Экономические проблемы безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

При рассмотрении рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, приводится множество графиков, поясняющих исследуемый рынок в конкретных условиях. Данный раздел я так же считаю необходимым осветить, так как рынок труда неоднороден, и какие то части его можно описать используя условия совершенной конкуренции, а какие то - несовершенной. И это вполне нормально не только для России, но и для каждой страны, каждого региона или города.

Содержание

Введение


1. Рынок труда: сущность и содержание


1.1 Основные понятия


1.2 Спрос и предложение на рынке труда


1.3 Заработная плата и причины различий в уровнях оплаты труда


2. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции


2.1 Монопсония и профсоюзы


2.2 Взаимная монополия на рынке труда


3. Экономические проблемы безработицы


3.1 Понятие безработицы и ее виды


3.2 Борьба с безработицей


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по монопсонии.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

К естественной безработице  относятся те формы, которые неустранимы  и соответствуют долговременному  равновесию рынка рабочей силы, а  к вынужденной - формы безработицы, существующие помимо естественной и повышающие общий уровень безработицы. 

Естественная безработица  характеризует наилучший для  экономики резерв рабочей силы, способный  достаточно быстро совершать межотраслевые  и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. Естественная безработица включает такие виды, как фрикционная, институциональная и добровольная. 

Фрикционная, или  текущая, безработица вызвана текучестью кадров, увольнениями с предприятий (учреждений) в большинстве случаев по собственному желанию и носит естественный характер. 

Работники меняют место  работы в поисках лучших условий  труда, возможностей продвижения по службе, более высокой зарплаты и  т.п. Нежелательный характер фрикционная безработица приобретает тогда, когда ее уровень превышает средний либо по отношению к показателям других стран, либо за достаточно продолжительный период в данной стране. 

Институциональная безработица порождена правовыми  нормами, особенностями устройства рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение на нее. 

Рынок рабочей силы инерционен и, как правило, не способен перестраиваться с той же скоростью, что и производство. Структура  профессий, уровни квалификации и иные характеристики рынка труда меняются сравнительно медленно, отстают от потребностей производства, в результате чего появляется особая разновидность институциональной безработицы. Институциональной следует считать и безработицу, возникшую из-за несовершенства информации о свободных рабочих местах. 

Добровольная безработица  обусловлена тем, что среди трудоспособного  населения всегда есть люди, которые  по каким-то причинам не желают работать. Очевидно, что такая безработица  тоже имеет признаки естественной. 

Вынужденная безработица  включает технологическую, структурную, региональную, скрытую и циклическую  формы безработицы. 

Циклическая безработица - незанятость, которая возникает  в стране, переживающей общий экономический  спад. 

Технологическая безработица  особенно заметна в странах, где научно-технический прогресс сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление. 

Структурная безработица - нормальное явление с точки зрения логики научно-технического развития. Старые производства сокращаются, новые получают развитие. Набор кадров и их профессиональная подготовка требуют определенного времени. Высвобожденные работники не сразу трудоустраиваются, им требуется помощь, как государственных органов, так и предприятий для организации профессиональной подготовки и переподготовки с учетом требований, предъявляемых на новых рабочих местах, а также оказание соответствующей материальной поддержки. Структурная безработица характеризуется тем, что предложение рабочей силы и спрос на нее постоянно оказываются в несоответствии друг с другом из-за происходящих в хозяйстве структурных изменений.

Региональная безработица  возникает в условиях избытка  рабочей силы в районах, которые  в силу географических или природных факторов оказываются относительно неблагоприятными для экономической деятельности. 

Скрытая безработица  характерна в основном для стран  с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое, Это свидетельствует о том, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%. В состав скрыто безработных входят люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, а также те, кто отчаялся найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказался регистрироваться на биржах труда. Скрытая безработица влечет за собой негативные последствия для эффективности производства, будучи верным спутником депрофессионализации, низкой дисциплины, уравниловки. Она снижает реальную заработную плату и, в конечном счете, противоречит интересам самих работающих. 

Основные показатели безработицы: 

1) уровень безработицы.  Различают общий уровень безработицы  и уровень зарегистрированной безработицы. 

Согласно рекомендациям  МОТ (Международной организации  труда), общий уровень безработицы  исчисляется по формуле: 

где - общий уровень  безработицы; 

- число безработных,  к которым относятся все незанятые  трудовой деятельностью граждане, нуждающиеся в работе и ищущие ее, выявленные на основе специальных опросов населения; 

экономически активное население, включающее в себя занятое  население ( 

) и безработных,  ищущих работу (), т.е.  

=+. 

В соответствии с  методикой Федеральной службы занятости России, показатель уровня безработицы определяется по следующей формуле: 

Уровень зарегистрированной (регистрируемой) безработицы () определяется по формуле: 

где - число безработных, зарегистрированных органами занятости. 

2) продолжительность безработицы, то есть величина, которая характеризует в среднем длительность поиска работы (в месяцах) лицами, имеющими статус безработного на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этом периоде трудоустроены.  

По данным Роструда на конец июня 2008 года наблюдались  следующие показатели [12]: численность  экономически активного населения - 75,5 млн. человек; численность занятых  экономической деятельностью - 70,8 млн. человек; общая численность безработных  граждан (МОТ) - 4,7 млн. человек; уровень общей безработицы - 6,2%. 

3.2 Борьба с безработицей 
 

Безработица, каким  бы уровнем она не измерялась, это  всегда трагедия для тех, кто не имеет  работы и не может получить законный источник существования. Более того, ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно - сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс. 

Государственная служба занятости Российской Федерации  сформирована в 1991 году после принятия закона О занятости населения  в Российской Федерации. Правовыми  актами, регулирующими основную деятельность государственной службы занятости  являются Закон О занятости населения, Положение о Государственном фонде занятости населения, Указы президента. 

Функции службы занятости:  

1. Анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую  силу, информирование населения  и работодателей о состоянии  рынка труда;  

2. Учет свободных  рабочих мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства;  

Для эффективного осуществления  задач необходимо комплексное внедрение  автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.  

3. Консультация обращающихся  в службу занятости трудящихся  и работодателей о возможностях  получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;  

4. Оказание помощи  гражданам в выборе подходящей  работы, а работодателям - в подборе  необходимых работников;  

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.  

5. Организация профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации граждан в учебных  центрах службы занятости или  других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;  

6. В настоящее  время уровень профессиональной  подготовки занятого населения  достаточно низок. При значительном  высвобождении с предприятий  работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.  

7. Оказание услуг  в профессиональной ориентации  и трудоустройстве высвобождаемым  работникам и другим категориям  населения. В связи с этим  необходима разработка новой  концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.  

8. В законе определен  статус безработного, которым является  вынуждено незанятый человек,  по отношению к которому государство  не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.  

9. Оплата стоимости  профессиональной подготовки, переподготовки  граждан, трудоустройство которых  требует получение новой профессии,  установление им на весь период обучения стипендии;  

10. Выдача в установленном  законе порядке гражданам пособия  по безработице и приостановление  выплаты этих пособий;  

11. Подготовка предложений  и заключений об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;  

12. Разработка республиканских  и региональных программ занятости,  включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной  защищенности различных групп  населения.  

Кроме того, предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономики активного населения и их возможности воздействия на рынок труда показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения особое внимание необходимо уделять вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально - демографических групп населения. В частности, государственная политика на рынке труда в отношении женщин должна предполагать тесную увязку программы женской занятости со всей социальной политикой. Например, можно повысить пособие на детей это сможет увести с рынка труда многих женщин. Необходимо также шире развивать альтернативные формы занятости - определенный процент населения хотел бы завести свое собственное дело. Альтернативные формы занятости могли бы спасти те регионы, где уровень безработицы всегда был довольно высок (например, в 2005 году в Ингушетии - 64,9%, республике Тыве - 21,8%) [14]. Для снижения давления на рынок труда молодежи важно расширить ее подготовку в дневных учебных заведениях при сокращении заочного и вечернего обучения. Для лиц пенсионного и предпенсионного возраста актуальна возможность досрочного ухода на пенсию, временная работа по контракту. В случае повышения размеров пенсий и улучшения пенсионного обеспечения, давление на рынок труда со стороны пенсионеров будет уменьшено. 

Информация о работе Экономические проблемы безработицы