Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Хозяйственная деятельность на самых ранних ступенях развития человечества подвергалась анализу и осмыслению. С развитием и усложнением жизненного уклада, с появлением новых общественных институтов и все более прогрессивных форм хозяйствования экономика как наука прошла сложный путь от вспомогательной прикладной дисциплины до магистральной научной отрасли. Наиболее ранние из сохранившихся источников, посвященных социально-экономической проблематике, относятся к достижениям мыслителей Древней Греции и Рима.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
3
1.Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля ………………………………………………………………... 4
2.Проблематика экономической мысли Древнего Рима……………………… 7
3.Отражение специфики экономики Древней Греции и Древнего Рима в особенностях экономической мысли этих обществ…………………………... 10
Заключение ……………………………………………………………………… 12
Список использованной литературы…………………………………………... 14

Работа содержит 1 файл

История Э.У..doc

— 91.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

                            ИНСТИТУТ 
         
         
         
         
         

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине «История экономических учений»

на тему: «Экономические взгляды мыслителей Древней Греции

и Древнего Рима»

Вариант № 2 
 
 
 
 
 

                                                                      

       

                               Исполнитель: 

                                      Юдина Ольга Михайловна

                              специальность: 

                              бакалавр экономики

                              группа: № 6 (ФНО)

                              № зачетной книжки: 11флд41494

                    Руководитель:

          Михальченкова Оксана Алексеевна       
 
 
 
 

Смоленск - 2012

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….

3
1.Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля ………………………………………………………………... 4
2.Проблематика экономической мысли Древнего Рима………………………  7
3.Отражение специфики экономики Древней Греции и Древнего Рима в особенностях экономической мысли этих обществ…………………………... 10
Заключение ……………………………………………………………………… 12
Список  использованной литературы…………………………………………... 14

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

          Хозяйственная деятельность на самых ранних ступенях развития человечества подвергалась анализу и осмыслению. С развитием и усложнением жизненного уклада, с появлением новых общественных институтов и все более прогрессивных форм хозяйствования экономика как наука прошла сложный путь от вспомогательной прикладной дисциплины до магистральной научной отрасли. Наиболее ранние из сохранившихся источников, посвященных социально-экономической проблематике, относятся к достижениям мыслителей Древней Греции и Рима. Несмотря на то, что попытки осмысления явлений и форм экономической деятельности в древности носили непоследовательный, фрагментарный характер, научные изыскания ученых античности оказали неоспоримое, существенное влияние на развитие и формирование западной экономической мысли.

          В высказываниях античных авторов мы встречаемся с попытками первого научного обобщения и оценки общественного разделения труда, обмена, денег. Но все эти проблемы ставились и рассматривались с точки зрения класса рабовладельцев, защиты рабовладения и натуральных форм хозяйства. Эта классовая позиция обусловила непонимание исторической закономерности возникновения товарно-денежных отношений и отрицательное отношение к первым формам капитала — торговому и ростовщическому, отрицательное отношение к прибыли и проценту. Стремление оправдать рабовладение лежит в основе презрительного отношения античных мыслителей к физическому труду, как унизительному для свободного человека занятию. Таким образом, классовый характер экономической мысли этой эпохи выражен очень наглядно. Отсюда историческая ограниченность и противоречивость взглядов античных авторов по экономическим вопросам.  
 
 
 
 
 

1.Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля 

          Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

          Ксенофонт родился в Афинах в 430 г. до н.э. (умер в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он – ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.

           Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, «земледелие – мать и кормилица всех искусств». Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремёслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

        «Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области    хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.

          Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделении труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительских стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объёма рынка зависело расчленение профессией.

          Ксенофонт – идеолог, прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах. Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

          У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости – с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

          Платон (428—347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал, прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях «Государство» и «Законы».

          В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

          Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.

          Особенно ярко основные черты греческой социально-экономической мысли выражены в трудах Аристотеля (384—322 до н.э.). В центре внимания философа домашнее хозяйство как деятельность, направленная на производство и потребление. В нем сохраняется место для рабов, хотя Аристотель и создает свой проект, в противовес господствующим в Греции хозяйственным отношениям. Па рабов возлагаются тяжелые, монотонные, нетворческие обязанности, они – исполнители, такова их природа.

          Экономические взгляды Аристотеля были реакцией на явления, развившиеся в денежном хозяйстве. Злоупотребления в этой сфере заставляли его высказываться против торговли, денежного хозяйства и кредита, поскольку и в его время существовало полнокровное, самодостаточное домашнее хозяйство.  

2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима

 

          Римляне оставили менее заметный след в истории экономической мысли. Практический склад ума заставлял их интересоваться прикладной стороной всяких знаний. Землевладельцы Марк Порций Катон, Марк Терренций Варрон и Юний Модерат Колумелла составили подробные руководства по рациональному ведению хозяйства. Римлянам недоставало недовольства существующими в обществе отношениями, которое греческие мыслители испытывали в отношении демократических институтов V-IV вв. до н.э. Римское государство и царившие в нем порядки были предметом их гордости. Область экономических отношений римские авторы затрагивали лишь в связи с вопросами права, собственно, наука о праве – юриспруденция – родилась и развилась именно на римской почве. В отличие от Греции, где город-государство предъявлял права на имущество и личность отдельных граждан, в Риме их частная жизнь была отделена от государства и пользовалась защитой закона.

          Катон Старший был первым, кто обратился к проблемам хозяйства. В его трактате «О земледелии» – еще нет систематического изложения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трактат является своего рода руководством для начинающего хозяина. Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности – самое почетное и самое выгодное. Главное внимание Катон уделяет получению прибыли. Особенно важной Катон считает близость имения к городу (желательно к крупному) как рынку сбыта товаров. Немаловажное значение имеет также количество и качество дорог.

         Идеальным, по мнению Катона, является имение, в котором объединено как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход – от неприбыльных лучше отказаться.

          Взгляды Катона на организацию сельскохозяйственного производства поддержал и развил писатель и ученый-энциклопедист Марк Терренций Варрон. Он занимался литературным творчеством, писал труды по истории, искусству, философии, лингвистике, литературе, юриспруденции, музыке, математике. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельскохозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве.

         По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых, наряду с рабочим скотом и инвентарем, он относит к орудиям труда.

Информация о работе Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима