Экономические идеи эпохи нерегулируемых рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

1. Экономические идеи эпохи дорыночной экономики.
1.1.Экономическая мысль древнего мира.
1.2. Принципы средневековой экономической мысли.
1.3. Меркантилизм – период зарождения рыночных экономических отношений.
2. Экономические идеи эпохи нерегулируемых рыночных отношений.
2.1. Эволюция классической политической экономики.

Работа содержит 1 файл

курсовя 1 л. (Автосохраненный).docx

— 63.47 Кб (Скачать)

3.2. Неолиберализм и  социальное рыночное  хозяйство. 

      Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством  в 30-е гг. как самостоятельная  система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических разработках, и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.             Если кейнсианство изначальным считает осуществление мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм – относительно пассивного государственного регулирования. По кейнсианским моделям предпочтение отдается совокупности государственных мер по инвестированию различных сфер экономики, расширению объемов правительственных заказов, закупок, ужесточению налоговой политики. Их крайнее проявление приводит к дефициту государственного бюджета и инфляции.             Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных структур. Представители неолиберальной концепции государственного регулирования экономики доказали правомерность ограниченного государственного участия в экономических процессах и большего его содействия свободному и стабильному функционированию предпринимателей как условие устранения неравновесия в экономике.          Уже в 30-е гг. для противодействия кейнсианским идеям государственного регулирования экономики, ограничивающим систему свободной конкуренции, в ряде стран были созданы неолиберальные центры по выработке альтернативных мер государственного вмешательства в экономику. Наиболее крупные центры неолиберализма в Германии, США и Англии получили название Фрайбургской школы (ее лидеры – В.Ойкен, В.Репке, Л.Эрхард и др.), Чикагской школы, которую называют также «монетарной школой» (ее лидеры – М.Фридмен, А.Шварц), Лондонской школы (ее лидеры – Ф.Хайек, Л.Роббинс и др.).      Предваряя краткую характеристику особенностей школ неолиберальных идей различных стран, следует отметить, что представители неолиберального движения еще в начале 30-х гг. пытались выработать единую научно-практическую платформу. Общие в данной связи принципы неолиберализма были продекларированы в международном масштабе в 1938 году на конференции в Париже. Суть одобренных в Париже общих принципов неолиберального движения сводилась к провозглашению необходимости государственного содействия в возвращении правил свободной конкуренции и обеспечении их выполнения всеми хозяйствующими субъектами. Условие приоритета частной собственности, свободы сделки и свободных рынков могло быть пересмотрено действиями государства лишь в экстремальных случаях (война, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).           В США, как отмечалось выше, альтернативой кейнсианству стала так называемая Чикагская школа неолиберализма, монетарные идеи которой зародились в стенах Чикагского университета еще в 20-е гг. Однако лидируещее значение в неолиберальном движении американский монетаризм получил в конце 50-х – начале 60-х гг. с появлением ряда публикаций М.Фридмена. Он и его сподвижники кейнсианским неденежным факторам предпочли именно денежные факторы.        Первые серьезные сомнения в необходимости упрощенных экономических рекомендаций политикам вкралась в экономическую науку с появлением выведенной в 1958 г. А.У.Филлипсом эмпирической кривой, характеризующей связь между ежегодным процентным изменением заработной платы в денежном выражении и уровнем безработицы.   М.Фридман и его коллеги на основе исследований вокруг «конструкции» кривой Филлипса пришли к заключению, что эта кривая далеко не стабильна, особенно с учетом ситуации в экономике многих стран мира в конце 60-х гг., когда рост инфляции сопровождался не снижением, а ростом безработицы.           М.Фридмен предпринял попытку возродить приоритетное значение денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах.  Между тем монетарная концепция, неолиберальная по своей сути, была апробирована республиканским правительством США при президенте Р.Никсоне в 1969-1970 гг. Но наибольший успех монетарные экономиеские воззрения имели при следующем республиканском правительстве США во времена так называемой рейганомики, позволившей ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара.          В целом неолиберальные идеи государственного регулирования экономики возобладали над кейнсианскими начиная, примерно, с 70-х гг., когда для многих стран постоянными стали нарастающие инфляционные процессы, дефицит государственного бюджета, безработица. Неолибералы поставили в вину кейнсианцам разросшиеся масштабы государственного сектора экономики, ограничение условий для свободной конкуренции, сокращение инвестиций в важнейшие сферы экономики. Наглядным проявлением приоритета неолиберализма над кейнсианством является планомерная по соответствующим многолетним программам денационализация многих отраслей хозяйства, находившиеся ранее в сфере государственной экономики. За последние годы благодаря этому существенно оздоровилась экономика Великобритании, Франции, Японии, Восточной Германии, Испании и других стран, минимизировавших сферу государственного экономического влияния.      

3.3. Зарождение институционализма. 

      Классический  институционализма возник на грани XIX – XX вв. Внимание и интерес к институционализму оправданы уже потому, что представители этого направления более трезво и реалистически оценивают процессы, происходящие в экономическом развитии, трансформации экономических систем. Предметом изучения становится не «экономический человек», а широкая гамма интересов, предпочтений, стимулов, поведение и деятельность человека в рамках социальных отношений, общественных институтов.            В действительности, люди руководствуются не только денежным интересом. Мотивы поведения, стимулы, устремления людей весьма разнообразны, они меняются по мере роста благосостояния и корректируются в различных социальных группах.      Понятие «институционализма» включает две стороны. Во-первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе. Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, т.е. «институтов».            Институты – формы и границы деятельности людей. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений.           Вслед за представителями исторической школы институционалисты выступают против односторонней трактовки «экономического человека». Поведение участников хозяйственного процесса разнится в зависимости от положения, возраста, доходов.         В отличие от «классиков» и кейнсианцев институционалисты стремятся анализировать не только сугубо экономические, но и социальные силы, движущие экономический прогресс.       Задача экономической науки – не только понять систему взаимосвязей, охарактеризовать эффекты и парадоксы, но и дать рекомендации, обосновать рецепты соответствующих изменений в политике, поведении, общественном сознании.             Как считают институционалисты, политическая экономия – наука не о функционировании, а о развитии общества. Важно не просто регулировать экономические процессы, а менять картину экономического развития. В состав экономической науки должна войти теории общественного управления. Наука не должна ограничиваться изучением функциональных зависимостей, а государственное регулирование сводить лишь к поддержанию условий конкуренции. В центре внимания должны находиться проблемы эволюции экономических систем, раскрывающие механизм происходящих изменений.          Основоположником институционального направлении считается Торстейн  Веблен. Он считал неправильным, что в экономической науке не рассматривается человеческое  поведение, его закономерности, а основное внимание уделяется инструментам рыночного механизма, денежной системе. Поведение индивидуума как потребителя и участника производства весьма неоднозначно. Надо полнее учитывать социальные условия, психологические мотивы.  

4. Экономическая теория как наука. 

      Развитие  экономической науки происходило  по мере того, как люди сталкивались с теми или иными хозяйственными проблемами и пытались их разрешить. История ее развития является одновременно историей развития отношений труда  и собственности, разделения и обобществления труда, развитие отношений обмена и  в целом рыночных отношений. Знакомство со всем многообразием концепций  экономической теории является абсолютно  необходимым условием формирования полного экономического знания.  В современной экономической науке существует ряд направлений, развивающихся на общем фундаменте. Ключевое различие между ними состоит в оценке государственного вмешательства в экономическую жизнь: его масштабов и форм, преимущественного использования бюджетной или денежно-кредитной политики.          Сложный путь экономическая наука прошла в XX в. Он был ознаменован процессами дифференциации и интеграции экономического знания, появлением нетрадиционных его отраслей.  Ряд новых   направлений и школ оформился в самостоятельные теории. Несмотря на различия в понимании многих явлений и процессов, для всех них свойствен функциональный характер, т.е. связанность с разработкой принципов совершенствования экономического механизма.      Прежде всего обратим внимание на традиционно сложившийся подход к определению экономической науки. Суть его сводится к тому, что экономическая теория призвана заниматься изучением причин материального благосостояния. При этом слова «материальный» и «экономический» используются как синонимы. Можно сказать: все, что связано с развитием материального производства и обменом продуктами, должно быть отнесено к предмету экономической теории, остальное же должно остаться за рамками. Но так ли это? Ограничение интереса экономической науки только материальными благами противоречит реальной практике. Уже в настоящее время в развитой части мира производством вещественных благ занято менее половины всех работающих на рынок, а сфера услуг по своему выпуску в стоимостном выражении превосходит производство товаров. С наибольшей силой недостаток «материального» подхода проявляется в отношении научного производства, результатом которого являются идеи, принципы, модели. Наряду с наукой в формировании развитой рабочей силы, носителем которой является человек, участвуют образование, медицина и культура. Поэтому экономическая теория не может ограничиваться лишь сферой материального производства, а охватывает всю систему социально-экономических отношений, сопряженных с созданием ценностей, которые могут принимать или не принимать товарную форму.            В других случаях предметом экономической теории объявляется рыночный сектор, где можно прями или косвенно применить денежную школу измерения. Однако существует масса процессов и явлений социальной и экономической жизни, трудно или вообще не поддающихся стоимостной оценке, но которые предопределяют возможности достижения материального и нематериального благополучия. В качестве примера достаточно назвать фундаментальные исследования по любой отрасли знания, где весьма проблематично сопоставление затрат и результатов.      Существует и другой критерий определения направлений экономических исследований: не предмет экономической науки, а экономический подход к социальным процессам и явлениям. При этом экономический подход характеризуется уникальностью мощи научного аппарата исследования, что позволяет ему интегрировать оценку множества разнообразных форм человеческого поведения.      В качестве первого положения используется принцип максимализации функции полезности или богатства любым субъектом.     Второе положение предполагает стабильность предпочтений, но по отношению не к рыночным товарам и услугам, а к таким фундаментальным аспектам жизни людей, как здоровье, престиж, чувственные наслаждения, доброжелательность или зависть. Стабильность предпочтений обеспечивает надежную основу для оценки поведения в случае изменения тех или иных условий. Поэтому можно сказать, что экономическая теория – это наука об определенном типе социального поведения.        Таким образом, экономический подход обеспечивает унифицированный способ раскрытия любого человеческого поведения, хотя многие его формы пока не получили должного объяснения. В то же время экономический подход должен учитывать и неэкономические переменные, а также использовать приемы анализа других дисциплин с целью более полного раскрытия человеческого поведения. В заключение описания такого взгляда на экономическую теорию необходимо подчеркнуть, что она понизывает все социальные науки. Экономическая теория, оперируя такими уневерсальными по своему применению категориями, как ограниченность ресурсов, издержки, выбор, максимизирующее поведение, предпочтения, получила возможность проникать на «чужие территории». В таком качестве экономическая теория предстает как поистине универсальная грамматика общественных наук. 
 
 
 
 
 
 

 Выводы и предложения 

     В моей курсовой работе следует сделать следующие выводы - история экономических учений предназначена для тех, кто стремится глубже понять внутреннюю логику, сущность экономических теорий, становление и развитие  основных постулатов, концепций, категорий, взглядов. Конечно, никакая теория на содержит готовых рецептов, теоретические модели и логические схемы не способны указать выходы из сложной, противоречивой, неординарной ситуации. Но важно, опираясь на теорию, ранее накопленные знания, научиться решать нестандартные задачи, предвидеть ход и последствия принимаемых решений. Было бы неразумно во всех ситуациях, и особенно в критических, опираться только на собственную интуицию, игнорируя продуманное и проделанное другими; прокладывать заново пути, в свое время открытые обустроенные экономической наукой, как бы она ни называлась, какие бы приемы она ни использовала.      В заключении хотелось бы отметить основные этапы развития экономической теории.           Экономические учения эпохи дорыночной экономики включают в себя характеристику экономической мысли в периоды древнего мира и средневековья, особенностью которых было господство натурально-хозяйственных отношений и экстенсивный характер воспроизводства.   В этом же разделе рассматривается особый период в развитии экономической мысли – меркантилизм, который явился первой теоретической концепцией зародившейся в недрах натурального хозяйства рыночной экономики.           Экономические учения дорыночной экономики охватывают периоды эволюции школ и направлений экономической мысли придерживающихся теоретико-методологических принципов, т.е. принципов ничем не ограниченной свободы предпринимательской деятельности. Именно в эту эпоху возникли положения «невидимой руки» А.Смита и «закона рынков» его последователя Ж.Б.Сэя.          Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики образуют новейшие теоретико-методологические достижения XX столетия. Наиболее значимым достижением экономической мысли XX в. стали, пожалуй, концептуальные решения государственного вмешательства в экономические процессы, которые появились в 30-е гг. и совершенствуются вплоть до наших дней.            Таким образом, изучая эволюцию экономических концепций, мы стремимся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления. История экономической теории помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.    
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. Спб.: Экономическая школа, 1998.       
  2. Агаповаова И.И. История экономических учений. М.: ВиМ, 1997.
  3. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Политиздат, 1985.
  4. Архитектор макроэкономики (Дж.М.Кейнс и его экономическая теория) / К.Пайда, О.Мамедов, Ж.Адилова, О.Германова. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
  5. Бартенев С.А. Экономическая теория в вопросах и ответах. М.: Юристъ, 1998. 
  6. Бейтон А. и др. 25 ключевых книг по экономике: Пер. с фр. Челябинск:Урал LTD, 1999.        
  7. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учеб. Пособие. Ростов н/Д, 1999.      
  8. Бункина М.К., Семенов А.М. экономическая политика: Учеб. Пособие. М.: ЗАО Бизнес школа «Интел-Синтез», 1999.    
  9. Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. М.; Екатеринбург, 1998.         
  10. Костюк В.Н. История экономических учений: Учеб. Пособие. Центр, 1997.            
  11. Левита Р. История экономических учений. М.: Catallaxy, 1998.  
  12. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.      

Информация о работе Экономические идеи эпохи нерегулируемых рыночных отношений