Экономическое учение физиократов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 02:48, реферат

Описание работы

Центральные идеи теории физиократии таковы:

1) экономические законы носят естественный характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;

2) источником богатства является сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;

Содержание

Введение

1.Физиократы
1.Положения
2.Происхождение теории
3.Предшественники
4.Физиократия вне Франции
5.Физиократы в России
2.Франсуа Кенэ - основоположник школы физиократов
1.Принципы методологии
2.Учение о «чистом продукте»
3.Теория капитала
4.Отношение к торговле
5.Теория воспроизводства. «Экономическая таблица»
6.Значение взглядов Кенэ для развития экономической мысли
3.Экономическое учение А. Тюрго
1.Предмет и метод изучения
2.Теория денег
3.Теории стоимости, классов, доходов
Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Экономическое учение физиократов.docx

— 81.14 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По  дисциплине: «История экономических учений»

Тема: «Экономическое учение физиократов» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2008 –  2009 уч. год

 

Содержание 

Введение

  1. Физиократы
    1. Положения
    2. Происхождение теории
    3. Предшественники
    4. Физиократия вне Франции
    5. Физиократы в России
  2. Франсуа Кенэ - основоположник школы физиократов
    1. Принципы методологии
    2. Учение о «чистом продукте»
    3. Теория капитала
    4. Отношение к торговле
    5. Теория воспроизводства. «Экономическая таблица»
    6. Значение взглядов Кенэ для развития экономической мысли
  3. Экономическое учение А. Тюрго
    1. Предмет и метод изучения
    2. Теория денег
    3. Теории стоимости, классов, доходов

Заключение

Список используемой литературы 

 

    Введение 

     Слово «физиократия» имеет греческое  происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле физиократы исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного  производства.

     Центральные идеи теории физиократии таковы:

     1) экономические законы носят естественный  характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет  к нарушению процесса производства;

     2) источником богатства является  сфера производства материальных  благ - земледелие. Только земледельческий  труд является производительным, так как при этом работают  природа и земля, а труд в  других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или  «бесплодным»;

     3) под чистым продуктом физиократы  понимали разницу между суммой  всех благ и затратами на  производство продукта в сельском  хозяйстве. Этот избыток (чистый  продукт) - уникальный дар природы.  Промышленный труд лишь изменяет  его форму, не увеличивая размера  чистого продукта;

     4) физиократы проанализировали вещественные  составные части капитала, различая  «ежегодные авансы», годичные  затраты и «первичные авансы»,  представляющие собой фонд организации  земледельческого хозяйства и  затрачивающиеся сразу на много  лет вперед. «Первичные авансы»  (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные  затраты на сельскохозяйственное  производство) - оборотному капиталу;

     5) деньги не причислялись ни  к одному из видов авансов.  Для физиократов не существовало  понятия «денежного капитала»,  они утверждали, что деньги сами  по себе бесплодны, и признавали  лишь одну функцию денег - как  средства обращения. Накопление  денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

     Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

     - во-первых, налогообложение должно  быть основано непосредственно  на самом источнике доходов;

     - во-вторых, должно быть в известном  постоянном соотношении с этими  доходами,

     - в-третьих, не должно быть слишком  обременено издержками взимания.

     Школа физиократов возникла во Франции  в период перехода от феодализма к  капитализму, в XVIII веке. К этому времени  уже окреп промышленный и финансовый капитал, но еще 80% пахотной земли принадлежало духовным и светским феодалам. Сложились  национальные рынки, и намечается появление  европейского рынка, однако большинство  населения по-прежнему вело натуральное  хозяйство.

     Слово «физиократия» имеет греческое  происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле представители физиокртатизма исходили из определяющей роли в экономике  земли, сельскохозяйственного производства.

     Основоположником  и главой школы являлся Ф. Кенэ, также в нее входила большая  группа экономистов: А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др.

 

    1. Физиократы 

     Физиокра́ты (фр. physiocrates, от греч. phýsis — природа  и krátos — сила, власть, господство) —  французская школа экономистов  второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (фр. physiocratie, то есть «господство  природы»), данное ей первым издателем  сочинений Кёне, Дюпон де Немур  ввиду того, что единственным самостоятельным  фактором производства эта школа  считала почву, природу. Впрочем, это  название могло бы характеризовать  учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в  хозяйственной жизни общества —  идеи, родственной понятиям естественного  права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в. 

    1.1 Положения 

     Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и притом раньше её физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения — желания, одинаково характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.

     Физиократы  противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство  как единственное занятие, дающее излишек  валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом  с этим фактором поставил два других, труд и капитал — понятия, играющие такую важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии как  чистой науки. В этом последнем отношении  физиократов скорее можно считать  предшественниками, чем основателями политической экономии.

     Термин  «физиократия» употребляется в  двояком смысле, а именно чаще всего  в более узком значении известной  экономической доктрины, реже —  в более широком смысле целой  теории общества, с социальными и  политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французами. Нет  сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует  забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями  просвещённого абсолютизма во Франции. 

    1.2 Происхождение теории 

     Английские, а за ними немецкие и русские историки политической экономии считают обыкновенно  родоначальником этой науки Адама  Смита, но французы охотнее видят  её начало в учении физиократов, которые  создали первую систематическую  теорию политической экономии. В своей  специальной работе о Тюрго как  экономисте немецкий учёный Шеель также  считает физиократов истинными  родоначальниками политической экономии, называя «смитианизм» лишь «английским  видом физиократизма».

     Появлению физиократии предшествовал так  называемый меркантилизм, который был  скорее системой экономической политики, чем политико-экономической теорией: меркантилисты не дали никакой цельной научной доктрины, разработав только теорию денежного обращения и торговли. В этом смысле физиократы были действительными основателями политической экономии, тем более, что они оказали большое влияние и на учение А. Смита. Они первые провозгласили тот принцип, что в хозяйственной жизни общества господствует известный естественный порядок и что наука может и должна его открыть и сформулировать. Стоит только, думали они, узнать, какие законы управляют явлениями экономической жизни — и этого будет совершенно достаточно для создания полной теории производства и распределения богатств. Отсюда их дедуктивный метод, весьма сходный с методом А. Смита и других представителей «классической школы» политической экономии. 

    1.3 Предшественники 

     У физиократов были предшественники  двоякого рода: одни уже давно выдвигали  на первый план важное значение сельского  хозяйства, другие высказывались за предоставление естественному течению  экономической жизни большей  свободы. Уже Сюлли, министр склонявшегося  к меркантилизму Генриха IV, говорил, что «земледелие и скотоводство — два сосца, питающие Францию» и  что эти два занятия — настоящие  золотоносные жилы, превосходящие все  сокровища Перу. На той же точке  зрения стояли в начале XVIII века Буагильбер, автор сочинения «Le détail de la France sous Louis XIV», и маршал Вобан, к которым  позднее примкнул Кантильон, оказавший  большое влияние на физиократов  через Мирабо-отца, комментировавшего  идеи этого английского экономиста в своём «Друге людей». С другой стороны, Локк положил основание  всей школе естественного права XVIII в., под влиянием которой сложилась  физиократическая идея естественного  порядка, и высказывался за свободу  торговли; на той же точке зрения стоял Кантильон, идеями которого пользовался и А. Смит. Непосредственной причиной возникновения новой экономической школы было материальное оскудение Франции, указывавшее на ошибочность всей прежней экономической политики. «В конце 1750 г., — говорит Вольтер, — нация, пресытившись стихами, комедиями, трагедиями, романами, моральными рассуждениями и богословскими диспутами, принялась, наконец, рассуждать о хлебе. Можно было предположить, выходя из театра комической оперы, что Франции предстояло продавать хлеб в небывалых размерах». Действительно, около этого времени французское общество обратило внимание на печальное положение сельского хозяйства, и даже образовалась своего рода «агрономическая мода».

     К числу лиц, занявшихся ранее других экономическими вопросами в аграрном направлении, принадлежал Мирабо-отец, который в своём «Друге людей», издававшемся с 1756 г., уже высказывал мысли о земледелии как единственном источнике благосостояния государств и об экономической свободе как  лучшей правительственной политике. Отдельные положения Мирабо, касавшиеся этих вопросов, не отличались, однако, ясностью и не были приведены в  систему. Впервые сам Мирабо постиг значение собственных идей, когда  познакомился с теорией Кене, первое экономическое сочинение которого («Tableau économique») вышло в свет в 1758 г. Мирабо одним из первых примкнул к  новому учению и стал ревностным его  глашатаем в целом ряде сочинений. Одновременно возникли периодические  издания, ставшие органами новой  школы, «Gazette du Commerce», «Journal de l’agriculture, du commerce et des finances» Дюпон де Немура и  «Ephémérides du citoyen», основанный им же вместе с аб. Бодо, автором «Введения  в экономическую философию» (1771). Тот же Дюпон де Немур издал  в 1767—68 гг. сочинения Кене под общим  заглавием «Physiocratie», после чего последователи  Кене и получили название «физиократы».

     К ним примкнули и другие видные экономисты, как то: Мерсье де ла Ривьер и Тюрго. Первый из них, приняв сначала  участие в «Журнале земледелия, торговли и финансов», издал в 1767 г. книгу «L’ordre naturel et essentiel des sociétés politiques», из которой впервые большая публика познакомилась с идеями Кене. В ней рассматривались не только экономические, но и политические вопросы с физиократической точки зрения. По учению Мерсье, государственный строй должен основываться на природе человека; вся его задача — в охране свободы и собственности людей, а это лучше всего может сделать абсолютная монархия, в которой совпадают интересы правителя с интересами всей страны. Эта политическая идея Мерсье де ла Ривьера была принята и другими физиократами. Тогда же вышла в свет книга Тюрго «Réflexions sur la formation et la distribution des richesses» (1766), представляющая собой уже систематическое изложение теории образования и распределения богатств с физиократической точки зрения. Особое значение Тюрго заключается в том, что в начале царствования Людовика XVI он в течение двадцати месяцев занимал пост первого (фактически) министра и сделал попытку — впрочем, не удавшуюся, — провести на практике физиократическую программу реформ. Менее важными сторонниками физиократов были Клико-Блерваш и Летрон. Главное сочинение последнего («De l’intérêt social par rapport а la valeur, а la circulation, а l’industrie et au commerce», 1777) считается одним из наиболее ясных и систематических изложений доктрины физиократов, во многих вопросах предвосхитившим положения новейшей науки. По частному вопросу о свободе хлебной торговли в ряды физиократов стал и аббат Морелле.

Информация о работе Экономическое учение физиократов