Экономические модели как основной инструмент экономических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизация уровня инфляции и равновесие платежного баланса.
Центральной проблемой макроэкономики является исследование условий достижения устойчивого равновесия экономического роста.

Содержание

Введение 3
1 Общее макроэкономическое равновесие 5
1.1 Совокупный спрос 5
1.2 Совокупное предложение 9
2 Стабилизационная политика и ее проблемы 15
3. Экономическая политика в моделях 24
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория 2ч Ира.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

В модели AD – AS подобные изменения совокупного  предложения можно было отразить графически сдвигом LRAS влево от прежнего уровня потенциального выпуска.

Краткосрочная кривая AS, если предположить ее положительный  наклон, оказалась бы слева от LRAS и также смещалась бы влево-вверх под воздействием, например, ценовых шоков, таких как рост цен на топливно-энергетические ресурсы. Все это имело следствием дальнейшее снижение объема выпуска и рост цен, но теперь уже как результат инфляции издержек.

Длительное  депрессивное состояние экономики  привело к снижению реальных доходов  основной массы населения, что послужило  причиной последующего падения совокупного  спроса. В этом же направлении подействовало  и снижение инвестиционной активности в экономике, что сократило инвестиционную составляющую совокупного спроса. Графически это иллюстрируется сдвигом влево  кривой AD, что еще более усиливает  спад, по крайней мере в краткосрочном периоде, хотя и несколько снижает уровень цен или замедляет инфляцию (если цены неэластичны в сторону понижения).

Таким образом, модель AD – AS может быть использована как для иллюстрации, так и  для оценки перспектив событий в  переходных экономиках во всех случаях, когда совокупный спрос и предложение  начинают работать в соответствии с  закономерностями возникающего рыночного  механизма.

Экономическая стабилизация связана со многими  трудностями практического характера. К их числу относятся:

а) временные  лаги фискальной и монетарной политики;

б) несовершенство экономической информации;

в) изменчивость экономических ожиданий;

г) неоднозначность  исторических аналогий.

Внутренний  лаг – промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внутренние лаги более характерны для фискальной политики: изменение курса денежно-кредитной политики осуществляется по решению Центрального Банка, тогда кик меры бюджетно-налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.

Внешний лаг – промежуток времени между моментом принятия какой-либо меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Такие внешние лаги характерны для денежно-кредитной политики в большей мере, чем для фискальной, так как денежно-кредитные инструменты воздействуют на совокупный спрос через определенный передаточный механизм.

Поскольку инвестиционные проекты планируются  фирмами заблаговременно, то требуется  время от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство  отреагировали на изменение ставки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный  лаг.

Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение денежной массы и процентной ставки изменяется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объемов  экспорта и импорта и, соответственно, величины чистого экспорта. Если, например, в результате снижения валютного  курса какие-либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то потребители не переключаются  немедленно на подешевевшие товары даже в том случае, когда они очень  высокого качества – требуется известное  время, чтобы покупатели обнаружили их преимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.

В среднем  лаги фискальной и монетарной политики составляют 1-2 года. Если меры были приняты  до начала циклического спада или  во время спада, то пик воздействия  может проявиться в противоположной  фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить  амплитуду колебаний. Это усложняет  проведение активной стабилизационной политики.

Автоматические  стабилизаторы экономики частично разрешают эту проблему в индустриальных странах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и  страхования занятости является первоочередной задачей и для  переходных экономик, где объективные  сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, Кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Проведение  стабилизационной политики также осложняется  тем, что многие экономические события  практически непредсказуемы. Эти  сложности макроэкономического  прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих  предсказать динамику основных показателей  экономического развития. Индекс опережающих  индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую информацию о возможных колебаниях экономики.

Индекс  опережающих индикаторов включает в себя следующие показатели:

    1. Средняя продолжительность рабочей недели. Сокращение в длительности рабочей недели указывает на возможное сокращение в будущем объема ВВП.
    2. Первичные заявки на получение страховки по безработице. Увеличение числа первичных требований на получение пособия связано с падающим уровнем занятости и выпуска.
    3. Новые заказы на поставку потребительских товаров. Сокращение числа таких заказов предшествует сокращению ВВП.
    4. Цены рынка акций. Снижение цен акций является отражением ожидаемого сокращения продаж корпораций и падения прибылей, а также вызывает сокращение потребительских расходов и делает выпуск новых акций менее привлекательным для фирм, что может вызвать падение ВВП.
    5. Контракты и заказы на новые машины и оборудование. Сокращение объема заказов на производственное o6opудование и другие инвестиционные товары означает сокращение в будущем объема ВВП.
    6. Число лицензий на строительство жилья. Сокращение этого показателя предшествует сокращению инвестиций и ВВП.
    7. Выполнение заказов на поставки материалов и комплектующих изделий. Хотя это кажется несколько парадоксальным, но улучшение деятельности торговых предприятий по своевременной поставке покупателям материалов и комплектующих изделий свидетельствует о сокращении спроса со стороны сектора «бизнес» и о потенциально снижающемся ВВП.
    8. Изменение портфеля заказов на товары длительного пользования. Сокращение объема портфеля заказов свидетельствует о сокращении совокупного спроса и последующем снижении ВВП.
    9. Изменение цен па некоторые виды сырья. Снижение цен на сырье нередко предшествует падению объема ВВП.
    10. Предложение денег. Сокращение предложения денег обычно ассоциируется с падением ВВП.
    11. Индекс потребительских ожиданий. Падение доверия потребителей, характеризуемое этим индексом, предвещает сокращение потребительских расходов и ВВП.

      Если  на протяжении трех месяцев подряд идет сокращение или повышение этого  средневзвешенного (или сводного) индекса  из 11 компонентов, то это означает, что экономика в целом будет развиваться в том же направлении. Однако данный индекс не является безукоризненным барометром экономической конъюнктуры и не гарантирует от «ошибок» при проведении макроэкономической политики.

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики осложняется  также изменчивостью экономических  ожиданий.

Определяя поведение потребителей, инвесторов и других экономических агентов, ожидания играют в экономике важнейшую  роль. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономического регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания определяются мерами экономической политики.

Когда в политике правительства и ЦБ происходят изменения, то изменяются и  ожидания экономических агентов, и  их экономическое поведение. Для  того чтобы эффективно управлять  экономикой, необходимо прогнозировать эти изменения, используя для  расчетов достаточно сложные экономические  модели. Уравнения моделей должны изменяться в соответствии с изменениями  в политике.

Однако  обратное воздействие политики на формирование ожиданий очень сложно формализовать и «просчитать». Поэтому любые макроэкономические модели в известной мере несовершенны, и Р. Лукас критически оценивает их использование для оценки эффективности экономической политики. В связи с этим в современной экономической теории появился особый термин – «критика Лукаса». В самом общем виде его содержание сводится к тому, что традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.

Это особенно существенно для расчетов уровней  ожидаемой инфляции и разработок стратегии антиинфляционной политики. Адаптивный компонент ожидаемой  инфляции может быть рассчитан как  сумма всех темпов инфляции прошлых  лет, причем коэффициент при каждом следующем слагаемом, характеризующем удаление в прошлое, оказывается меньше, чем у предыдущего: 

πе         =       0,4 π-1  + 0,2 π-2  + 0,1 π-3  +…    +   δ,

      ожидаемая

      инфляция

      адаптивный

      (инерционный)

      компонент

      рациональный 

      компонент

 

где

      π-1 – уровень инфляции прошлого года;

π-2 – уровень инфляции двухгодичной давности;

π-3 – уровень инфляции трехлетней давности и т.д.

Уравнение ожидаемой инфляции является составной  частью общей модели равновесия «совокупный  спрос – совокупное предложений»: 

    1. Y = α+β·G – γ · Ta + θ M/P (уравнение совокупного спроса)
    2. π = πе – λ (ии*) + ε (уравнение кривой Филипса,

                            полученное из уравнения кривой AS) 

    1. πе  = 0,4 π-1 + 0,2 π-2  + 0,1 π-3  +… +  δ (уравнение ожидаемой инфляции)
    2. Р = (1+π) Р-1                     (уравнение уровня цен)
 

      Внешними  переменными модели являются госрасходы G, налоги Та денежное предложение М, ценовой шок ε. В результате решения модели выводятся вероятностные значения уровней занятости, выпуска, безработицы, инфляции, которые могут послужить ориентирами для разработки альтернативных стратегий макроэкономической стабилизации.

При длительной инфляции экономические агенты перестают  заблуждаться относительно последствий  фискальной и монетарной экспансии, они больше интересуются экономической  информацией, быстро распознают цели и  прогнозируют результаты действий политиков, что позволяет избежать былых  «ошибок» при выработке своих  решений. Это означает, что инерционная  составляющая ожидаемой инфляции постепенно уменьшается и со временем вовсе  исчезает. Одновременно возрастает рациональный компонент ожидаемой инфляции, связанный  с изменениями в макроэкономической политике. Именно этот компонент наиболее трудно количественно оценить, а  это означает, что результаты решения  модели AD-AS не смогут оказаться абсолютно  достоверными, что осложняет выбор  мер экономической стабилизации.

Выбор между активной и пассивной экономической  политикой зависит и от того, как  оцениваются уроки истории. Мнение о стабилизационной политике во многом основывается на представлении о  том, какую роль она сыграла в  истории: стабилизирующую или дестабилизирующую. Этот подход является особенно распространенным в переходных экономиках, в том  числе и в России, где постоянно  ведутся поиски исторических аналогий сегодняшней ситуации и в этой связи обсуждается опыт НЭПа, опыт реформ Столыпина и другие исторические прецеденты.

Однако  различные оценки исторических фактов нередко противоречат друг другу. История  всегда допускает не одно, а множество  толкований, так как выявить истинную причину макроэкономических колебаний  нелегко. Поэтому обращение к  истории не может окончательно разрешить  вопроса о выборе модели стабилизационной политики. 

 

3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА  В МОДЕЛЯХ 

      В модели AD-AS и модели Кейнсианского креста рыночная ставка процента является внешней (экзогенной) переменной и устанавливается на денежном рынке относительно независимо от равновесия товарного рынка. Основной целью анализа экономики с помощью модели IS-LM является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. В результате рыночная ставка процента превращается во внутреннюю (эндогенную) переменную, и ее равновесная величина отражает динамику экономических процессов, происходящих не только на денежном, но и на товарном рынках.

Модель IS-LM (инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности – деньги) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая  выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного  спроса. Модель позволяет найти такие  сочетания рыночной ставки процента R и дохода Y, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS.

      Основные  уравнения модели IS-LM:

      1) Y=C+1+G+Xn – основное макроэкономическое тождество;

2) C=a+b(Y-T) – функция потребления, где T=Ta+tY;

3) I=e-dR – функция инвестиций;

4) Xn=g-m' x Y-n-R   – функция чистого экспорта;

5) М/Р= k·Y – h · R – функция спроса на деньги.

Внутренние  переменные модели: Y (доход), С (потребление), I (инвестиции), Хп (чистый экспорт), R (ставка процента).

Внешние переменные модели: G (государственные расходы). Ms (предложение денег), t (налоговая ставка).

Эмпирические  коэффициенты (а, Ь, е, d, g, m', n, к, h) положительны и относительно стабильны.

В краткосрочном периоде, когда экономика находится вне состояния полной занятости ресурсов {Y≠Y*), уровень цен Р фиксирован (предопределен), а величины ставки процента R и совокупного дохода Y подвижны. Поскольку Р = const, постольку номинальные и реальные значения всех переменных совпадают.

Информация о работе Экономические модели как основной инструмент экономических исследований