Экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:30, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – раскрыть экономическую мысль средневековья.
История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3
Глава I История возникновения экономической мысли. Экономическая мысль Древнего мира. ………………………………………………………… 5
1.1. Экономическая мысль Древнего Востока ……………………………........ 5
1.2. Экономическая мысль Древней Греции …………………………………... 7
1. 3. Экономическая мысль Древнего Рима ………………………………….. 12
Глава II Экономическая мысль Средневековья. ………………………… 15
2.1. Экономические воззрения канонистов. ………………………………….. 16
2.2. Фома Аквинский. ………………………………………………………….. 20
Заключение ……………………………………………………………………. 24
Список используемой литературы …………………………………………. 25

Работа содержит 1 файл

история экономических учений.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

    Однако в XIII-XIV вв., в период расцвета позднего средневековья (когда усилилась сословная дифференциация общества, возросли число и экономическая мощь городов, в которых, наряду с земледелием, стали процветать ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество, когда товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение), поздние канонисты расширили круг аргументов, «объясняющих» экономические проблемы и причины социального неравенства. Здесь имеется в виду то, что методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были прежде всего авторитарность доказательств и морально-этическая характеристика экономических категорий. К этим принципам поздние канонисты прибавили еще принцип двойственности оценок, позволяющий посредством комментариев, уточнений и оговорок первоначальную трактовку конкретного хозяйственного явления или экономической категории преподнести в ином или даже противоположном смысле.

    Вышесказанное очевидно из суждений Ф.Аквинского (яркий представитель позднего канонизма) по многим экономическим проблемам, актуальным в странах Западной Европы в средние века и нашедшим отражение в его трактате «Сумма теологии». Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический виды, исходили из божественного предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то поздние канонисты «уточняют» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом сам Ф.Аквинский пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям…» 

    Сравним «Сумму теологий» ранних и поздних канонистов 

  Ранние канонисты

(Святой Августин)

Поздние канонисты

(Фома Аквинский)

Разделение труда Умственный и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе. Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным проведением и склонностями людей.
Богатство Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление последних является грехом. Золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного» богатства.
Обмен Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей. Обмен не обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, то вещь « поступает на пользу одному и в ущерб другому.
Справедливая цена Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены». Затратный принцип установления «справедливой цены» считается неточным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количество денег и нанести ущерб.
Деньги Деньги являются искусственным изобретением людей и необходимы для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности монеты». Ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государств.
Торговая прибыль и ростовщический процент Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из крупных торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как небогоугодные и грешные явления. Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной деятельности.
 

      Таким образом, «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и схоластическими суждениям, к которым прибегает ее автор в поисках путей примирения и компромисса по многим, казалось бы, взаимоисключающим теоретическим положениям. Сказанное в современной экономической литературе относят к экономическим воззрениям раннего либо позднего канонизма. 

    Одним из важных вопросов канонисты также считали вопрос о взимании процента за кредит и здесь они внесли большое новшество, очень важное для дальнейшей экономической науки.

    Категорически осуждая рост, они в то же время  придумали для него несколько  оправданий.

    Они говорили так. Если владелец денег дает их взаймы, он лишается того дохода, который  мог бы получить, если бы сам пустил эти деньги в оборот. В качестве компенсации этого неполученного им дохода он вправе требовать, чтобы должник вернул ему больше денег, чем брал в долг.

    Появился  и другой способ оправдать ссудный  процент. Дело в том, что никогда  не считалось грехом взимание арендной платы за землю (эта плата называлась рентой). Были разработаны юридические процедуры, благодаря которым процент по ссуде уподоблялся ренте с земли.

    Наконец, третий способ оправдать ссудный  процент нашли в том, чтобы  объяснять его как вознаграждение за риск кредитора, который может ведь и потерять свои деньги.  

    В вопросе о "справедливой цене" поздние канонисты развивали  идеи Фомы Аквинского. Они разработали  свои рекомендации о том, как устанавливать  справедливую цену. Нужно сосчитать  все издержки на этот товар и к этой сумме прибавить умеренную прибыль. Иногда размер прибыли давался в процентах от суммы издержек, но чаще просто некоторым количеством пенсов или су. Взывая к христианской совести продавца, канонисты, однако, не полагались на нее и возлагали обязанность следить за ценами на светские власти — королей, городские магистраты, судей. 
 

    2.2. Фома Аквинский

    Завершителем  взглядов канонистов был итальянский  богослов Фома Аквинский (1225-1275), создавший обширное сочинение "Сумма богословий». Он выделялся как крупный представитель экономической мысли средневековья. Сочинение Аквинского стало своего рода энциклопедией католицизма. И поныне его учение широко используется Ватиканом.

    Аквинский рассматривал такие экономические  проблемы, как собственность торговля, «справедливая цена»», процент.

    Общественное  разделение труда он характеризовал как естественное природное явление  и считал, что оно лежит в  основе разделения общества на сословия. Аквинский утверждал, что люди рождаются  разными по своей природе и, исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности "во имя спасения остальных". Подобно античным мыслителям он ставил интеллектуальный труд выше физического и трактовал последний как рабское занятие. 

    Много внимания Ф. Аквинский уделял частной  собственности. В ней он видел  основу хозяйства и полагал, что  человек от природы имеет право  на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд является естественным и необходимым институтом человеческой жизни.

    Важное  место в учении Аквинского занимает теория "справедливой цены". Идею справедливой цены каноническая теория унаследовала от античности. В средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или менее точное представление о затратах труда на производство своих товаров и при обмене определяли их цены в зависимости от труда, затраченного на производство. Закон стоимости действовал задолго до возникновения капиталистического способа производства. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой.

    В средневековье дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:

  • первая - справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;
  • вторая - справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующие их сословию благосостояние (этим обосновывалось право светских властей устанавливать и регулировать цены).
 

    Фома  Аквинский в теории о справедливой цене вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене:

  • один вид справедливости гарантирует цену “сообразно вещи”, т.е. сообразно затратам труда и расходам (эквивалентность трактуется в терминах издержек);
  • второй вид справедливости обеспечивает благ тому, кто больше значит для общественной жизни, т.е. ценообразование ставилось в зависимость от социального статуса участников обмена.

    Защита  привилегий правящих классов обнаруживается в трудах Фомы Аквинского и в оправдании правомерности получения земельной ренты, которую он рассматривает как продукт, созданный силами природы, и потому присваиваемый земельным собственником. Именно получение ренты дает возможность избранным заниматься духовным трудом “во имя спасения остальных”.

    С одной стороны Аквинский считает "справедливой ценой" правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой — доказывает правомерность  отступления от этой цены, если она  не гарантирует каждому участнику  обмена приличное его рангу существование.

    Следовательно, с точки зрения Аквинского, справедливой считалась не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.

    С теорией «справедливой цены»  тесно связаны рассуждения Аквинского о прибыли и проценте. Безоговорочно оправдывая получение земельной ренты, он по отношению к прибыли и проценту занимал двойственную позицию. Аквинский был сторонником натурализации хозяйственной жизни и подобно своим предшественникам, враждебно относился к крупной торговле, ростовщичеству. Один из вопросов своего основного сочинения он посвятил проблеме греховности взимания процента.

    Прибыль получаемая купцами, не противоречит, по его мнению христианской добродетели  и ее следует рассматривать как  плату за труд. Уровень прибыли  является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества.

    Таким образом, отдавая дань времени, Аквинский делает попытки найти компромиссное решение вопроса о взимании процента, которое в середине XIII в. было запрещено и осуждалось церковью. Он трактует его как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.

 

Заключение 

    Таким образом, в данной работе рассмотрены  основные этапы развития мировой  экономической мысли. Выделение  этих этапов строилось на основе одного из классических подходов к периодизации истории общества на основе выделения общественно-экономических формаций.

    Как показано в работе, зарождение экономических  идей происходит в древности. В основном, экономические учения этого периода  находили отражение в рукописях  мыслителей и законах правителей крупных государств. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости. 

    В экономических учениях феодального  общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается  интерес к проблемам товарно-денежных отношений. В работе рассмотрено  отражение экономических идей эпохи  феодализма в религиозной философии, государственных законах, а также работах Фомы Аквинского.

 

     Список используемой литературы 

  1. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. / Гл. ред. В.Н. Черковец. – М.: Мысль, 1994. Т.1.
 
  1. Аникин  А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов  до Маркса. – М.: Политиздат, 1985.
 
  1. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической  мысли. От пророков до профессоров. –  М.: Дело, Вита – пресс, 1996.
 
  1. История экономических  учений / Под ред. В. Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000.
 
  1. Левита  Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении. – М.:ИНФРА-М, 2001.
 
  1. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.Инфра-, 1997.
 
  1. История экономических  учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Информация о работе Экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский