Этастичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Эластичность - одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.

Работа содержит 1 файл

эластичный спрос.doc

— 63.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Эластичность - одна из самых важных категорий экономической  науки. Впервые она была введена  в экономическую теорию А. Маршаллом  и представляет собой выраженное в процентах изменение одной  переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие  эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, -- важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

В реферате рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Для фирмы при  планировании объема и структуры  производства чрезвычайно важно  знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит  от цены товара, доходов потенциальных  потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен  на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы.

1.Виды эластичного спроса.

 Эластичность спроса - степень изменения в количестве спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в их рыночной цене.

Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения  другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

-эластичность  спроса по цене;

-эластичность  спроса по доходу;

-эластичность  предложения по цене;

-перекрестная  эластичность спроса по цене;

-точечная эластичность  спроса;

-дуговая эластичность  спроса;

-эластичность  соотношения цен и заработной  платы;

-эластичность  технического замещения;

-эластичность  прямой линии.

Эластичность  спроса по цене, ценовая эластичность спроса — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.

где Q - спрос(количество); P - цена.

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность — эластичность, измеренная в одной  точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения.

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную кривой спроса. Значение точечной эластичности обратно пропорционально  тангенсу угла наклона касательной.

Дуговая эластичность — это показатель средней реакции спроса на изменение цены выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

На эластичность влияют сроки хранения и особенности  производства.

В зависимости  от значения коэффициента Ed различают:

совершенную неэластичность (коэффициент Ed = 0).

К товарам с  совершенно неэластичным спросом по цене относятся товары, без которых  невозможно обойтись, например, соль, инсулин  для диабетиков.

-неэластичный  спрос (коэффициент |Ed| < 1);

-спрос, имеющий  единичную эластичность (коэффициент  |Ed| = 1).

-эластичный  спрос (коэффициент |Ed| > 1);

-совершенно  эластичный спрос (коэффициент  |Ed| = бесконечности)

Данный вид  эластичности характерен для товаров  в условиях совершенного рынка, где  никто не может повлиять на его  цену, следовательно, она остается неизменной.

Эластичность  спроса по доходу.

Эластичность  спроса по доходу показывает на сколько  процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

Она зависит  от следующих факторов:

Значимость товара для бюджета семьи.

Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.

Консерватизм  во вкусах.

Если увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<0). Скорее всего, данный товар низкокачественный.

Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).

Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем  эластичности характеризуют товары первой необходимости.

Спрос на товар  растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.

2. Формы эластичности.

Эластичность  спроса по цене выступает в следующих  основных формах:

1.эластичный  спрос (ED > 1). Ситуация, при которой  величина спроса изменяется в  большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;

2.неэластичный  спрос (ED < 1). Ситуация, при которой  величина спроса изменяется в  меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению  спроса лишь на 0,3%;

3.единичная эластичность  спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;

4.совершенно  эластичный спрос (ED = ~). Ситуация, при которой величина спроса  бесконечно изменяется при малом  изменении цены. В этом случае  кривая спроса строго горизонтальна;

5.совершенно  неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса  абсолютно не меняется при  изменении цены. Такой спрос представлен  вертикальной кривой спроса.

Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов.

Эластичность  предложения выступает в следующих  основных формах:

эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта  форма характерна для долгого  периода;

неэластичное  предложение, когда объем предложения  изменяется на меньший процент, чем  цена. Эта форма характерна для  короткого периода;

абсолютно эластичное предложение присуще долгому  периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;

абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.

Основные формы  перекрестной эластичности спроса:

-положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;

-отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;

-нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.

Основные формы  эластичности спроса по доходу:

-положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;

-отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;

-нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.

Основные формы  использования эластичности в микроэкономическом анализе:

-анализ поведения потребителя;

-определение ценовой политики фирмы;

-определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;

-выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;

-разработка структуры налогообложения;

-прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ. 

3.Факторы  влияющие на эластичность.

1. Наличие заменителей:  чем больше товаров-субститутов,  тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах).

2. Удельный вес  товара в бюджете потребителя  (обычно чем выше удельный вес,  тем выше ценовая эластичность  спроса).

3. Размер дохода.

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен). Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких предметов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор — 1,54.

5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более  эластичен спрос.

6. Ожидания  потребителя.  Если в краткосрочном периоде  потребление электроэнергии неэластично  (Ер=0,13), то в долгосрочном —  довольно эластично и равно  1,89. 1акое значительное различие  объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.

Эластичность  спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной

Если   > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если     < 0 — взаимодополняемые.

 Чем больше  эластичность спроса на благо  X, тем выше степень заменяемости  благ (в крайнем случае, когда  Еху = + °°, перед нами совершенные  субституты) и, наоборот, чем меньше  эластичность, тем больше взаимодополняемость  (если Ех = - °°, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это  правило, характеризующее взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, может  использоваться лишь при небольших  ценовых изменениях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

Информация о работе Этастичность спроса