Экономические системы, их классификация и национальные модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться и постоянно возобновляться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы экономической системы
1.1. Понятие экономической системы
1.2. Типы и модели экономических систем
2. Три основных вида экономических систем
2.1. Административно-командная экономическая система
2.2. Рыночная экономическая система
2.3. Смешанная экономическая система
3. Экономическая система Украины
3.1. Понятие переходной экономической системы и её типы
3.2. Особенности, проблемы и перспективы Украинской экономической модели
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Работа содержит 1 файл

Экономические системы.docx

— 93.83 Кб (Скачать)

Существует несколько  концепций, трактующих феномен безработицы. В марксисткой теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде увеличивается медленнее, чем в машинах и оборудовании. В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда. К естественной безработице относят также фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом с одной работы на другую и сезонными колебаниями спроса на рабочую силу. Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшаетсяа на другие, включая ранее не существовавшие, увеличивается. Также выделяют циклическую безработицу, которая вызвана спадом, то есть той фазой экономического цикла, когда уменьшается совокупный спрос на товары и услуги.

Разумеется, на практике трудно отделить воздействие  структурных факторов от циклических, и поэтому разделение безработицы  на фрикционную, структурную и циклическую достаточно условно. Тем не менее оно может быть полезно для выявления долгосрочных и краткосрочных факторов влияния на рынок труда.

На динамику безработицы влияет множество факторов, в том числе экономическая  и социальная политика государства, демографические факторы, изменения  в структуре экономики, состояние  внешней торговли и вывоз капитала, масштабы военных расходов, позиции  и активность профсоюзов.

В России, по официальным  данным Федеральной службы занятости, к началу 1994 г. было зафиксировано  около 1 млн. чел., не имеющих постоянной или временной работы. Из них статус безработного получили 750 тыс. чел., пособие по безработице - 500 тыс. чел.

Необходимо сказать, что официальные данные не отражают истинного положения в сфере  занятости в России. В частности, статистика не учитывает в составе  безработных лиц, отправленных в  неоплачиваемые отпуска, переведенных на график неполной рабочей недели. Весьма несовершенны и методы учета лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

В России сегодня  преобладает "беловоротничковая" безработица. Большая часть безработных (70%) - женщины, а также служащие, в том числе и с высшим образованием.

В то же время  чрезмерная обеспокоенность по поводу грядущего роста безработицы вряд ли оправдана. В России существуют огромные возможности для занятости. Развитие частного предпринимательства, малого бизнеса, сферы услуг, фермерства, всей рыночной инфраструктуры является хорошей основой для роста занятости в экономике.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей  силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят Закон о занятости, создаются биржи труда, проводится регистрация безработных. Но это действительно лишь начало. Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе. Во-вторых, программы, направленные на переподготовку рабочей силы, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Большинство экономистов  полагает, что проблема безработицы  и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств - стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Проблемы перераспределения  доходов. Рыночное распределение дает владельцам факторов производства - труда, капитала, земли, - доходы, соответствующие  эффективности их вклада, что является социально справедливым. Однако в любом обществе есть люди, которые, во-первых, не имеют факторов производства - нетрудоспособны (дети, люди преклонного возраста, инвалиды) и неимущие; во-вторых, не могут применять свой труд, т.е. неконкурентоспособны на рынке труда (безработные); в-третьих, не желают трудиться в силу своих убеждений. В конкуренции на рынке труда не участвуют лица, занятые в госсекторе. Во всех этих случаях государство обязано вмешаться в распределение доходов.

Одним из признаков  современной цивилизации является признание за любым человеком  права на достойную жизнь. Распределение  доходов в рыночной экономике  не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит "социальная несправедливость" рынка.

Вторгаясь в  сферу распределения доходов, государство  ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов. Неравенство  доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию.

Активность государства  в перераспределении доходов  можно оценить объемом и динамикой  его социальных расходов, осуществляемых главным образом через центральный  и местные бюджеты. Если исходить из этого критерия, то в развитых странах она весьма высока.

Вмешательство государства в перераспределение  доходов достигло ныне значительных масштабов. Поскольку социальный критерий - наделение каждого доходом, обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной деятельности, - допускает различные толкования, то правомерен вопрос о пределах государственного регулирования. С использованием количественных показателей невозможно четко очертить минимальные и максимальные границы участия государства в перераспределении доходов. Возможны лишь качественные ориентиры.

Так, минимальная  граница является подвижной, на нее  влияют определяющие потребительские стереотипы, модель регулирования экономики.

Обозначая максимально  допустимую границу перераспределения  доходов, через которую государству не следует переступать при любой модели рыночной экономики, необходимо помнить, что размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, с его бюджетом.

Во-вторых, размеры  налогов не должны подрывать экономические  стимулы владельцев факторов производства. Более того, когда непомерные социальные расходы влекут за собой повышение уровня налогообложения, то возникает макроэкономический эффект, связанный с дефицитом сбережений.

В-третьих, при  определении объемов и сроков выплат социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.

При социальной помощи безработным важно установить такой объем пособий и сроки  их выплаты, чтобы не ослабить у них  стремление к поиску рабочих мест. Негативные последствия подобных явлений должны учитываться и найти отражение в законодательстве.

Перераспределение доходов осуществляется прямыми  и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета. Государство, взимая налоги, аккумулирует средства в бюджете, чтобы затем использовать их на социальные программы, пособия, выплаты и т.п.

Система подоходного  налогообложения строится на основе прогрессивной шкалы. Ставки налога на прибыль устанавливаются такими, чтобы в максимальной степени содействовать инвестициям. В рыночной экономике основную долю в доходах бюджета составляют подоходные налоги, а доля налогов на прибыль невелика.

В современной  рыночной экономике существуют также  налоги с продаж и с оборота, налоги на недвижимость и наследство. Кроме  того, взимаются акцизные налоги на потребительские товары неэластичного спроса в виде определенной надбавки к их ценам.

К косвенным  методам перераспределения доходов  в рыночной экономике можно отнести благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.

Перечисленные способы косвенного перераспределения  доходов объединяет то, что, помогая сделать распределение более справедливым, они не оказывают отрицательного влияния на рыночные процессы.

Итак, на основании  всего вышесказанного, мы можем прийти к выводу, что современная рыночная экономика, обладая определенными недостатками, является все же самой эффективной системой хозяйствования.

РАЗДЕЛ 2. Командно-административная экономическая система.   

Полярной альтернативой  чистому  капитализму  является  командная экономика, высшим воплощением которой мыслится коммунизм. Эту систему характеризуют общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования, монополизация и бюрократизация экономики. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом.

Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных  директив. Иными словами, производственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем план контролирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану по географическим регионам.

Соотношение в  национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым органом.

Центральный плановый орган отвечает за решения, какие  товары следует производить, как их следует производить и для кого, то есть самостоятельно отвечает на классическую тройку вопросов. Все его решения носят директивный характер. Опора исключительно на централизованное планирование является характерной чертой командной экономики.

Целью курсовой работы является анализ экономических  систем. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи: 
1. проанализировать понятие и содержание экономической системы; 
2. изучить классификации экономических систем; 
3. исследовать особенности экономической системы;

Информация о работе Экономические системы, их классификация и национальные модели