Экономические потребности и ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удовлетворять свои потребности, для чего необходимы определенные ресурсы. Ресурсы ограничены, их всегда не хватает, чтобы удовлетворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всегда стоит перед проблемой выбора.

Содержание

Введение…………………………………………… 3
1.Экономические потребности и ресурсы…………5
1.1. Понятие экономических потребностей и благ, их классификация. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ…………………………………….5
1.2. Понятие экономических ресурсов, их виды. Мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов…………………………………………………….9
2. Производственные возможности………………..13
2.1. Понятие производственных возможностей…13
2.2. Экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом……………..15
2.3. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей)……………………………..21
Заключение………………………………………….25
Список использованной литературы……………..27

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 106.72 Кб (Скачать)
 

Содержание

      Введение……………………………………………  3 

1.Экономические  потребности и ресурсы…………5

           1.1. Понятие экономических потребностей и благ, их  классификация. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ…………………………………….5

           1.2. Понятие экономических ресурсов, их виды. Мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов…………………………………………………….9

      2. Производственные возможности………………..13

        2.1. Понятие производственных возможностей…13

        2.2. Экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом……………..15

        2.3. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей)……………………………..21

      Заключение………………………………………….25

      Список  использованной литературы……………..27 
 
 
 
 

Введение

     Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удовлетворять свои потребности, для чего необходимы определенные ресурсы. Ресурсы ограничены, их всегда не хватает, чтобы удовлетворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всегда стоит перед проблемой выбора.

     Уже  много  миллионов  лет  назад,  во  время  существования  человека

умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему  она  носила физиологический характер. В процессе эволюции эта граница зашла за  предел чисто физиологической потребности.  И  в  современное  время  потребности  в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны,  и от них зависят занятость на  рынке  труда,  развитие  как крупного,  так и малого бизнеса.

          Удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И  даже деяние, которое, казалось бы, не  несет  никакой  пользы  для  человека,  на самом деле имеет причину.  Например,  милостыня,  для  того,  кто  её  дает,

является  удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой.

          Человек без потребностей – мертвый человек.

          Миллионы лет   эволюции  можно  свести  к  нескольким  годам  развития

человека,  и  тем  самым  упростить  понимание  отличия  высших   и   низших

потребностей (вторичных и  первичных).  Во  многих  научных  источниках  это

отличие определено как понятие для автоматического  понимания,  т.  е.  даны

две категории, различие в  которых  человеческий  мозг  улавливает  довольно

быстро. Но в чем же все-таки  их  отличие?  Эти  понятия  отличает  то,  что

отличает  человека  от  животного,  то  есть  разум.  При  рождении  человек

испытывает  только первичные потребности. Проходят миллионы лет эволюции  или считанные годы социализации человека и существо с низким  уровнем  развития превращается в  высокоорганизованное.  Одним из  основных  признаков  этого превращения является появление на определенном этапе  высших потребностей.

        Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой

лежат коллективные привычки, то есть то, что  пришло  от  наших  предков,  и

укоренилось в обществе настолько сильно, что  существует в подсознании.  Этим и интересны потребности, зависящие от подсознания, не  поддающиеся  анализу, рассматривая конкретный  индивид.  Их  необходимо  рассматривать  глобально, относительно общества.

      Для  удовлетворения  потребностей  необходимы  блага.   Соответственно

экономические потребности это  те,  для  удовлетворения  которых  необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности  –  та  часть человеческой нужды,  для  удовлетворения  которой  необходимо  производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда  можно  сделать  вывод,  что любой человек нуждается в экономической сфере  для  удовлетворения  хотя  бы его первичных потребностей. Любой человек,  будь  то  знаменитость,  ученый, певец,  музыкант,  политик,  президент  прежде  всего зависит   от   своего природного начала, а значит касается  экономической  жизни  общества,  и  не может создавать, творить, руководить не касаясь экономической сферы.

     Потребности    человека     можно     определить     как     состояние

неудовлетворенности, или нужды, которое  он  стремиться  преодолеть.  Именно это  состояние   неудовлетворенности   заставляет   человека   предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. 
 
 
 

1.Экономические  потребности и ресурсы

     Хозяйственная жизнь общества зиждется на необходимости  удовлетворять потребности людей  в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые  есть в распоряжении общества и его  членов.

     У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность  человека в знаниях), однако в большей  части оно возможно.

    1. Понятие экономических потребностей и благ, их  классификация. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

     Материальные  потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в  том, что мы хотим различных экономических  благ. В свою очередь, экономические  блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические  потребности. Экономические потребности - одна из основополагающих категорий  в экономической теории.

     На  заре человечества люди удовлетворяли  экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические  блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто  просто товарами, продуктами, продукцией).

     Человечество  устроено так, что его экономические  потребности обычно превышают возможности  производства благ. Говорят даже о  законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности  растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что  по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.

     Так, в традиционном обществе большинство  его членов испытывает потребности, прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.

     Существует  определенная классификация экономических благ, представленная таким благами, как:

  1) недолговременные, иначе говоря, это блага, которые являются разовыми в потреблении, например продукты питания;

  2) долговременные блага, которые применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в течение длительного периода времени;

  3) настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени;

  4) будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде;

  5) прямые, т. е. блага, предназначенные для потребления;

  6) косвенные блага, созданные с производственной целью;

  5) взаимозаменяемые, т. е. блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися в производстве;

  6) взаимодополняемые блага.

     Для того чтобы создать экономические  блага, надо включить ресурсы в производственный процесс. Общая совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых средств, которые используются в производственном процессе по созданию благ, называется ресурсами.

     Ресурсы, которые вовлечены в процесс  производства, представляют собой факторы производства.

     Одним из определяющих факторов изменения  спроса потребителя на рынке являются в экономической теории фактическое  присутствие или отсутствие взаимодополняемых и взаимозамещаемых благ.

     Взаимодополняемость представляет собой определенное свойство благ, способное удовлетворять потребности только в общей совокупности друг с другом. Такое определение взаимодополняемости благ присуще не только потребительским товарам, но и ресурсам, использующимся в производстве, т. е. земля, труд, капитал и т. д. В экономической теории принято называть взаимодополняемые блага комплементами, или комплементарными товарами.

     Различают следующую взаимодополняемость:

  1) полную:

  а) абсолютную;

  б) жесткую;

  в) совершенную;

  2) частичную, включающую относительную взаимодополняемость.

     Полные  комплементарные товары – это  постоянно используемые в потреблении  товары в определенном соотношении. Иначе говоря, данные товары дополняют  друг друга (например, пара носков).

     Выполнение  функции полезности для комплементарных  товаров имеет следующий вид:

  U (X,Y) = min {aX, bY},

  где а и – числа положительные, которые отражают соотношения пропорции потребления товаров. Снижение стоимости аналогичных товаров, а именно одного из пары в результате приводит к тому, что спрос на него возрастает. Иначе говоря, сокращение стоимости одного из благ комплементарных товаров способствует увеличению спроса и росту цен на другой товар, и наоборот. Таким образом, наблюдается обратная связь между спросом на любой другой товар и стоимостью одного из взаимодополняемых благ. Уровень чувствительного реагирования спроса на одно благо при условии изменения стоимости любого другого товара характеризует коэффициент перекрестной эластичности.

     Взаимозаменяемость представляет собой определенную способность благ удовлетворять потребности людей путем использования других различных благ. Данное определение присуще как потребительским товарам и услугам, так и производственным ресурсам. В экономической теории принято называть взаимозаменяемые блага товарами—субститутами.

     Виды  взаимозаменяемости благ могут быть такими же как виды взаимодополняемости товаров. При полных товарах—субститутах каждый человек может произвести в постоянном соотношении заменяемость благ.

     Выполнение  функции полезности для совершенных  товаров—субститутов на основании  вышеприведенных обозначений представлено следующим видом:

  U (X,Y) = aX + bY.

     На  практике в основном занимает место  частичная взаимозамещаемость товаров, т. к. приобретенное определенное благо, возможно, будет замещено в какой—либо степени другим благом. Увеличение стоимости на один из товаров—субститутов приводит к снижению спроса на него. Следовательно, наблюдается существование прямой связи между изменением спроса и стоимостью одного товара—субститута.

     Коэффициент перекрестной эластичности, его значение для данных благ положителен. Существует особенность этого коэффициента, проявляющаяся в том, что он может  только оценить взаимозамещае—мость и взаимодополняемость лишь при малых стоимостных изменениях, т. к. основные изменения стоимости приводят к увеличению или уменьшению спроса на все блага (товары) посредством действия эффекта обратной взаимосвязи.

Информация о работе Экономические потребности и ресурсы