Экономический рост и его государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – осуществить анализ факторов экономического роста и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
Задачи данной работы - четкое представление экономического положения в нашей стране и выявление причин ухудшения экономического роста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономический рост: сущность и факторы.
1.1 Сущность понятия экономический рост. 5
1.2 Факторы экономического роста. 8
Глава 2. Государственное регулирование экономического роста. 12
Глава 3. Экономическое развитие России. 17
3.1 Ключевые факторы экономического роста в Росси. 17
3.2 Экономический рост РФ в 2009 году. 19
3.3 Комплекс мер, необходимых для смягчения финансового 25
кризиса в регионах.
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     В антикризисной тактике крайне важно  не упустить из виду перспективы социально-экономического развития. Политическое руководство  страны это понимает: приняты концепция-2020, правительственный план действий на 2009-2012гг., стратегия развития финансового рынка до 2020 г., внешнеэкономическая стратегия, завершается подготовка концепции создания международного финансового центра. Однако стратегического целеполагания недостаточно. Риски, до поры скрытее в антикризисных решениях, могут перейти в генетический код посткризисной реальности.

     Центральный банк Российской Федерации создал для  себя возможность управлять курсом рубля, контролируя банковскую ликвидность: в случае возобновления спекулятивных  атак на рубль Центробанк просто сократит ее предоставление банкам. В этих условиях продажа валюты будет осуществляться в основном для целей рефинансирования внешних корпоративных займов [10стр.18].

     В условиях глобального финансово-экономического кризиса Россия неизбежно столкнется с дефицитом бюджета, а темпы экономического роста России в 2009 году могут замедлиться до уровня 0-2%, инфляция ожидается на уровне 13%, заявил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая в понедельник в Гонконге на Азиатском финансовом форуме. По его словам в пик кризиса, который ожидается в 2009 году, мы готовы идти на дефицит бюджета и даже увеличивать дефицит бюджета. Правительство исходит из того, чтобы в 2010 году дефицит бюджета не превышал 4-5% ВВП, а начиная с 2011 года - стал снижаться. В прошлом году экономический рост России составил 6%, и в 2009 году тоже ожидается положительное значение, но на уровне от нуля до 2%. Эти новые оценки связаны с оценкой мировой экономики и спроса на российский экспорт [1]. По словам Кудрина, для составления бюджетных прогнозов правительство использовало стоимость нефти на уровне 30 долларов за баррель. Антикризисные меры, которые осуществляет Россия, основываются прежде всего на поддержке ликвидности банков, капитализации банковской системы, подчеркнул Кудрин. В связи с чем правительство России планирует выделить еще 40 млрд долларов на поддержку банковской системы, сообщил глава Минфина. Но несмотря на экономический кризис правительство России продолжает исходить из необходимости сохранить конвертируемость рубля [12]. "Мы сохраняем и будем сохранять конвертируемость национальной валюты. Это - то достижение, которое нам удалось получить в последние годы", - заявил Кудрин. В то же время он признал, что конвертируемость рубля "создает необходимость большой ответственности в экономической политике". Министр также сообщил, что начиная с сентября и до нынешнего момента российская валюта девальвировала на 20%. Это создало новые ориентиры в экономике, и мы ожидаем, что они положительно скажутся на нашем спросе, платежном балансе. «Социальные мероприятия 2009 года будут направлены на решение главной задачи – смягчение негативных последствий экономического кризиса для населения, - уточнила министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова. – Объектом особого внимания государства будут слабо защищенные группы населения, прежде всего ветераны и семьи с детьми». Все пособия и социальные выплаты, финансируемые из федерального бюджета, в 2009 году будут «доиндексированы» с учетом нового прогноза инфляции. Обсуждая программу на заседании правительства, премьер Владимир Путин уточнил еще раз, что, как и планировалось ранее, средний размер социальной (минимальной) пенсии в конце года составит 4294 рубля и догонит прожиточный минимум пенсионера. Средняя трудовая пенсия к концу года вырастет на 23,9%, на 8,7% опережая инфляцию. Что касается детских пособий, весь детский «пакет» был увеличен с 1 января на 8,5%, но принято решение пересчитать эти выплаты еще раз – с учетом повышения опять же с 1 января на 13%. В частности, единовременное пособие при рождении ребенка составит 9989,86 руб. (по сравнению с январем 2008 года – увеличение на 1,3 тыс. руб.). Минимальный порог ежемесячных пособий работающим мамам по уходу за первым ребенком до 1,5 лет вырастет до 1873,1 руб., за вторым и последующими детьми – до 3746,2 руб. Максимальный размер этого пособия, который зависит от уровня зарплаты, будет равен 7492,4 рубля. Кроме того, будет пересмотрен размер материнского капитала – он вырастет до 312 тыс. 162 руб., то есть на 12,431 тыс. руб. по сравнению с нынешним уровнем. В федеральный бюджет заложено 43,7 млрд. руб. на стабилизацию положения на рынке труда. Многое сделано: так, с 1 января в 1,5 раза – до 4900 руб. увеличен максимальный размер пособия по безработице, в большинстве регионов приняты программы содействия занятости. Что касается инфляции, правительство намерено удержать ее в пределах прошлого уровня (план – 13%, прогнозы – примерно такие же или на пару-тройку процентов выше).

     3.3 Комплекс мер, необходимых для смягчения финансового кризиса в регионах

     В ноябре 2008 г. Аналитический центр  провел экспресс-опрос региональных экспертов относительно глубины  проявлений кризиса в регионах страны. Программа опроса предусматривала, прежде всего, оценку масштабов и глубины проявления кризиса в регионах в целом; выявление секторов экономики, в которых финансовый кризис проявился в наибольшей мере; оценку поступления финансовой помощи от федерального центра в регионы в связи с кризисом. Существенное внимание было уделено и оценкам экспертов на 2009г. изменений модели действий организаций реального сектора экономики в условиях кризиса, а также прогнозам возможных изменений в 2009 г. на потребительском рынке и в уровне жизни населения.В опросе приняли участие 720 экспертов из 78 субъектов Федерации. В их состав вошли руководители и специалисты экономических, социальных, финансовых и отраслевых (промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других) региональных ведомств, а также территориальных управлений Банка России и коммерческих банков. Конкретный состав экспертов в каждом регионе определен администрацией субъекта Федерации с учетом письменных рекомендаций Аналитического центра. Результаты опроса, по мнению Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, указывают на необходимость разработки наряду с принятым федеральными властями и Центральным банком России комплексом мер, обеспечивающих смягчение отрицательного воздействия мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие страны, также мер регионального характера. В организационном плане это требует разработки антикризисных программ развития регионов с выделением краткосрочных и долгосрочных мероприятий. Важное место в этих программах прежде всего должны занимать [14стр. 34]:

  • осуществление мер по поддержке занятости в регионах;
  • формирование региональных заказов на продукцию и услуги предприятий и организаций и совершенствование в целом эффективного взаимодействия региональных властей бизнеса;
  • поддержка жилищного строительства;
  • организация общественных работ;
  • реализация мер по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием инноваций;
  • разработка мероприятий по опережающей подготовке и переподготовке кадров;
  • финансовая поддержка экономически наименее защищенной части населения: пенсионеров, школьников, многодетных семей и др.;
  • активное участие в реализации федеральных государственных социально-экономических программ;
  • организация контроля в регионах финансовых потоков, направленных на поддержку как финансовых институтов, так и реального сектора, а также сферы услуг и населения;
  • соучастие регионального бюджета в мероприятиях по оказанию помощи ЖКХ;
  • приостановление наименее эффективных региональных и муниципальных программ;
  • совершенствование системы стимулирования качества производимой продукции в регионах и импортозамещения;
  • осуществление мер по гарантированию возраста средств региональным финансовым институтам, кредитующим реальный сектор экономики;
  • выкуп ипотечных кредитов у банков;
  • адресная финансовая поддержка наиболее значимых для регионов предприятий, в том числе градообразующих, которые не могут реализовать свою продукцию;
  • упрощение регионального налогообложения малого бизнеса;
  • разработка и внедрение прогрессивных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса;
  • развитие инфраструктуры регионального рынка и производственной кооперации;
  • улучшение межрегиональных взаимодействий.

     В условиях кризиса необходимо изменить подходы к управлению и принятию решений. Важно быстро реагировать  на происходящее, чтобы управленческие воздействия были своевременными. Так, меры по поддержке фондового рынка неоправданны, если кризис приобрел затяжной характер и распространился на реальный сектор. Они лишь ведут к потере финансовых ресурсов, усиливая спекулятивную активность на рынке. В условиях жесткого рационирования ресурсов их надо расходовать наиболее эффективным образом. Для этого нужно включать в состав органов, принимающих решения, людей, имеющих опыт работы в кризисных условиях и проведения реформ как на корпоративном, так и на государственном уровне. Необходим общественный диалог между государством, бизнесом и населением. Это позволит обеспечить лиц, принимающих решения, достоверной информацией о процессах, происходящих в экономике, оценить результативность принимаемых решений и реализуемых мер, а также сформировать эффективную коммуникационную политику, снижающую социальную напряженность [15стр29-30]Таким образом, модернизационные силы в стране есть. Они не консолидированы и скорее всего их активность проявится лишь после кульминации кризиса, когда станет ясно, что его дно достигнуто.Проанализировав экономическое развитие России можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в России наблюдается экономический кризис, который наносит большой ущерб стране в целом. Государством разрабатываются антикризисные программы, которые помогут смягчить все последствия кризиса. Реализуемые антикризисные меры и принципы соответствующих решений требуют совершенствования. Осуществление ряда дополнительных мер позволит адекватно противостоять выявленным вызовам. Стержнем предстоящей модернизации должна стать инновационная экономика, опирающаяся в том числе на реформирование институтов собственности и судебной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Экономический рост измеряется темпами роста ВВП или темпами его прироста. В первом случае за основу берется объем ВВП в предшествовавшем году, принятый за 100%, во втором – объем производства, равный на начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП, так и их изменение с течением времени указывают на экономическую мощь страны и ее динамику. Однако социально-экономическое благополучие нации, уровень жизни населения измеряются удельными показателями. В частности, ВВП, приходящийся на душу населения. ВВП страны, разделенный на численность ее населения, позволяет определить величину ВВП, приходящуюся на одного человека (подушевой показатель).

     Факторы экономического роста. Экономический рост определяется такими факторами предложения, как природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технология. Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом. Особенно большие возможности для ускорения роста открывает использование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда; совершенствование технологии производства на основе достижений науки и техники; улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п. Эти факторы обеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем повышается. Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства.

     Рассмотрев выше изложенные проблемы, можно сделать вывод, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких, как экологическая проблема. А чтобы добиться наибольших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений.

     Но, все же, главный вопрос, который  возникает по результатам проведенного исследования состоят в том, каковы реальные возможности российской экономики  и в дальнейшем обеспечивать опережающую  динамику качественной компоненты роста. Наша позиция и оценка состоит в том, что поскольку период выбраковки неэффективных производств практически завершен, а трансформационные факторы роста рыночного качества продукции в российской экономике практически исчерпаны, главной составляющей качественных приращений российской экономики в перспективе является технологический прогресс. Таким образом, у России нет других инструментов обеспечения высокой динамики производства и экономического прорыва в будущее кроме науки и инвестиций. 

 

      Список литературы: 

  1. Войтов  А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник 7-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2003.
  2. «Государственное регулирование экономики» Ю.П.Лубнев
  3. Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие – М.: Издат. – Торг. Корпорация «Дашков и К», 2005.
  4. Курс экономической теории: Учебник/М.И. Плотицкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотицкого Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005.
  5. Кейнс  Д.М. «Общая теория занятости, процента и денег»
  6. Морозова Т.Г. «Государственное регулирование экономики» Москва, изд.:Юрист.
  7. Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». Москва, изд.:Юрист.
  8. Российская газета № 9 (4833), 22-28 января 2009г.
  9. Российская газета № 24 (4848), 17-18 февраля 2009г.
  10. Российская газета № 33 (4857), 26 февраля – 4 марта 2009г.
  11. Российская газета № 47 (4871), 19-25 марта 2009г.
  12. Российская газета № 52 (4876), 26 марта – 1 апреля 2009г.
  13. Журнал «Экономист». 2007. №1Сергеев И., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования .с46-55
  14. Журнал «Вопросы экономики» № 4 апрель 2009. Гл. ред. Л.И. Абалкин, М.: Институт экономики РАН.
  15. Журнал «Экономист» № 4 апрель 2009. Ред. кол.: П.А. Игнатовский, С.С. Губанов, Р.А. Кучуков, В.И. Кушлин, Б.П. Плышевский, А.З. Селезнев, А.Т. Спицын, М.
 
  1. Энтов Р., Луговой О., Астафьева Е., Бессонов В., Воскобойников И., Турунцева М., Некипелов Д. Факторы экономического роста российской экономики – М.; ИЭПП 2003г.
  2.   Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктизации экономики России на рубеже XXI века. – Экономическая газета, №12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложения 

     Таблица 1. Прогнозные показатели экономического развития на 2009г[16.стр.10]

            2008      2009
     Прогноз от 19.12.2008      Прогноз от 19.01.2009
     Среднегодовая цена нефти Urals, долл./барр.      94,6      50      41
     ВВП, %      6      2,4      -0,2
     Инфляция, %      13,3      10-12      13
     Промышленное  производство, %      2      1,4      -1,7
     Инвестиции  в основной капитал, %      9,2      1,4      -1,7
     Рост  реальных зарплат, %      11,6      0,8      -2,7
     Экспорт, млрд. долл.      469      303      269,4
     Импорт, млрд. долл.      292,5      285      245,3
     Торговое  сальдо, млрд. долл.      176,6      18      24,1
     Среднегодовой курс рубля к доллару      24,8      30,8-31,8      35,1

Информация о работе Экономический рост и его государственное регулирование