Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:57, курсовая работа
Экономический рост в России в последние годы сопровождается некоторым снижением доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, но проблема бедности до сих пор остается актуальной. Несмотря на то, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума ежегодно снижается на 3 п.п., за чертой бедности все еще находится, по разным оценкам, от 15% до 30% населения1.
Для 10% населения (I-я доходная группа) реальные располагаемые ресурсы не соответствуют даже половине официально установленного прожиточного минимума. Аналогичная картина получается и для других лет в рассматриваемом периоде.
Охват экономическим ростом (growth incidence). Согласно официальной статистике, за последние 5 лет в России реальные доходы населения ежегодно увеличиваются на 9-12%. Например, для 2004 г. этот показатель составил 9,9%. Наши расчеты показывают, что прирост реальных доходов для отдельных доходных групп населения сильно отклоняется от этой средней цифры. Так, за 2004 г. реальные располагаемые доходы с учетом полученных трансфертов и льгот для первой доходной группы (наименее обеспеченные) выросли только на 5,8%, в то время как для десятой доходной группы (наиболее обеспеченные) реальные доходы увеличились на 17,7% (Рисунок 5). В целом, прирост располагаемых доходов для 80% населения (I-VIII доходные группы) был ниже средней величины 9,9%. Таким образом, экономический рост способствовал ускоренному увеличению доходов только наиболее обеспеченных групп населения и не был ориентирован на преодоление бедности (не относился к понятию pro-poor growth). Охват экономическим ростом населения страны остается чрезвычайно низким.
Рисунок 5. Распределение реальных располагаемых доходов и льгот, получаемых населением
Источник: собственные расчеты на основе данных Росстата, 2004.
Следует отметить, что в числе тех, чьи доходы выросли в наименьшей степени, оказались не только те, кто находится за чертой бедности, но и представители пятой и шестой доходных групп (представители т.н. «среднего класса»). Относительный прирост доходов этих групп населения, как видно по рисунку, оказался даже меньше, чем прирост доходов в первой доходной группе, хотя размеры социальных трансфертов и льгот, получаемых этими группами населения, более чем в 2 раза превышают трансферты и льготы для наименее обеспеченных. Следовательно, в ходе экономического роста в России возможности для формирования обеспеченного «среднего класса» невелики, что также свидетельствует о консервации бедности.
Вывод о том, что экономический рост не способствует преодолению бедности, согласуется с недавними исследованиями4 об экономическом росте в разрезе отраслевой структуры экономики России. Согласно этим исследованиям, наибольший прирост доходов в последние годы характерен для экспортоориентированных отраслей экономики, являющихся малочисленными по количеству занятых (эти отрасли насчитывают менее 10% занятых в экономике). Как представляется, ориентация экономического роста на преодоление бедности в российских условиях возможна в случае диверсифицированного роста, основанного не только на экспортно-сырьевом секторе экономики, но и на развитии перерабатывающих отраслей.
Наиболее простым решением для государства, способствующим ориентации экономического роста на преодоление бедности, является корректировка системы социальных трансфертов и льгот, как в натуральном, так и в денежном выражении. В российских условиях в этом отношении необходимо обеспечить справедливость их распределения. Как видно по рисунку (Рисунок 5), наименьший объем льгот и трансфертов получает наименее обеспеченное население (I и II доходные группы), а наибольший – наиболее обеспеченное население (IX и X доходные группы). Объемы этих трансфертов и льгот различаются менее чем в 4 раза, что существенно ниже разницы между объемами располагаемых доходов населения. Подобное несоответствие между распределением социальных трансфертов и льгот и распределением доходов в стране препятствует преодолению бедности и лишь закрепляет тенденцию к ее консервации, обусловленную характером современного экономического роста. Определенные шаги по преодолению недостатков существующей системы трансфертов были предприняты в ходе разработки системы монетизации льгот.
Наиболее сложным решением, но при этом создающим долгосрочную основу для преодоления бедности и социального неравенства, является политика государства, направленная на стимулирование создания новых рабочих мест с уровнем оплаты труда не ниже среднего по экономике. Проведение такой политики связано с использованием потенциала частного бизнеса, включая возможности по расширению производства, обеспечение условий «социального лифта» для населения через систему образования. Для этого, в свою очередь, необходимо стимулирование деятельности бизнеса, направленной на развитие производства, расширение создания рабочих мест и развитие человеческого капитала.
Заключение
Литература
 
Приложение
Индивидуальные весовые коэффициенты
| Доходные группы | Справочно: все домохозяйства | ||||||||||
| I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | ||
| Продовольственные товары | 0.58 | 0.56 | 0.55 | 0.56 | 0.52 | 0.51 | 0.44 | 0.45 | 0.42 | 0.37 | 0.45 | 
| Хлеб и хлебобулочные изделия | 0.12 | 0.10 | 0.09 | 0.08 | 0.07 | 0.06 | 0.06 | 0.05 | 0.04 | 0.04 | 0.06 | 
| Крупа и бобовые | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 
| Макаронные изделия | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 
| Мясо и птица | 0.15 | 0.16 | 0.16 | 0.17 | 0.16 | 0.15 | 0.14 | 0.14 | 0.13 | 0.11 | 0.14 | 
| Рыба и морепродукты | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.02 | 0.03 | 
| Молоко и молочная продукция | 0.08 | 0.08 | 0.08 | 0.08 | 0.08 | 0.07 | 0.06 | 0.06 | 0.06 | 0.05 | 0.07 | 
| Масло сливочное | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.00 | 0.01 | 
| Масло подсолнечное | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 
| Плодоовощная продукция | 0.07 | 0.07 | 0.07 | 0.08 | 0.07 | 0.07 | 0.06 | 0.07 | 0.06 | 0.05 | 0.06 | 
| Сахар-песок | 0.04 | 0.03 | 0.04 | 0.05 | 0.04 | 0.04 | 0.03 | 0.04 | 0.04 | 0.03 | 0.03 | 
| Алкогольные напитки | 0.01 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.03 | 0.02 | 0.02 | 0.03 | 0.03 | 0.04 | 0.03 | 
| Непродовольственные товары | 0.18 | 0.20 | 0.21 | 0.24 | 0.24 | 0.28 | 0.32 | 0.33 | 0.34 | 0.35 | 0.29 | 
| Ткани | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.02 | 0.02 | 0.01 | 0.01 | 
| Одежда и белье | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.04 | 0.04 | 0.04 | 0.04 | 0.05 | 0.05 | 0.04 | 0.04 | 
| Трикотажные изделия | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.04 | 0.04 | 0.04 | 0.04 | 0.05 | 0.05 | 0.04 | 0.04 | 
| Обувь | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.04 | 0.04 | 0.04 | 0.04 | 0.05 | 0.05 | 0.04 | 0.04 | 
| Моющие средства | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.01 | 
| Табачные изделия | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 
| Электротовары | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.02 | 0.04 | 0.03 | 0.03 | 0.04 | 0.03 | 
| Телерадиотовары | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.02 | 0.04 | 0.03 | 0.03 | 0.04 | 0.03 | 
| Бензин автомобильный | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.02 | 0.02 | 0.03 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 
| Медикаменты | 0.06 | 0.05 | 0.06 | 0.05 | 0.06 | 0.05 | 0.05 | 0.05 | 0.05 | 0.05 | 0.05 | 
| Платные услуги | 0.25 | 0.24 | 0.24 | 0.20 | 0.24 | 0.21 | 0.24 | 0.22 | 0.23 | 0.28 | 0.26 | 
| Жилищно-коммунальное хозяйство | 0.17 | 0.15 | 0.15 | 0.11 | 0.12 | 0.09 | 0.10 | 0.07 | 0.07 | 0.08 | 0.10 | 
| Медицинские услуги | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.02 | 0.01 | 
| Услуги пассажирского транспорта | 0.04 | 0.04 | 0.04 | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.04 | 0.03 | 0.04 | 0.04 | 0.04 | 
| Услуги связи | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.03 | 0.02 | 0.02 | 0.03 | 0.03 | 
| Услуги учреждений культуры | 0.00 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.02 | 0.03 | 0.02 | 
| Санаторно-оздоровительные | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.00 | 
| Услуги дошкольного воспитания | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 
| Услуги образования | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.02 | 0.01 | 0.02 | 
| Бытовые услуги | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.02 | 0.03 | 0.03 | 0.04 | 0.04 | 0.06 | 0.03 | 
Источник: расчеты авторов
1 Субъективные оценки населения своих доходов существенно выше. По данным Левада-центра, в 2004 г. около 80% россиян считали уровень своих доходов ниже прожиточного уровня.
2 До июня 2005 г. список включал 30 наименований, включая продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги. С июня 2005 г. – 42 наименования. Расширение списка произошло за счет детализации категории «жилищно-коммунальные услуги».
3 На основе официального ежемесячного прожиточного минимума в 2004 г.
4 Белоусов А.Р. Бизнес-идея развития. // Эксперт, № 38 (484) 10.10.2005.
Информация о работе Экономический рост в россии: ориентация на преодоление бедности?