Экономические блага и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 22:14, реферат

Описание работы

Материальной основой любой экономики является производство, которое представляет собой процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. При этом совокупность природных, социальных и духовных сил, участвующих в создании товаров, услуг и иных ценностей, составляет источники или ресурсы производства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3
1. Экономические блага и их классификация………………………………5
2. Сущность общественных благ…………………………………………...11
3.Ограниченность благ………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Реферат Экономика 1курс.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     Чистое  общественное благо – это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет.

     Примером  чистого общественного блага  может служить национальная оборона. В любой момент времени вооружённые  силы страны находятся в боевой готовности, охраняя всех граждан данной страны. Предположим, что оборона государства продавалась бы гражданам за деньги. Предположим также, что два десятка самых богатых людей согласились бы вкладывать собственные деньги в производство вооружения и оплачивать расходы на содержание армии. Конечно, они делали бы это только в целях собственной безопасности. Но могли бы они при этом исключить из потребления услуг вооружённых сил всех остальных граждан страны, отказавшихся оплачивать национальную оборону? Конечно, нет. Ведь противоракетная установка защитит от вражеской ракеты всё население, а не только богачей; либо не защитит никого, если не будет произведена вовсе. Таким образом, противоракетную установку нельзя разделить на порции в процессе потребления. Её услугами можно пользоваться только коллективно, а потому никого из граждан страны нельзя исключить из потребления услуг национальной обороны.

         Как известно, все живые обитатели  Земли получают пропитание от  природы, но лишь люди научились  добывать блага. Необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа.

             Не все блага, впрочем, приходится  реально добывать. Воздух, например, дарован природой, можем получать такого рода блага свободно. И поэтому экономическая наука разделяет все блага на две группы:

  1. свободные (дарованные природой, даровые) блага;
  2. экономические блага.

             Свободные благаэто те необходимые блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А потому их не надо производить, и люди могут потреблять их не просто свободно, но и бесплатно. Именно к этой группе благ относятся воздух, солнечный свет, дожди, океаны.

              И все же основной круг потребностей  людей удовлетворяется за счет не свободных, а экономических благ, т. е. товаров и услуг, созданных человеком. Их объем:

              - недостаточен для удовлетворения  потребностей людей в полной  мере;

              - может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, т. е. тех элементов производственного процесса, без которых он невозможен;

              - приходится тем или иным способом  распределять.

               И если люди живут сейчас  лучше, чем в древности, то  это достигнуто благодаря увеличению  объема и улучшению свойств  именно этих – экономических – благ ( продовольствия, одежды, жилья и т. д.)

               Человек изобрел колесо, приручил  диких животных, создал земледелие  и научился обращаться с огнем.  И все же истинный источник  нынешнего благосостояния и могущества  народов Земли – чрезвычайно развитый механизм объединения усилий ради решения общих задач. Причем самая главная из этих задач – производство все большего объема жизненных благ, т. е. создание условий для улучшения жизни людей.

     Товар – продукт труда, предназначенный  для обмена.

Товары – видимые и осязаемые предметы, имеющие ценность, товары можно складировать, они делимы.

Услуга  – труд, в виде деятельности, потребляемый сразу, не делятся.

Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.

В связи  с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену.

Цена  – денежное выражение стоимости.

Цена  блага зависит, в основном, от затрат на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь.

Желанность  и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности.

Производство  благ требует использования ресурсов. 

     Блага можно классифицировать следующим  образом:

1. Ограниченные  и свободные.

 К ограниченным относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение, поэтому потребление приходится ограничивать соответствующей ценой. 
 

Песок в Сахаре – свободное благо, т. к. даже при нулевой цене предложение  выше потребностей людей в данный момент.

2. Используемые  и потребляемые.

Если  благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым (продукты питания, например).

3. Потребительские  (для дома) и капитальные (для  производства других благ).

4. Частные  и общественные блага разделяются  в зависимости от того, удовлетворяет  ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.

5. Нормальные  и подчиненные.

Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается  вместе с последними. На подчиненные  блага – наоборот.

              Общественным благам присущи три принципа: во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы. Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки). В третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.

             К общественным благам относятся: образование, здравоохранение, наука, энергетика, общественный транспорт, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, сооружения для спорта, культуры и отдыха, полиция, оборона, пожарная охрана и общественное управление.

             Так как частный бизнес не может или не хочет обеспечить общество этими видами благ, то об их производстве и ассортименте вынуждено заботиться государство. 

2. Сущность общественных благ

     В рыночной системе действуют специфические  стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

     Но  рыночная система не способна эффективным  образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

     Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

     Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Основная причина – рыночная неэффективность (органические «изъяны», дефекты рынка). В то же время эти блага (товары) являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется посредством особых случаев.

     Крупномасштабным  их примером могут служить товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» – навигационные знаки (например, маяки).

     Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным  и потребляемое сообща, являются чистым общественным благом. Они обладают двумя важными свойствами – несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

     Несоперничество означает, что прибавление дополнительного  потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам  так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку «кока-колы», то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

     Условие равного потребления общественного  блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.

     Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно  выбирать объем потребления блага.  Неизбежно пользоваться всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие – соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество безусловно может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага.

     Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага – весь объем услуг по национальной обороне представляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника – конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.

     Наличие положительных или отрицательных  внешних эффектов – невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.

     Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.

     Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца. В принципе можно снабжать радиоприемники специальными декодерами для приема отдельных программ, но потенциальные выгоды будут крайне невелики в сопоставлении со стоимостью этого проекта. Поскольку рынок радиопрограмм высококонкурентен (одновременно предлагается множество взаимозаменяемых программ), потребители просто настроят свои приемники на другие радиостанции. Необходимо отметить, что на рынке телепрограмм потенциальные выгоды, напротив, вполне сопоставимы с затратами на исключение и это стимулирует развитие коммерческих каналов телевидения (можно вспомнить сеть «НТВ плюс» в России). После того, как потребители преодолели порог исключения, благо становится для них неисключаемым (можно смотреть коммерческий канал круглые сутки без какой-либо дополнительной оплаты).

     Эту же ситуацию можно интерпретировать и иначе, как одновременную покупку двух разных благ: права приема телепрограмм (эта услуга является исключаемой, нужно заплатить за декодер на определенный срок) и собственно времени просмотра (в рамках данного срока время просмотра неограниченно). Время просмотра выступает в роли неисключаемого блага, если только не вводится повременная оплата просмотра, что вполне возможно в случае кабельного телевидения.

     Общественные  блага, как и большинство других общественных товаров, требуют весьма значительных затрат на производство и распределение, которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действий государства. Сколько должно тратить государство на производство и распределение общественных благ предмет жарких бюджетных баталий парламентариев. Так, расходы на оборону составляют, не секрет, существенную часть бюджетных расходов, формируемых главным образом за счет налоговых поступлений от предприятий и населения (прямых и косвенных).

Информация о работе Экономические блага и их классификация