Экономические агенты на рынке фактров производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить отношения, которые непосредственно возникают в производственном, обменном процессах, а также в процессах потребления товаров и использования услуг. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, изучив сущность экономических агентов и их поведение, мы сталкиваемся с проблемой агрегирования, т.е. объединения отдельных элементов в одно целое. Ясно, что коллектив взаимодействующих агентов в целом будет функционировать не так, как отдельные хозяйствующие субъекты.

Содержание

Введение 1
1. Понятие - экономические агенты, его экономическое содержание, основные виды 1
1.1 Домашние хозяйства как субъект экономических отношений 2
1.2 Предприятие, его задачи и функции, классификация 4
1.3 Роль государства в экономике 9
2. Поведение экономических агентов на рынке факторов производства 11
Заключение 13
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Экономические агенты на рынке факторов производства,.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим государственный сектор экономики, выполняющий перечисленные выше функции. Он включает в себя государственные предприятия и учреждения, находящиеся в экономических отношениях с частными предприятиями (фирмами) и домашними хозяйствами.

Государственные предприятия выполняют  те же функции в экономике, что  и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государственные учреждения предназначены  для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.

В широком смысле государственный  сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы  вмешательства государства в экономику:

- прямое вмешательство через  расширение государственной собственности  на материальные ресурсы, законотворчество  и управление производственными  предприятиями;

- косвенное вмешательство с  помощью различных мер экономической  политики.

Прямое вмешательство государства  в экономику осуществляется через  государственный сектор. Его размеры  служат критерием экономической  роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных  формах, предоставляет кредиты, принимает  участие в долевом строительстве, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. Становление и развитие государственного сектора происходило в таких отраслях, как угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п. В отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение и стоимость их велика.

Прямое вмешательство государства - это разработка, принятие и внедрение  в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать  отношения между экономическими агентами. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности. Государство предоставляет также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка. К этим услугам, относится милицейская защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения качества, массы и объемов. При косвенном вмешательстве государства в экономику меры экономической политики направлены на стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости населения; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов, рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных  мер государство прибегает главным  образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что  в арсенале государства имеется  широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование.

 

2. Поведение экономических агентов на рынке факторов производства

Экономические агенты осуществляют связи  друг с другом с помощью экономических  благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Экономический кругооборот - это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком  денежных доходов и расходов. Выявление  наиболее типичных черт поведения экономических  агентов и наиболее существенных закономерностей функционирования экономических рынков позволяет исследовать закономерности поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках. Это делается с помощью построения схемы кругооборота продукта, расходов и доходов (или модели круговых потоков). Схема экономического кругооборота (кругооборота продукта и дохода) - это модель, позволяющая увидеть основные направления материальных и денежных потоков в экономике, показать взаимосвязи между экономическими агентами и рынками.

Исследуем полную (трехсекторную) модель экономического кругооборота.

Домашние хозяйства покупают (предъявляют  спрос на) товары и услуги, которые  производят фирмы (обеспечивают предложение) и поставляют на рынок товаров  и услуг. Чтобы производить товары и услуги, фирмы закупают (предъявляют спрос на) экономические ресурсы - труд, землю, капитал и предпринимательские способности (т.е. предъявляют спрос на экономические ресурсы), собственниками которых являются домашние хозяйства (обеспечивают предложение экономических ресурсов). Материальные потоки должны быть опосредованы денежными потоками. Покупая товары и услуги, домохозяйства за них платят. Расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг носят название потребительских расходов. Фирмы, продавая свою продукцию домохозяйствам, получают доходы (выручку от продаж), из которой выплачивают домохозяйствам плату за экономические ресурсы, что для фирм представляет собой расходы, а для домохозяйств - доходы, сумма которых составляет национальный доход. Полученные доходы домохозяйства тратят на покупку товаров и услуг (потребительские расходы). Доходы и расходы движутся по кругу. Доход каждого экономического агента расходуется, создавая доход другому экономическому агенту, что, в свою очередь, служит основой для его расходов. Увеличение расходов ведет к росту дохода, а рост дохода является предпосылкой для дальнейшего увеличения расходов. Вот почему схема получила название модели кругооборота или модели круговых потоков.

Поскольку домохозяйства действуют  рационально, то они тратят на потребление не весь свой доход. Часть дохода они сберегают, причем сбережения должны приносить доход. Фирмы же испытывают потребность в дополнительных средствах для обеспечения и расширения производства. Это предопределяет необходимость появления финансового рынка, на котором сбережения домохозяйств превращаются в инвестиционные ресурсы фирм. Это происходит двумя путями: 1) либо домохозяйства предоставляют свои сбережения финансовым посредникам (в первую очередь, банкам), у которых фирмы берут кредиты; 2) либо домохозяйства тратят свои сбережения на покупку ценных бумаг, выпускаемых фирмами, напрямую обеспечивая их инвестиционными ресурсами.

Далее охарактеризуем основные потоки в экономическом кругообороте, которые  государство отвлекает на себя.

Государство делает закупки товаров и услуг, что связано с необходимостью содержания государственного сектора экономики, обеспечения производства общественных благ, выполнения функций по регулированию экономики и управлению страной. Государство обязывает домашние хозяйства и предприятия платить налоги, являющиеся основным источником доходов государственного бюджета. Однако, государство не только собирает налоги, но и выплачивает трансферты. Трансферты - это платежи, которые домохозяйства и фирмы безвозмездно (не в обмен на товары и услуги) получают от государства. Трансфертные платежи государства домохозяйствам - это разного рода социальные выплаты, такие как пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособия по нетрудоспособности и др. Трансфертные платежи государства фирмам носят название субсидий. В зависимости от состояния государственного бюджета государство может выступать либо кредитором, либо заемщиком на финансовом рынке. Если расходы государства (государственные закупки + трансферты) превышают доходы государства (налоги), что соответствует состоянию дефицита государственного бюджета, то государство для оплаты своих расходов должно занять деньги на финансовом рынке, выступая заемщиком. Если же доходы государства превышают расходы (имеет место излишек (профицит) государственного бюджета), то государство может выступить на финансовом рынке кредитором, покупая ценные бумаги частных фирм.

 

Заключение

В данной работе была изучена тема - «Экономические агенты на рынке факторов производства».

В процессе раскрытия темы работы решены следующие задачи:

- изучены экономические агенты  как субъекты экономических отношений;

- раскрыто понятие домашнего  хозяйства, предприятия (фирмы), государства  и определены их функции в  экономической системе;

- исследованы экономические взаимосвязи между агентами на основании модели экономического кругооборота.

По итогам проведенных исследований можно сделать выводы. Экономическая  деятельность (хозяйственная жизнь) в условиях рыночной экономики принимает  форму предпринимательской деятельности. Участниками экономической деятельности являются экономические агенты - домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство и его структуры. Экономические агенты различаются по их отношению к факторам производства и выполняемым ими функциям.

Домашние хозяйства на современном этапе выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны. Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Домохозяйства - это самостоятельный, рационально действующий экономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности, являющийся в экономике: а) собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы) и поэтому выступают б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают и поэтому являются в) основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.

Предприятие (фирма) - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствующем порядке, для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Фирмы - это самостоятельный, рационально действующий экономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают: а) покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, и поэтому фирмы являются б) основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде доходов. Для расширения процесса производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование), поэтому фирмы являются в) инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг. А поскольку, как правило, для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, то они выступают г) основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства. Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

Государство - это самостоятельный, рационально действующий экономический  агент, основная задача которого - ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния - и выступающий поэтому: а) производителем общественных благ; б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций; в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов); г) в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке. Кроме того, государство выступает д) регулятором и организатором функционирование рыночной экономики.

Государство как экономический  агент принимает решения о  перераспределении благ, производимых в частном секторе (домашние хозяйства  и предприятия), и о производстве так называемых общественных благ. Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику.

Разделение труда вызывает специализацию, которая приводит к постоянному  обмену между экономическими агентами. Обмен является базой для постоянных хозяйственных связей, отношений  между экономическими агентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Макроэкономика: курс лекций для экономистов. Т.Ю. Матвеева, 2001г.

2.Учебник "Экономическая теория" под редакцией В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой, Москва, «ВЛАДОС», 2002г.

Информация о работе Экономические агенты на рынке фактров производства