Эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей, сущность теории эластичности и рассматривают варианты практического применения теории эластичности.

Содержание

Введение 3
1. Эластичность спроса 4
2. Эластичность предложения 12
3. Практическое значение теории эластичности 15
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Эластичность спроса и предложения.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

    Если  экономика переживает подъем и средние доходы домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с EP> 1, ждет расширение, а отрасли с EP< 0, могут столкнуться с серьезными трудностями.

    Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу

  1. значимость  того или иного товара для бюджета  семьи (чем больше товар нужен  семье, тем меньше он эластичен);
  2. является ли данный товар предметом роскоши или первой необходимости (для первого она выше, чем для последнего);
  3. консерватизм спроса (при повышении дохода потребитель не сразу переключается на потребление более дорогих товаров).

    Перекрестная  эластичность спроса

    Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния  на величину спроса на данный товар  изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А(Q)  к процентному изменению цены товара Б(P):

                                                (3)

    где “с” в индексе означает перекрестную эластичность.

      Ес- перекрестная эластичность; 

    d Q (%) - процентное изменение спроса  на один товар; 

    d P (%) - процентное изменение цены  на другой товар5

    Виды  товаров по эластичности.

  1. Eс = 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);
  2. Eс < 1. Взаимодополняющие товары (кофе - сливки, шашлык - соус);
  3. Eс = 1. Единичная эластичность. Выручка максимальная. При изменении цены на 1% спрос изменяется тоже на 1%. Максимальная выручка;
  4. Eс > 1. Взаимозаменяющие товары (товары конкурентов);
  5. Eс = ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

    Значение  коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми  коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

    Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе  на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию. Перекрестная эластичность широко используется при проведении антимонопольной политики: доказательством того, что какая-то фирма не является монополистом того или иного товара служит тот факт, что производимый этой фирмой товар имеет положительную перекрестную эластичность спроса с товаром другой фирмы.

    Рис. 4 Кривые спроса на взаимозаменяемые(D1) и взаимодополняемые(D2) товары 

    Основные  формы перекрестной эластичности спроса:

  • положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;
  • отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;
  • нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.

    4. Общая характеристика эластичности  предложения

    2. Эластичность предложения

 

    Эластичность  предложения по цене, показывает как изменяется количество товаров предлагаемых к продаже в ответ на изменение цены этих товаров. Т.е. ценовая эластичность спроса это реакция покупателей на изменение цены, а ценовая эластичность предложения это реакция на изменение цен со стороны продавца.

    Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или  иной продукции реагирует на изменение  цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

    Эластичность  предложения (ES) показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%, т.е. эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному изменению цены:

     , или ES = ((Q1-Q0)/Q0): ((P1-P0)/P0)

    где Q0 и Q1 - предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 - цены до и после изменения; "s" в индексе означает эластичность предложения.

    Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее  адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

    Обычно  при оценке эластичности предложения  рассматриваются три временных  периода: краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный.

    Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. В этом случае предложение является неэластичным. Когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0).

    Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0).

    Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

    

    Рис. 5. Предложение в трех периодах:

    а) короткий период б) среднесрочный период в)долгосрочный период

    При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

    В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

    При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

    Теоретически  можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое  на графике имело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция  увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

     Рис. 6. Варианты эластичности предложения: кривая А - единичная эластичность; кривая В - эластичное предложение; кривая С - неэластичное предложение. 

    Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 6).

    Виды  предложения по эластичности6.

  1. ES= 0. Абсолютно неэластичное предложение - характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна (сырьевые товары: нефть, газ, руда);
  2. ES= 1. Единичная эластичность. При изменении цены на 1% предложение изменяется тоже на 1%;
  3. ES> 1. Эластичный предложение. При изменении цены на 1% предложение изменяется более, чем на 1%. Нормальные товары, характерна для долгого периода;
  4. ES= ∞. Совершенно эластичный предложение - присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна (факторы производства: труд, капитал);
  5. ES< 1. неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода

    Факторы, влияющие на эластичность предложения

  1. способности к длительному хранению и стоимости  хранения (для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет  низкой);
  2. особенности производственного процесса, возможности (гибкость) технологического процесса (если производитель товара может либо расширить его производство при повышении цены, либо переключиться на выпуск другой продукции при понижении его цены, то предложение этого товара является эластичным;
  3. временного фактора (производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье и т.д.);
  4. мобильность факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей.

    3. Практическое значение теории эластичности

 

    Анализ данных об эластичности необходим при принятии решений об изменении цен на уровне фирмы и целого государства. Основные области практического использования понятия эластичности следующие:

     1) Анализ реакции потребителя  на изменение цены.

    2) Определение ценовой политики  фирм.

    3) Разработка структуры налогообложения.

    4) Проведение различных операций на внешнем рынке и на валютном рынке.

    5) Выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения.

     6) Определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль.

    7) Прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.

    Теория  эластичности спроса и предложения  имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

    Чтобы ответить на эти вопросы и правильно  выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и  предложения на данный товар.

    Для фирмы важно иметь в виду, что  эластичность спроса на ее продукцию  и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением  абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

    Если  фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

Информация о работе Эластичность спроса и предложения