конкуренции - это рынок, где удовлетворяются условия совершенной конкуренции.

         Модель совершенной  конкуренции основана на ряде допущений  относительно организации рынка.

         1. Рынок состоит  из многих конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную продукцию многим покупателям. Стандартизированность или однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей. Продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой. Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных фирм означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары фирм-производителей близка к бесконечности. Это значит, что малое повышение цены одной фирмой сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию других фирм. Анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

         2. Малость и множественность. 

         Доля каждой фирмы  на рынке отрасли незначительна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта.

         На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей  ценой, выступает как "прайс-тейкер". Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна, т.е. абсолютно эластична.

         В случае увеличения объема производства отдельной фирмой, выступающей на рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает. Общая выручка предприятия TR изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с ценой (P = AR = MR). Малость субъектов рынка предполагает и их множественность, т.е. наличие на рынке большого числа мелких продавцов и покупателей. Малость и множественность субъектов рынка предполагают отсутствие (формальных и неформальных) соглашений (сговора) между ними с целью обретения монопольных преимуществ на рынке.

         3. Отсутствуют входные  барьеры для вступления в отрасль  нового производителя и возможности  свободного выхода из отрасли.  Свободный вход и выход помогают  гарантировать то, что существующие  в отрасли фирмы не могут  повышать цену посредством соглашения о сокращении выпуска, поскольку любое повышение цены может, как правило, способствовать вхождению новых фирм, которые увеличат объем предложения. Вход в отрасль не требует сколько-нибудь существенных затрат, существует совершенная мобильность покупателей и продавцов внутри рынка. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, их свободным переливом в отрасли, где их альтернативная ценность выше.

         4. Полная информированность  всех участников рынка. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли является общедоступной и распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит. На данном допущении основан так называемый закон единой цены. Данное допущение является наименее реалистичным, так как на практике информация дефицитна, ее получение и использование требует значительных затрат. В конкретных же условиях наблюдается дисперсия цен, т.е. множественность рыночных цен на однородный товар на каждом рынке.

         5. Субъекты рынка  действуют независимо друг от друга, преследуя собственные интересы. Фирмы не интересуются производственными решениями своих конкурентов, ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доли продаж.

         Итак, совершенная  конкуренция представляет собой  такую рыночную структуру, при которой неограниченное количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход субъектов хозяйствования из отрасли ничем не ограничен, число субъектов рынка (покупателей и продавцов) весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров.

         В условиях совершенной  конкуренции предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать  свою прибыль лишь приспособив объем  выпуска к условиям товарного  рынка, с одной стороны, или к  обусловленным технологией собственным затратам - с другой, но оно не может оказать влияние на цену продукции.

         В краткосрочном  периоде постоянные издержки не оказывают  влияния на объем предложения. Конкурентная фирма, производя продукцию, максимизирует  прибыль только в том случае, если цена, по крайней мере, не ниже средних переменных издержек. В противном случае фирма может уменьшить свои потери за счет временного прекращения производства. В краткосрочный период времени кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек.

         Объем предложенной рынку продукции по каждой цене представляет собой сумму объемов продукции  всех фирм на рынке. В краткосрочном  периоде число фирм и их постоянные факторы представляют собой постоянные величины, вся продукция производится уже существующими фирмами. Число фирм, имеющихся на рынке в краткосрочном периоде фиксировано, но число функционирующих фирм возрастает, как правило, по мере роста цен на продукцию, так как в этом случае фирмы, ранее закрытые в силу убыточности или получения лишь нормальной экономической прибыли, открывают и начинают наращивать свое производство. Новые фирмы в краткосрочном периоде не имеют времени на строительство фабрик и организацию производства, так что вся продукция производится уже действующими фирмами.

         Краткосрочная рыночная кривая предложения получается путем  суммирования объемов предложения  всех фирм при каждой возможной цене, т.е. представляет сумму по горизонтали индивидуальных кривых предельных издержек всех фирм, работающих на рынке. При этом для каждой фирмы сохраняется условие P = MC. Индивидуальная фирма может получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости. На цену в этом случае оказывают влияние ни один отдельно взятый продавец, а все продавцы вместе взятые.

         Детерминантами рыночного  предложения являются:

  • количество фирм в отрасли;
  • средний размер фирмы в отрасли (чем фирмы больше по размеру, тем - больший объем продукции они производят и достигают минимально возможных средних издержек);
  • технологии, применяемые в отрасли (улучшение технологий способствует росту предложения товаров).

         При совершенной  конкуренции фирмы не могут оказывать  влияния на цены продаваемого товара. Однако, в долгосрочном периоде они имеют большую гибкость в расширении своих операций и перераспределении своих ресурсов в другие отрасли по сравнению с тем, что они могут сделать за краткосрочный период.

         В экономике совершенной  конкуренции достигается эффективность распределения ограниченных ресурсов между фирмами и отраслями в целях максимального удовлетворения потребностей. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность, а предельные общественные затраты равны предельным общественным выгодам.

         Совершенная конкуренция  как структура рыночной экономики  имеет ряд недостатков:

  1. Совершенная конкуренция исходит из платежеспособных возможностей, обусловленных неравномерностью распределения доходов, что создает равенство возможностей, но не равенство результатов.
  2. Совершенная конкуренция в силу большого количества фирм не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса, особенно фундаментальных исследований.
  3. Совершенная конкуренция, как правило, не учитывает разнообразия потребительских запросов, так как одним из ее условий является стандартизация продукции, а, наоборот, ее дифференциация связана с повышением издержек на ее производство, что снижает конкурентоспособность фирмы в совершенной рыночной структуре.
  4. Кроме того, совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ.

         Ограниченность совершенной  конкуренции преодолевается в условиях иных различных типов рыночных структур.

         Кривая предложения совершенно конкурентного предприятия в коротком периоде представляет собой возрастающую ветвь кривой предельных затрат, которая лежит выше минимума средних переменных затрат. При более низком, чем minSAVC, уровне рыночной цены кривая предложения сливается с осью цен (участок ОР4 на рис.).

Рис. Кривая предложения  предприятия в  коротком периоде. 

         Каковы преимущества частичного резервирования вкладов  по сравнению со 100-процентным резервированием? Объясните, почему банки могут работать в режиме частичного резервирования вкладов. Если допустить, что центральный банк не регулирует размер обязательных резервов, стремились бы коммерческие банки установить нулевой уровень своих резервов?

         Воздействие государства на денежный оборот может проявляться в виде системы мер по регулированию массы денег в интересах предотвращения возможных негативных последствий чрезмерного увеличения денежной массы, включая рост платежеспособного спроса и снижение покупательной способности денежной единицы. Вместе с тем государство имеет возможность осуществить различные меры, направленные на устранение уже сложившихся негативных последствий обесценения денежной единицы.

         В условиях, когда  в налично-денежном и безналичном  оборотах функционируют, как правило, кредитные деньги, существует реальность использования возможностей кредитной системы по ограничению объема денежной массы в интересах поддержания устойчивости денежной единицы.

         В этом отношении  важно, что право эмиссии наличных денег, как уже отмечалось, предоставляется только Центральному банку РФ, а возможности расширения кредитования коммерческими банками регулируются с помощью различных мер, включая соблюдение норматива достаточности собственного капитала банка, обязательное резервирование каждым коммерческим банком определенных, достаточно значительных сумм в Центральном банке РФ и др.

         Политика минимальных  резервов впервые была опробована в  США в 30-е годы, и сразу после  второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не произошло, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая функция подобного резервирования заключается в том, что изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые последние могут направить в производство. В период бума для его "охлаждения" ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется. 
 

Информация о работе Экономическая теория решения