Экономический закон

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:32, реферат

Описание работы

Сущность экономического закона заключается в выражении существенной связи способа производства, то есть конкретизация сущности закона непосредственно связана с раскрытием существа этой связи, которая является преимущественно каузальной , причинно-следственной связью, одна сторона которой обуславливает другую .

Работа содержит 1 файл

Экономический закон.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Экономический закон - это существенное, необходимое, устойчивое отношение в экономических  явлениях и процессах, определяющее их развитие.

Сущность  экономического закона заключается  в выражении существенной связи  способа производства, то есть конкретизация  сущности закона непосредственно связана с раскрытием существа этой связи, которая является преимущественно каузальной , причинно-следственной связью, одна сторона которой обуславливает другую .

По своему содержанию экономический закон  носит диалектический характер. Элементами содержания закона выступают:

1. стороны  причинно-следственной связи;

2. сам  процесс взаимодействия между  данными сторонами;

3. формы  взаимодействия между ними;

4. результат  этого взаимодействия.

В обществе действует система экономических законов. Они взаимосвязаны между

собой. Различают следующие экономические  законы:

   1. Всеобщие законы  - действующие  на всех ступенях развития  человеческого

      общества, во всех общественно-экономических  формациях, к ним относятся  :

              i. Законы возвышающихся потребностей;

             ii. Законы общественного разделения  труда;

            iii. Законы  повышения производительности  труда и др.

   2. Общие Экономические законы  - действуют при наличии общих  социально-

      экономических условий (товарно-денежные отношения):

              i. Законы стоимости;

             ii. Законы спроса и предложения;

            iii. Законы денежного обращения  и. др.

К основным экономическим законом относится:.

Закон стоимости:

 Закон  стоимости предполагает формирование у каждого отдельного

товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и,

соответственно, формирование индивидуальной стоимости  и индивидуальной

цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и,

соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе

которых лежат общественно необходимые  затраты труда.

      Закон стоимости имеет объективный  характер, однако, эту объективность

нельзя  понимать в том смысле, что никакие  внешние факторы не в состоянии

влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают

на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние общественно

необходимых затрат труда.

      Закон стоимости есть закон  цен, ибо внешней формой проявления

стоимости являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений

между участниками рынка, цена – форма  этого содержания. Закон стоимости  и

внутриотраслевая  конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен.

Индивидуальные  цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому

товаропроизводители одной отрасли получают различные  величины прибыли на

единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая  конкуренция формируют

межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители  различных

отраслей  получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет

к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают

получение равной прибыли на равные капиталы.

      Сумма цен производства в масштабе  общества равна сумме стоимостей,

перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет

затрат  капитала, однако общий уровень цен  производства и их изменение в

конечном  счете предопределяются уровнем  и изменением рыночной стоимости,

уровнем и изменением общественно необходимых  затрат труда.

      Подведем итог. Сущность закона  стоимости состоит в том, что  в товарном

производстве  основу пропорций обмениваемых товаров  определяет рыночная

стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно

необходимые затраты труда.

      Функции закона стоимости. Закон стоимости выполняет следующие функции:

      Первая функция — осуществление учета общественного труда через

формирование  общественно необходимых затрат труда.

      Вторая функция состоит в том, что закон обеспечивает распределение

труда между различными сферами производства. Через механизм колебаний

рыночных  цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов

производства  из одних отраслей национальной экономики  в другие,

регулируется  соотношение между выпуском различных товаров.

      Третья функция — стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение

производственных  затрат. Если индивидуальные затраты  труда превышают

общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться,

товаропроизводитель обязан снижать величину этих затрат. Предприниматели

стремятся производить продукцию с меньшими индивидуальными затратами труда,

что при  данных ценах обеспечивает ряд экономических  преимуществ — ускорение

реализации  товаров, больший доход и прибыль. А, как известно, прибыль —

объективный стимул развития производительных сил  на базе ускорения научно-

технического  прогресса.

     Четвертая функция — распределительная, когда с помощью цен

осуществляется  распределение и перераспределение  общественного продукта

между регионами, предприятиями.

      Пятая функция закона стоимости заключается в том, что на его основе

происходит  дифференциация товаропроизводителей. Индивидуальные затраты

труда у товаропроизводителей неодинаковы. При продаже товаров

товаропроизводители, у которых они ниже общественно необходимых, окажутся в

выгодном  положении - получат дополнительный доход. И наоборот, те из них, у

кого  индивидуальные затраты выше общественно  необходимых и они не в

состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены

банкротству, разоряются.

      Таким образом, закон стоимости:

1. Стимулирует  тех производителей, у которых  индивидуальные затраты труда

   ниже общественно необходимых.

2. Обуславливает  дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от

   соотношения их индивидуальных  трудовых затрат с общественно  необходимыми.

3. Стимулирует  снижение затрат.

4. Регулирует  распределение труда по сферам  производства.

5. Проявляется  как закон цен - в основе  цен лежит стоимость.  Его функции

   осуществляются как при равенстве  цены со стоимостью, так и при  их

   расхождении

6. Создаёт  основы стоимостного или рыночного  механизма регулирования

   пропорций производства.

      Действие закона стоимости нельзя  абсолютизировать, ибо его роль в

рыночной  системе хозяйствования имеет ограниченный характер. Этот закон

достаточно  убедительно объясняет экономические  мотивы поведения

товаропроизводителя, продавца. Но, оставаясь в рамках действия только этого

закона, трудно, а в ряде случаев невозможно объяснить экономическое

поведение другого субъекта рынка – покупателя, потребителя. В самом деле:

товаропроизводитель при продаже своего товара хотел  бы продавать его по

такой цене, которая полностью возместила бы все  его затраты и принесла

максимум прибыли. Следовательно, вся логика его поведения предопределена

требованиями  закона стоимости. В ином положении  оказывается потребитель

товара: покупателя мало или вовсе не интересуют затраты производителя на

данный  товар, его экономический интерес  в том, чтобы цена была низкой,

качество  товара высоким. Но, самое главное  в том, что покупатель ценит или

не ценит  потребительские качества товара, его  полезность, нужность или

ненужность  его для себя. Поведение этого

субъекта  рынка требованиями закона стоимости объяснить невозможно. Здесь

требуется знание другого закона рынка –  закона спроса и предложения.

  Закон спроса.

Фактически  он звучит так: чем цены выше, тем  спрос ниже и наоборот, чем

цены  ниже, тем спрос выше. Таким образом, главным фактором который

оказывает влияние на спрос, является цена.

     На спрос также оказывают влияние  неценовые факторы:

       1. Доходы

       2. Наличие данного товара на  рынке (дефицит).

       3. Психология покупок и вкусы  потребителей.

       4. Эффекты ожидания: рост или снижение цен

       5. Наличие на рынке товаров-заменителей  (субститутов).

       6. Наличие на рынке дополняющих  друг друга товаров

          (комплиментарных).

    Все неценовые факторы рассматриваются  в экономике не в динамике, а в

статике, т.е. постоянными. Это означает, что ни один из этих факторов не

может оказать на спрос такого решающего  влияния как цена. Поэтому

употребляется термин «при прочих равных условиях».

Однако  спросу «противостоит»  такое понятие  как «предложение».

Информация о работе Экономический закон