Экономические блага и их классификация. Экономические интересы и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Предметом контрольной работы является классификация и ограниченность благ, а объектом – ресурсы и блага.
Цель работы состоит в исследовании понятия экономического блага, а также в рассмотрении основных классификаций благ. Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие задачи, которые состоят в составлении классификации благ, в приведении примеров, рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов и благ с разных сторон и в выявлении основных направлений совершенствования использования благ в переходной экономике.

Содержание

1. Экономические блага и их классификация

Введение

Экономическое благо как категория экономической теории

1.2.Классификация экономических благ

1.3. Ограниченность благ

1.4. Высшее образование как одна из форм экономического блага

Заключение

2. Экономические интересы, их классификация и противоречивость.

Введение

2.1. История возникновения понятия экономического интереса

2.2. Экономические интересы и их классификация

2.3. Противоречия современных экономических интересов

Заключение

Работа содержит 1 файл

эк теор КР.docx

— 78.98 Кб (Скачать)

 

Исключаемые и  неисключаемые из потребления блага. Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо. Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами — ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами. Неисключаемые блага не обязательно общенациональны по своему характеру. Если администрация города проводит программу борьбы с сельскохозяйственными вредителями, выигрывают все фирмы и все потребители. В сущности было бы невозможно лишить отдельно взятого фермера тех преимуществ, которые даст эта программа.

Общественные  и частные блага. Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим. Мороженое – это частное благо. Когда вы едите свой стаканчик мороженого, ваш приятель не может есть его. Ваша одежда является также частным благом. Когда вы носите ее, все остальные не могут носить ее в то же самое время.

Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:

  • признак не исключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага.
  • признак не конкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим.
  • признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.

Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами:

  • маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет.
  • обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.

Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные  блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. Это клубные, перегружаемые блага и общие ресурсы, типа чистой воды и рыбы в море. Например, фейерверк – благо общественное, если оно производится в городе с большим количеством жителей. Но если вы любуетесь огненными шарами в частном увеселительном перке (Диснейленде), фейерверк – скорее частное благо, потому что его посетители заплатили за входной билет.

Существует мнение, что  общественные блага может предоставлять  только государство, однако это не так. В XVII веке в Англии осуществлялось строительство маяков частными лицами ради индивидуальной выгоды, в то время как существовала специальная государственная служба, созданная в том числе для постройки маяков.

Клубные блага. Одним из интересных способов подключения рыночного механизма к производству условных и исключаемых общественных благ является объединение потребителей таких благ в специально создаваемые для этого организации – клубы. Они выступают во внешнем, вполне «рыночном» мире как обычные покупатели подобных благ, а во внутренней сфере ограничивают доступ потенциальных потребителей к подобным благам, обуславливая его необходимостью вступления в ряды членов клуба, одновременно сокращая индивидуальные затраты таких членов на получение подобных клубных благ.

Неполноценное благо. Блага низшего порядка – товары типа дешевых сигарет и низкокачественных спиртных напитков, потребление которых уменьшается при росте дохода (при прочих равных условиях). С ростом дохода кривая спроса на такое благо сдвигается влево, на которые эластичность спроса по доходу отрицательна.

Блага, различающиеся  по возможности контроля ценности потребителями. Блага явного качества – перед тем, как выбрать благо (товар), можно проверить его качество. Блага скрытой полезности – качества блага определяются уже после его покупки. При выборе покупатель может руководствоваться собственным опытом или советами знакомых (например, покупка бытовой химии). Блага на доверии – покупатель оказывается в неведении по поводу качества товара даже после его покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая сообщила бы о качестве блага. К этой категории относятся:

а) блага с незаметным долгосрочным эффектом (витамины, медицинское  обслуживание);

б) сложные услуги, для  которых трудно сказать о качестве их исполнения (некоторые медицинские  услуги, автосервис);

 в) товары, у которых  один из важнейших признаков  качества – отсутствие катастрофических  отказов (сантехника, автомобиль).

Одобряемые и неодобряемые блага – блага, ценность которых  определяется обществом. Пример одобряемого  блага – балет. Наркотики являются неодобряемым благом в обществе в  целом и одобряемым – в некоторых  субкультурах.

Насущные блага – это блага, осуществляющие достойное существования. Это такие блага, которые, по мнению общества, люди должны потреблять или получать вне зависимости от их доходов. Насущные блага включают здоровья, образование, кров и еду. Так, мы – общество – можем понять, что каждый должен иметь соответствующее жилье, и предпринимает шаги для обеспечения им.

Предметы роскоши  и товары массового потребления. В тетради мы пишем авторучкой или карандашом, у многих есть мобильный телефон или персональный компьютер, мы носим одежду и т.д. Мы все окружены предметами, необходимыми нам ежедневно и удовлетворяющими наши повседневные потребности. Эта продукция производится массово: у нас похожие ручки и тетради, Вы можете встретить на улице человека в похожей куртке, потому что эти блага производятся фирмами в большом количестве и стоят относительно недорого. А кто из Вас пишет перьевой ручкой фирмы «Паркер»? Многие ли из Вас носят одежду от известных дизайнеров? Пожалуй, нет. Это очень дорогая продукция, которую себе может позволить далеко не каждый потребитель. Подобные блага называют предметами роскоши. С точки зрения потребительских качеств, может ничего не измениться, потому что потребительские качества - не единственная и не ключевая особенность товаров роскоши. Основная функция, которую выполняют подобные товары - это престижность. Например, два пиджака могут быть одинакового качества, цвета и т.д. При этом разница в цене будет существенной, потому что один пиджак произведен на фабрике массового производства и в огромном количестве, а другой - в мастерской известного дизайнера и в единственном экземпляре. Приобретая второй пиджак, потребитель платит не только за необходимое качество, но и за «имя» (или брэнд) производителя. Предметами роскоши являются продукты эксклюзивного, престижного производства. Продуктами массового потребления являются блага, выпускаемые в большом количестве по одному образцу. Понятие предмета роскоши постоянно меняется: вещи, которые не являлись предметами роскоши, могут со временем стать таковыми - например, антиквариат. Блага, которые являлись предметами роскоши, перестают быть ими, ведь свое время эксклюзивным товаром и предметом роскоши являлись и авторучка, и автомобиль, и мобильный телефон. Теперь они продукты массового производства и потребления. Но есть и блага, которые всегда были и остаются на данный момент, престижными и предметами роскоши. Например, драгоценные камни.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Ограниченность благ

 

Ограниченности ресурсов и благ в современном мире является одним из самых актуальных. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а  то, что некоторые  сохранились  в достаточно больших количествах,  не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит  от создания благ, а блага в свою очередь требуют всё большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратиться огромное количество ресурсов.

Необходимо ограничить использование  ресурсов, потому что в будущем  проблема их ограниченности может оказаться  неразрешимой и привести к фатальным  последствиям.

В научной литературы затрагивается данная тема,  потому что она непосредственно влияет на дальнейшее развитие общества. Одни авторы делают упор на то, что ограниченность ресурсов и благ является относительной, а не абсолютной, то есть,  как долго не исчерпается тот или иной ресурс, определяется тем, насколько эффективно он будет использоваться обществом. Например, если запасы нефти ограничены, то и бензин невозможно будет произвести, когда кончится нефть. К тому же потребности общества постоянно растут, следовательно, и бензина будет требоваться больше. Но не исключено, что люди найдут другой ресурс, для получения топлива (имеется в виду неизвестный в настоящее время), запасы которого будут менее ограничены, чем запасы нефти. Другие считают, что ресурсы есть и абсолютно ограниченные, и относительно ограниченные. По поводу относительно ограниченных они соглашаются с мнением первых, а на счет абсолютно ограниченных они говорят, что существуют такие ресурсы, которые нельзя заменить другими и они рано или поздно исчерпаются.

Мнение первых авторов  кажется более убедительным, т.к. современные технологии совершенствуются с огромной скоростью и позволяют  уже сейчас использовать, например, безотходное производство, то есть они помогают сохранять ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Высшее образование как одна из форм экономического блага

 

Высшее образование экономической  теории можно рассматривать как и экономическое благо, которое обладает полезностью с точки зрения его потребителей и требует затрат на свое производство. Как и любое другое благо, высшее образование предлагается в экономической системе и в отношении его имеется определенный спрос.

Экономическая теория определяет рынок высшего образования как  интеллектуально сконструированное  пространство, где спрос студентов  и их родителей («покупателей») на высшее образование удовлетворяется вузами («продавцами»), предлагающими им учебные  места. Рынок высшего образования  учрежден в надежде на то, что  конкуренция между значительным числом «покупателей» и «продавцов»  в данной области будет способствовать более эффективному распределению  ресурсов. Вузы также связаны с  другим рынком - рынком труда, на котором  они предлагают высококвалифицированный  труд, удовлетворяя потребности частных  предприятий и государства.

Особенностью высшего образования является то, что оно может рассматриваться как смешанное общественное благо  - благо, которое люди могут потреблять, не ущемляя возможность его потребления другими. С одной стороны, увеличение числа потребителей этого блага не влечет за собой значительного снижения полезности, доставляемой каждому из них. Высшее образование как экономическое благо обладает свойством относительной неконкретностью в потреблении. С другой же стороны, потребители могут быть ограничены в доступе к потреблению этого блага, то есть в получении высшего образования. С этой точки зрения высшее образование обладает некоторыми характеристиками частных благ. В целом, мы можем говорить о высшем образовании как о смешанном общественном благе.

Две названные особенности  высшего образования позволяют  рассматривать источники финансирования высшего образования - общественное финансирование, должно иметь приоритет в системе финансирования высшей школы, что никоим образом не преуменьшает значимости частного финансирования. Но так как  частное и государственное финансирования не в состоянии обеспечить масштабную подготовку специалистов на высоком уровне, то общественное финансирование сделает это наоборот, и оно подразумевает участие заинтересованных организаций, предприятий, крупных компаний в  финансирование из собственных бюджетов, фондов и др.

 Другой важный источник финансирования высшего образования, который становится все более удобным и уже принят во многих странах, - студенческие ссуды. Программы ссуд весьма популярны, хотя кредитование как механизм финансирования образования имеет свои слабые стороны, не говоря уже о низких нормах возврата. И тем не менее, практику предоставления ссуд в качестве метода финансирования высшего образования в последние годы используют многие страны (например, Китай и Таиланд, где раньше такой практики не было), а некоторые, уже использовавшие такой способ, стремятся его активизировать.

Еще одна важная особенность  высшего образования как экономического блага состоит в том, что оно  имеет высокие положительные  внешние эффекты с точки зрения развития экономической системы. Высокий  уровень человеческого капитала в экономике, связанный с хорошо развитой системой высшего образования  в стране положительно коррелирует  с высокими темпами экономического роста, общим уровнем экономического и социального развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В первом вопросе рассмотрено понятие экономического блага, как категории экономической теории. Благо – это вещи и услуги, способные удовлетворять потребности людей. Определенные блага существуют в естественном виде, человек ими пользуется, но они не являются объектом экономической деятельности. Другие можно получить в результате экономической деятельности, но в количестве, ограниченном уровнем развития производства, наличием сырьевых ресурсов, технологий. Следовательно, существует проблема ограниченности экономических благ относительно потребностей. Экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей, одновременно экономическая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ. В экономической деятельности люди для достижения своих целей используют средства, которых иногда бывает недостаточно и которые можно применить по-разному. Ценность блага определяется интенсивностью потребности (величина психологическая, изменяемые в зависимости от индивида) и имеющейся количеством блага, способного удовлетворить эту потребность. В зависимости от критериев оценки существуют различные классификации экономических благ.

Информация о работе Экономические блага и их классификация. Экономические интересы и их классификация