Эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:54, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение эластичности спроса и предложения.
Задачи работы могут быть сформулированы следующим образом:
рассмотреть элементы спроса и предложения;
рассмотреть концепцию эластичности как к спросу, так и к предложению.

Содержание

Введение 3
Глава I. Спрос и предложение как экономические категории 4
1.1. Понятие спроса и предложения 4
1.2. Факторы спроса 6
1.3. Функция спроса 9
Глава II. Эластичность 10
2.1. Понятие эластичности и виды кривых спроса 10
2.2. Эластичность предложения 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Эластичность спроса и предложения.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

       H – некоторая величина, которая характеризует вкусы и предпочтения покупателей,

       …. – другие факторы, влияющие на объем спроса.

       Если  предположить, что все факторы, кроме  цены самого товара, постоянны (то есть не изменяются в рассматриваемый период времени), то можно представить функцию зависимости объема спроса на товар только от его цены.

       То  есть PB ….PZ,I,H – const, то

       QDA = F(PA)

       Эту функциональную зависимость мы уже рассматривали ранее в главе 1 п. 1.2. (График спроса). 

         

 

Глава II. Эластичность

2.1. Понятие эластичности и виды кривых спроса

       Эластичностью называется степень реакции одной величины в ответ на изменение другой. [2, с. 92]

       Эластичность показывает, насколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

       Закон спроса утверждает, что уменьшение цены товара вызывает увеличение объема спроса на него. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, определяет реакцию объема спроса на изменение цены товара, то есть показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

       Если  обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ep равен:

       где DQ - изменение величины спроса, %; DР - изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

       Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какай-то другой экономической величине.

       Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной  величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и  наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

       Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет  равен:

  
 

       Спрос на товар называется эластичным, если при изменении цены объем спроса существенно изменяется (рис. 2.).

       То есть, если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с эластичным спросом.

       Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. 

         
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2. Эластичный спрос 

       Спрос называется неэластичным, если при  изменении цены объем спроса изменяется незначительно (рис. 3.)..

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3 Неэластичный спрос 

       При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к  такому же количественному изменению  величины спроса.

       То  есть, если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 4. Спрос с единичной эластичностью 

       Существует  два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 4).

         
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 5 Совершенно эластичный спрос 

       Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным  торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

       Другой  крайний случай представляет собой  пример абсолютно неэластичного  спроса: изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно  неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси.

         
 
 
 
 
 
 

Рис. 6 Совершенно неэластичный спрос 

       Примером  может служить спрос на отдельные  виды лекарств, без которых больной  не может обойтись, и т.п.

       Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

       1< |Eр| £ ¥ - спрос эластичен;

       0£ |Eр| < 0 - спрос неэластичен;

            |Eр| = 1 - спрос с единичной эластичностью.

       Рассмотрим, с какими реальными обстоятельствами связана эластичность спроса по цене. Эти данные представлены в таблице 4 и на графике 5.

       График 5. Кривые спроса с низкой (=0.2), единичной (=1) и высокой (=5) эластичностью.

 
 

     Свойствами  эластичности являются:

     1) Эластичность и ценовые интервалы.

       Ценовой интервал влияет на изменение эластичности. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика  по сравнению с правым нижним.  Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от  которых ведется отсчет.

       2) Эластичность и наклон кривой спроса.

       Внешний вид графика не может  служить  надежным основанием для суждения  об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных  изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело  с процентными изменениями цены и количества.

       Эластичность  спроса является степенью чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса - ED. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены.

       В зависимости от изменения определяющих факторов спроса различают следующие виды эластичности спроса: эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса по доходу.

       Эластичность  спроса по цене показывает, насколько  изменится объем спроса на товар  в ответ на изменение цены этого  товара. Выделяют такие факторы ценовой эластичности спроса, как: 1) заменяемость; 2) удельный вес в доходе потребителя; 3) предметы роскоши и предметы необходимости; 4) фактор времени.

       Если ED < 1, спрос является неэластичным; если ED = 1, то имеем спрос с единичной эластичностью; если ED > 1, то спрос на товар эластичен по цене.

       Эластичность  спроса по доходу показывает, как изменяется спрос на товар при изменении  доходов потребителей. Коэффициент  эластичности спроса по доходу EDI  характеризует относительное изменение спроса при относительном изменении величины дохода. Если EDI  > 0, то товары являются нормальными; если EDI  < 0, то товары являются неполноценными.

       Перекрестная  эластичность спроса показывает, как  изменится спрос на один товар  в ответ на изменении цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности спроса EDAB  показывает относительное изменение спроса на один товар (A) при изменении цены другого товара (B). Если EDAB > 0, то товары взаимозаменяемые; если EDAB < 0, то товары взаимодополняемые; если EDAB = 0, то товары независимые. 
 
 
 

 

2.2. Эластичность предложения

       Концепция эластичности применима также и  к предложению. Формула эластичности подходит и для определения степени  эластичности или неэластичности предложения:

       Es = процентное изменение количества предлагаемой продукции/процентное изменение цены

       Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для  того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта.

       Следует ожидать, что чем продолжительнее время, которым располагает производитель, для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Это связано с тем, что реакция производителей на рост цены продукта зависит от их способности перераспределить ресурсы в пользу производства этого продукта за счет сокращения производства других продуктов.

       Проводя анализ влияния фактора времени  на эластичность предложения, экономисты говорят о важности рассмотрения рыночного периода. При этом, стоит различать кратчайший рыночный период, краткосрочный и долговременный периоды.

       Кратчайший  рыночный период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Предположим, что мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике свой урожай томатов данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична; фермер продаст все, что он привез, независимо от высокой или низкой цены. Это связано с тем, что он не может предложить больше томатов, чем он привез на своем грузовике, если цена превысит его ожидания. Понадобится целый сельскохозяйственный сезон, чтобы отреагировать на повышение цены производством большего количества продукции. С другой стороны, поскольку продукт является скоропортящимся, фермер не может изъять его с рынка, если цена окажется ниже его ожиданий, - он все равно продаст то, что привез. Издержки производства в этом случае не будут иметь значения для принятия решения. Даже если цена томатов упадет гораздо ниже уровня издержек производства, фермер тем не менее полностью реализует свой товар, чтобы избежать его потери.

       Таким образом, в пределах очень короткого  промежутка времени предложение  томатов со стороны фермера является фиксированным; он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена. Причем угроза порчи вынуждает фермера продать всю продукцию даже в случае значительного снижения цены.

       Краткосрочный период.

       В пределах краткосрочного (короткого) периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать вои мощности более или менее интенсивно.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения